РЕЗЮМЕ
Тема курсовой работы
«Методика воспитания силы у юношей 8-х классов на уроках гимнастики»
Работа содержит: 30 страниц, 30 использованных источника литературы.
Ключевые слова: силы, развитие силовых способностей, силовые упражнения, возрастные особенности юношей 14-15 лет
Цель курсовой работы – изучение методику воспитания силы у юношей восьмых классов на уроках гимнастики.
Объектом исследования выступает методика развития силовых качеств на уроках физической культуры.
Предметом исследования настоящей работы является изучение методики воспитания силы у юношей восьмых классов на уроках гимнастики.
В работе были использованы следующие методы: информационный, аналитический, сравнительный, творческий и описательный методы, а также метод синтеза.
Введение
Силой называется одна из основных характеристик физических способностей человека – способность воздействовать на предмет, преодолевая определенное усилие. Силовая подготовка является важным этапом развития, как индивида в целом, так и спортсмена в частности.
Если говорить об этапности индивидуального развития онтогенеза, то возраст 14-15 лет, соответствующий 8 классу является наиболее благоприятным и целесообразным для развития силовых способностей школьников. Поскольку в младшем и большей части среднего школьного возраста к силовым упражнениям нужно относится строго дозировано, ни в коем случае не допускать предельных нагрузок, нагрузок на неокрепший опорно-двигательный аппарат.
Начало силовой подготовки должно строится на методике увеличения мышечной массы, поскольку наиболее целесообразно в данном возрасте для формирования мышечного скелета и вегетативных функций.
Гимнастические упражнения наиболее оптимально позволяют решить данные задачи, поскольку упражнения предусматривают наиболее щадящий режим, работу с собственным весом. Исторически сложилось, что гимнастические упражнения позволяют проработать все группы мышц органичным способом, без избыточного напряжения, в дозированных количеством подходов нормах.
Гимнастические упражнения развивают молодой организм юноши комплексно, без перекосов и ассиметричных нагрузок. Также гимнастика воздействует не только на силовые возможности, но и переносит свои тренировочные влияния на координацию движений, выносливость, ловкость, гибкость. Тот перенос в развитии двигательных способностей помогает развить юношу в большей полноте физических способностей, что наиболее целесообразно в данном возрасте.
Можно отметить, что гимнастические упражнения наиболее тесно связаны с прикладными видами деятельности человека. Правильная техника выполнения двигательных актов общих для повседневной жизни и физической культуры позволяет избежать травм и избыточного напряжения при выполнении ежедневных обязанностей и физического труда.
Гимнастические упражнения являются базовыми для занятий многими видами спорта, где силовые навыки отрабатываются более направленно или другие формы гимнастики (атлетическая гимнастика). Силовая подготовка при правильной технике станет основой правильного выполнения тренировок в свободное от учебы время; базисом теоретической подготовки при самостоятельной разработке тренировочных программ.
Гимнастика имеет огромное оздоровительно-гигиеническое значение. Один из выдающихся историков древнего мира Плутарх, оценивая оздоровительное значение гимнастики, заметил: «Гимнастика есть целительная часть медицины». Русские ученые с мировым именем: И. М. Сеченов, И, П. Павлов, И. И. Мечников, П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневскнй, отдавая должное двигательной деятельности человека, большое значение придавали физическим упражнениям (гимнастике), рассматривая их как лучшее средство повышения жизнедеятельности и работоспособности, а также оздоровления и активного отдыха. Гимнастика формирует важные прикладные навыки и умения в преодолении различных препятствий, переноса тяжестей, совершенствует координационные способности человека.
Анализ научно-методической литературы показывает, что одним из необходимых средств, обеспечивающих разностороннее и гармоническое развитие и воспитание школьников, являются гимнастические упражнения, занятия которыми носят образовательно-развивающую и прикладную направленность, способствуя совершенствованию двигательной функции учащихся. Силовые возможности являются одними из самых востребованными для занятия многими видами спорта и развития других возможностей.
Актуальность темы исследования состоит в том, чтобы разработать методику проведения занятий направленного действия, направленного в данном случае на развитие силовых способностей юношей восьмых классов общей структуре учебной программы по физической культуре, которая предполагает распределить бюджет учебного времени исходя из видов спорта, а не физических качеств, которые они формируют. В итоге при незначительном изменении структуры урока методика направлена на наиболее эффективное формирование силовых способностей путем применения гимнастических упражнений.
Объектом курсовой работы является методика развития силовых качеств на уроках физической культуры.
Предметом курсовой работы служит изучение методики воспитания силы у юношей восьмых классов на уроках гимнастики.
Цель курсовой работы: изучить методику воспитания силы у юношей восьмых классов на уроках гимнастики.
В связи с целью определены задачи исследования:
- систематизировать теоретические основы развития силовых способностей;
- проанализировать методические основы развития силовых способностей учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастических упражнений;
- изучить методику воспитания силы у юношей восьмых классов на уроках гимнастики.
В ходе выполнения работы применялись информационный, аналитический, сравнительный, творческий и описательный методы, а также метод синтеза.
Данная курсовая работа состоит из введения; трех разделов, в первом из которых систематизированы теоретические основы развития силовых способностей, во втором проанализированы методические основы развития силовых способностей учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастических упражнений; в третьем изучена методика воспитания силы у юношей восьмых классов на уроках гимнастики. Работа выполнена на 28 страницах. Библиографический список содержит 30 источников.
Глава 1 Теоретические основы развития силовых способностей
1.1 Характеристика силы как физического качества
Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании и спорте называют способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Сила является одним из основных физических качеств человека.
Если в механике сила - количественный показатель, то в физиологии понятие сила мышц, будучи количественной мерой, принимает качественную информативность. Двигательные акты человека характеризуются целым рядом качественных проявлений, из которых достаточно основательно изучались сила, быстрота и выносливость. Эти стороны моторного акта всегда в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом. Однако в педагогической практике этот фактор нередко остается незамеченным. Например, по выполнению таких тестов, как подтягивание на перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа судят не об уровне силовой выносливости, а о силе человека.
Качественные стороны двигательной активности человека проявляются в совершенствовании регуляции деятельности мышц и вегетативных органов. При кратковременных, скоростных и силовых движениях преимущественное значение принадлежит улучшению регуляции деятельности нервно-мышечной системы. При более длительной работе, наряду с совершенствованием двигательных функций, существенное значение приобретает улучшение координации вегетативных функций [1, с.7].
Но важнейшая роль в улучшении физиологической регуляции функции организма, обусловливающих улучшение показателей, например максимальной силы, все же принадлежит нервной системе и в особенности формированию условно-рефлекторных связей, обеспечивающих улучшение функций организма при мышечных напряжениях [6, с.29].
Развитие мышечной силы тесно связано с возникновением в результате упражнений ряда изменений:
-морфологических,
-биохимических,
-физиологических изменений.
Биологические факторы, оказывающие влияние на мышечную силу, весьма многообразны. Сложный характер имеет влияние на силу мышц-агонистов. Известно, что растянутая мышца развивает большее напряжение, чем нерастянутая. В этом отношении растягивание мышц при деятельности их антагонистов способствует увеличению степени напряжения в некоторых случаях в два-три раза [6, с.54].
Глава 2 Методические основы развития силовых способностей учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастических упражнений
2.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста
Система занятий физической культурой и спортом в школе опирается на исследования анатомо-физиологических особенностей, а также возрастной психологии школьников. Программа строится в соответствии с физическими возможностями, основного вида деятельности, особенностей гендерного подхода и развития в среднем школьном возрасте.
Важной задачей физического воспитания, которая решается в процессе занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях, является обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышц и предупреждение нарушения осанки. Для укрепления опорно-двигательного аппарата следует подбирать упражнения, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Учащиеся 9 классов средних общеобразовательных школ соответствуют возрасту 14-15 лет.
В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест.
У девочек 14-15 лет рост - в пределах 154-160 см, а вес - 42-52 кг. У мальчиков 14 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 150 см; к 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с весом тела [24, с.65].
Ребенок среднего школьного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еще не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, - средний и старший школьник быстрее утомляется.
Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Быстро увеличивается запас слов - особенно, если ребенок приучен много читать и если он читает медленно, вдумчиво, не перескакивая с пятого на десятое, если он мысленно проговаривает слова. В этом возрасте активно формируется личность.
Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так пульс у ребенка в 14 лет достигает 72-78 ударов в минуту, в 15 - 70-76 ударов в минуту, а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически соответствует пульсу взрослого человека [21, с.89].
Глава 3 Особенности методики воспитания силы у юношей 8-х классов на уроках гимнастики
Анализ научно-методической литературы показывает, что одним из необходимых средств, обеспечивающих разностороннее и гармоническое развитие и воспитание школьников, являются гимнастические упражнения, занятия которыми носят образовательно-развивающую и прикладную направленность, способствуя совершенствованию двигательной функции учащихся. Силовые возможности являются одними из самых востребованными для занятия многими видами спорта и развития других возможностей.
Методика проведения занятий направленного действия, направленного в данном случае, на развитие силовых способностей юношей восьмых классов общей структуре учебной программы по физической культуре, которая предполагает распределить бюджет учебного времени исходя из видов спорта, а не физических качеств, которые они формируют. В итоге при незначительном изменении структуры урока методика направлена на наиболее эффективное формирование силовых способностей путем применения гимнастических упражнений.
В разработке гимнастических уроков по развитию силовых способностей юношей является создание целостной системы учебно-воспитательного процесса, которая обеспечит прогрессивное нарастание тренированности организма в рамках силовой подготовки. Решение этой задачи требует уточнить содержание состава педагогических средств воздействия и привнести некоторые изменения в соотношение временных параметров частей урока. Суть этих изменений устанавливалась содержанием программного материала по предмету физической культуры и определялась прохождением раздела гимнастики.
Важным является отбор специализированных физических упражнений, содействующих оказанию направленных воздействий на развитие силовых способностей. Эти упражнения должны быть распределены по внутривидовым признакам и с их помощью предполагается осуществить направленное развитие скоростно-силовых и собственно-силовых способностей, а также силовой выносливости.
Уроки по развитию силовых способностей (одноцелевые) должны иметь относительно сложную структуру, обеспечивающую рациональное размещение учебного материала, поддержание высокой функциональной активности органов и структуру организма, выполнение юношами значительного объема мышечной работы. В основе структурирования урока должны быть положены особенности удовлетворения энергетического запроса работы в режиме выполнения нагрузок силового характера и закономерности фазного изменения физической работоспособности при мышечной деятельности.
Заключение
На основании проведенного исследования можно говорить о достижении цели в полном объеме и выводах, сделанных на основании выполненных задач:
1. Сила является одним из основных физических качеств человека. Развитие силовых способностей человека является одним из ведущих направлений формирования физических качеств. Поскольку сила имеет большое количество характеристик, по ее развитие должно проходить комплексно. При этом необходимо соблюдать физиологические, биохимические особенности развития силы, а также индивидуальные качества обучаемого и уровень его подготовленности. Если говорить о школьниках, то необходимо учитывать возрастные физиологические и психологические аспекты развития. При составлении плана учебного процесса учитель должен учитывать усилия, затрачиваемые на преодоление сопротивления, состояние организма ученика, при котором в условиях соревнования выполняются специальные движения, психологическое состояние ученика, тесно связанное с переносимыми нагрузками.
Силовые качества по-разному проявляется при занятиях различными видами спорта. В зависимости от характера работы мышц, сочетания проявления физических качеств можно выделить такие разновидности как статическая и динамическая сила, абсолютная и относительная сила, взрывная сила, силовая выносливость. Силовая подготовка относится к одной из ведущих во всех видах спорта, поскольку только сильные мышцы позволят выполнить двигательное действие максимально чисто технически. Согласно теории о переносе развития двигательных качеств можно говорить о развитии силы, как фундаменте для развития быстроты, ловкость, гибкости, координационных способностей.
Основным средством развития силовых возможностей являются силовые упражнения. Классификация силовых упражнений представлена в зависимости от того, какое сопротивление преодолевается: упражнения с отягощениями массой собственного тела, упражнения с отягощением сопротивлением внешней среды, упражнения в преодолении сопротивления эластичных предметов, упражнения с отягощением массой предметов, упражнения с комбинированным обременением, упражнения на тренажерах. Развитие максимальной силы проводится по определенной методике, описание которой включает состав упражнений, динамику выполнения, интервалы и характер отдыха, величину нагрузки и другие параметры. Различают несколько методик формирования максимальной силы: методика развития максимальной силы путем использования изометрических упражнений и упражнений с самоопором, методика развития максимальной силы путем совершенствования межмышечной координации, методика развития максимальной силы путем совершенствования внутримышечной координации, методика развития максимальной силы путем увеличения мышечной массы.
2. Система занятий физической культурой и спортом в школе опирается на исследования анатомо-физиологических особенностей, а также возрастной психологии школьников. Программа строится в соответствии с физическими возможностями, основного вида деятельности, особенностей гендерного подхода и развития в среднем школьном возрасте. У школьников 9 классов (14-15-летнего возраста) начинается период полового созревания, который характеризуется бурным созреванием желез внутренней секреции, значительными нейрогормональными перестройками и интенсивным развитием всех физиологических систем организма подростка. При проведении занятий по физической культуре следует выбирать упражнения, направленные на развитие физических способностей школьников, адекватные их возрастным особенностям. Несмотря на функционирование всех систем организма близко к нормам для взрослого необходимо дозировать нагрузку, как силовую, так и кардионагрузку на сердечно-сосудистую систему. Необходимо также учитывать нестабильный эмоциональный фон и особенности психики в раннем подростковом возрасте.
Возрастной период, который соответствует 8 классу, строго говоря, относится к среднему школьному возрасту, но является верхней его границей. В литературе также считается более точной классификацию возрастную проводить на основании особенностей созревания подростка, а они могут отличаться. Рост в данном возрасте идет скачками, развитие подростков идет с тенденцией к акселерации. Можно констатировать, что критерии для развития школьников в 8 классе в большинстве ближе к старшеклассникам. Данная возрастная категория может считаться критичной или сензитивной для развития силовых способностей, так как у детей более младшего возраста не достаточно сформирована мышечная систем (толщина волокон) и опорно-двигательный аппарат (кости, суставы, связки) для того, чтобы заниматься упражнениями с отягощением. При построении направленной методики развития силы у школьников 14-15 лет необходимо уделять внимание упражнениям направленным на увеличение мышечной массы, нагрузка должна быть посильной, отягощения даже не субмаксимальными, не говоря о больших. Поскольку упражнения на развитие силы только вводятся в арсенал двигательных действий, очень важно отработать технику. То даст знания и умения в будущем при занятиях физической культурой и спортом, а также убережет от травм.
3. Силовая подготовка юношей восьмых классов должна проходить согласно с возрастными и индивидуальными особенностями организма. Однако данный возраст, является наиболее благоприятным для начала целенаправленного формирования силовых способностей с помощью силовых упражнений различного вида.
Поэтому в программе физической культуры в школе, не отходя от имеющейся структуры по разделам, соответствующим определенным видам спорта имеет смысл разработать уроки однонаправленные на развитие силовых способностей методами упражнений, которые соответствуют виду спорта, в частности в разделе гимнастики, соответственно, гимнастическими.
Особенностью методики является измененная структура, более усложненная по сравнению с обычным уроком. Разминку рекомендуется разделить на общеразвивающие и специальные упражнения. Данную структур разминки можно перенести в уроки не только гимнастической тематики, однако уже в разминке можно начинать формировать силовые способности именно методами гимнастических упражнений, поскольку они являются наиболее универсальными составляющими и общеподготовительной части и специальной. Разница будет полагаться в плотности выполнения упражнения, количестве упражнений, и как следствии уровне воздействия на мышечный аппарат с последующим прогрессом в уровне сформированности силовых способностей на этапе суперкомпенсации.
1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие / И.С. Барчуков. – М.: Академия, 2016. – 526 с
2. Бирючков, Б.И. Методические особенности развития двигательных способностей учащихся на уроках гимнастики в школе. Учеб. Пособие. / Б.И. Бирючков. - М., 2002. - 111 с
3. Блеер, А.Н. Терминология спорта: толковый слов.- справ.: более 10000 терминов / А.Н. Блеер. – М.: Академия, 2015. – 459 с
4. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: Теория и методика М.М. Боген. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. – 254 с
5. Гилев, Г.А.Физическое воспитание в вузе: учеб. пособие. Федер. агентство по образованию, Моск. гос. индустр. ун-т, Ин-т дистанц. Образования / Г.А. Гилиев. – М.: МГИУ, 2007. – 375 с
6. Гимнастика и методика её преподавания: Учеб. для факультетов физической культуры / Под ред. Н.К.Меньшикова; ГРПУ им, А.И.Герцена. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. – 236 с
7. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для институтов физической культуры. Под общей ред. В.М.Смолевского. Издание 3-е, переработанное и дополненное. - М.: «Физическая культура и спорт». 1987.- 311 с
8. Гимнастика в школе: Метод, пособие для учителей физ. воспитания семилет. школы / Под ред. канд. пед. наук В. Н. Короновского. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1954. - 216 с
9. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.: Под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 448 с
10. Голомазов, С.В. Футбол/ С.В. Голомазов// Теоретические основы и методика контроля технического мастерства. - М.: ФиС, 2015. - 220 с
11. Железняк, Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учеб. для высш. проф. Образования / Ю.Д. Железняк. – М.: Академия, 2013. – 154 с
12. Кузнецов B.C., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176 с
13. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учеб. для высш. проф. Образования / В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 410 с
14. Лях В. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классы. – Просвещение. М., 2007 – 412 с
15. Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.: Просвещение, 1996. -106-205 с
16. Маркосян, А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков/ А.А. Маркосян. - М.: Медицина, 2001 - 322 с
17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Уч-к для ИФК. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с
18. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для завершающего уровня высшего физкультурн. Образования / Л.П. Матвеев. - СПб.; Москва; Краснодар: Лань, 2005. – 378 с
19. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высш.спец.физкульт.учеб.завед / Л.П. Матвеев. - 3-е изд.. – СПб.: Лань, 2003. – 159 с
20. Методика физического воспитания школьников /Д.А.Аросьев, Л.В.Бавина, Г.А.Баранчукова и др.; Под ред. Г.Б.Мейксона, Л.Е.Любомирского. М.: Просвещение, 1989. - 143с. - (Б-ка учителя физ. культуры)
21. Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников. – Просвещение. М., 2000. - 220 с
22. Настольная книга учителя физической культуры / Ред. Кофман Л.Б. -М.: ФиС, 1998
23. Настольная книга учителя физической культуры: Справочно-методическое пособие / Сост. Мишин Б.И. М.: ACT: Астрель, 2003
24. Общая гимнастика в школе. Сборник документов по проведению соревнований по общей гимнастике среди учащихся общеобразовательных школ / Лагутин А.Б., Михалина Г.М. М., 2002. - 37 с
25. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студентов высших учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 448 с
26. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. М.: Терра-Спорт, 2000. - 72 с
27. Семёнов Л.П. Игровые задания в основной части урока гимнастики: Метод. Разработки для студентов и слушат. ФПК Акад./РГАФК. М.: Б. и., 1993.-31 с
28. Фискалов, В. Д.Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д. Фискалов. – М.: Сов. спорт, 2010. – 391 с
29. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. Вузов / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2008. – 479 с
30. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие для студ. Вузов / К.Д. Чермит. – М.: Сов. спорт, 2005. – 270 с