ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность понятия «нравственные ценности»
1.2 Технологии, методы и средства духовно-нравственного воспитания и формирования нравственных ценностей в современной школе
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Возрастные особенности подростков
2.2 Методы, формы и средства духовно-нравственного воспитания подростков с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей целевой аудитории
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
«В моральном устроении заключается величайшее украшение мира». Данное высказывание великого мыслителя И. Канта наиболее актуально сегодня, в век информационных технологий, когда человечество достигло высоких результатов в научно-технической сфере, осваивает передовые коммуникационные технологии. Информатизация и медиатизация социального пространства актуализировали значимость вопросов нравственного воспитания в обществе, в котором стал остро ощущаться дефицит добра и человеческой теплоты в отношениях между людьми.
В Республике Беларусь основная цель воспитания отражена в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 годы и заключается в «формировании разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося» [10]. Эта цель предполагает формирование особого интереса у подростков и молодёжи, которые в силу своих возрастных особенностей могут легко попадать под влияние различных факторов, в том числе и негативных, к таким смысложизненным ориентирам их деятельности и общения, как нравственные ценности.
ГЛАВА 1 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность понятия «нравственные ценности»
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что в последние годы в различных областях науки, учебной и методической литературе всё чаще стали употребляться выражения, в которых присутствует определение «нравственный»: нравственное воспитание, нравственные ценности, нравственный мир человека, нравственная сфера и др. Это, на наш взгляд, ещё раз доказывает актуальность «морально-этической проблематики в условиях современного общества», а также свидетельствует о «стремлении преодолеть “груз” политико-идеологизированного отношения к морали, которое было характерно для советского общества» [6, стр.4].
Для раскрытия сущности понятия «нравственные ценности» имеет смысл остановиться на характеристике его содержательных аспектов, которые помогут определить, какое место нравственные ценности занимают в обществе и структуре личности, и какие ведущие регулирующие функции они выполняют в формировании внутреннего мира человека, в его смысложизненных ориентациях и убеждениях, поступках и межличностных отношениях.
Человек в той или иной мере является существом мотивированным, а именно, он действует активно, настойчиво, творчески только в том случае, если им движут внутренние побудители, при наличии мотивационного компонента. В группу таких побудителей, как отмечает К.В. Гавриловец, входят ценности и потребности.
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Возрастные особенности подростков
Для эффективного решения проблем нравственного воспитания особое значение, на наш взгляд, имеет личностное развитие человека, которое несёт на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов и т.д. [24, с. 111]
Кратко остановимся на характеристике возрастных особенностей подростков, так как в этом возрасте происходит своеобразный переход от детства к взрослости, именно в этот период через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения подросток становится личностью, появляется интерес к себе, своей внутренней жизни [23, с.10].
И.Ф. Харламов, рассматривая подростковый возраст, во-первых, очертил его возрастной период: 11-15 лет; во-вторых, квалифицировал подростка как «полуребенка» или «полувзрослого». Такое определение, на наш взгляд, он объяснял сложностью и противоречивостью развития характера подростка: «как полувзрослый он ощущает быстрый рост физических и духовных сил, как полуребёнок он еще ограничен в своих возможностях удовлетворять возникающие у него новые потребности и запросы» [24, с. 68 ].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях динамичных и порой непредсказуемых изменений социально-экономической обстановки в Республике Беларусь значительно усложнился процесс нравственного воспитания молодого поколения. На одно из первых мест вышли проблемы формирования нравственных ценностей подростков в условиях рыночных отношений. В настоящее время нравственные ценности размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи подростковой преступности. Современная система общего среднего образованияя в Республике Беларусь школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований нравственного воспитания учащихся.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Важной частью в системе воспитательной работы подростков является воспитание нравственности. Нравственные ценности являются доминирующим элементом внутреннего мира человека, выполняют ведущие регулирующие функции в формировании его эмоциональных состояний, проявляются в его поступках и действиях, совершаемых по отношению к другим людям, в деятельности и отношении и утверждаются как нечто истинное, доброе и прекрасное в соответствии с личными или социальными критериями и, вследствие этого, являются образцовыми и принимаются в качестве нравственного принципа.
1. Акутина, С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление и классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса : автореф. дис. … канд. пед. наук / С.П. Акутина. –Нижний Новгород, 2003. –24 с.
2. Акутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н. Новгород : НГПУ, 2009. – 305 с.
3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 1999. – 168 с.
5. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / под. ред. профессора К.В.Гавриловец. – Минск : ИВЦ Минфина, 2005. – 226 с.
6. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека / О.А.Павловская [и др.] ; под ред. О.А.Павловской; Нац.акад.наук Беларуси, Ин-т философии. – Минск : Беларус.навука, 2011. – 451 с.
7. Захарчук, Л.А. Педагогический потенциал белорусской этнокультуры в контексте нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи / Л.А. Захарчук // Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации : материалы заоч. науч.-метод. конф., 15–17 мая 2013 г. [Электронный ресурс]. – Минск : РИВШ, 2013. – С. 146–150.
8. Ивашкина, Н.А. Народные традиции патриотического воспитания подрастающего поколения / Н.А. Ивашкина // Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (6 апреля 2006 г.). – М. : МПГУ, 2006. – С. 162-165.
9. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография / А.В. Кирьякова. – Оренбург, 1996. – 160 с.
10. Кодекс Республики Беларусь об образовании
11. Козодаева, Л.Ф. Педагогическая работа по формированию нравственных качеств студентов-дефектологов в процессе добровольческой деятельности / Л.Ф, Козодаева // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2013. – Вып. 12 (128). – С. 234-237.
12. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: учебное пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 416 с.
13. Минова, М. Е. Сущность, структура и функции нравственных ценностей и ценностных ориентаций подростков / М.Е. Минова // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Вып. 14 З-41 рэдкал. : А. П. Манастырны (гал. рэд.) [і інш.] ; ДУА «Акад. паслядыплом. адукацыі». – Мінск : АПА, 2016. – 562 с.
14. Петрова, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования нравственной направленности подростков / А.А. Петрова // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 11. – С. 37-39.
15. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 гг.
16. Ракава, Л.В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай весцы / Л.В. Ракава. – Мінск : Ураджай, 2000. – 111 с.
17. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http.www.vspu. var.ru8101/parts/facultets/mstitute/conf/conf7.htm.
18. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Академия, 2002. – 368 с.
19. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
20. Столяренко, Л.Д. Педагогика : учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов‐на‐Дону : Феникс, 2000. – 448 с.
21. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – Минск : Народная асвета, 1978. – 288 с.
22. Торхова, А. В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А.В. Торхова, И.А.Царик, А.С.Чернявская. – Минск : Нац.ин-т образования, 2009. – 120 с.
23. Харламов, И.Ф. Педагогика: Крат. курс: учеб. пособие / И.Ф. Харламов.– Минск : Выш. шк., 2004. – 272 с.
24. Чэчат, В.В. Педагогіка сямейнага выхавання (тэарэтыка –метадалагічны аспект) / В.В. Чэчат. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 1995. – 195 с.
25. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
26. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе : словарь / под ред. А. Г. Козловой. – СПб. : Речь, 2007. – 331 с.