СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЛОЖЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологическая характеристика межличностных отношений в подростковой группе
1.1.1 Понятие о межличностных отношениях в психологии
1.1.2 Особенности социометрической группы
1.1.3 Характеристика межличностных отношений в подростковом возрасте
1.2 Особенности поведения в конфликте в подростковом возрасте
1.2.1 Понятие о конфликте в психологии.
1.2.2 Виды конфликтов и способов их разрешения.
1.2.3 Характеристика конфликтов в подростковом возрасте
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЛОЖЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Методы и организация исследования
2.1 Положение в межличностных отношениях в подростковом возрасте
2.2 Способы поведения подростков в конфликте
2.3 Взаимосвязь положения в межличностных отношениях и способа поведения в конфликтной ситуации подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Межличностные отношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы.
Социометрическая структура группы – это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, известных по результатам социометрического теста Д. Морено. Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности.
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.).
Подростковый возраст – период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида.
ВВЕДЕНИЕ
Отношения с другими людьми составляет основу жизни каждого человека. Согласно мнению Л.С.Рубинштейна «сердце человека соткано из его отношений к другим людям: с ними связано главное содержание псиической внутренней жизни человека». Проблема межличностных отношений в психологии изучается уже достаточно давно. Существует большое количество исследований в данной области, а также рассмотрено большое количество подходов и идей к определению данного понятия, его структуры и особенностей, однако современные тенденции диктуют новые условия существования межличностных отношений. Проблемой изучения межличностных отношений занимались различные исследователи, среди которых Н.Н. Обозов, Г.М. Андреева, В.Г. Ромек, Т.Хустон, М.И. Лисина и другие [4; 5; 8; 15].
Актуальность исследования данной темы заключается в том, что в последнее время среди молодежи наблюдается повышенная жестокость, агрессивность, отчужденность, которая требует настоятельного изучения данной проблемы. Проблема межличностных отношений подростков и их различного по своему содержанию поведения в конфликтных ситуациях заставляют исследователей искать факторы, которые оказывают виляние на формирование такого рода поведение. В подростковом возрасте складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам, что в последствии приводит к тревожным последствиям [17].
Объект данной работы – положение в межличностных отношениях и способ поведения в конфликте.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЛОЖЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологическая характеристика межличностных отношений в подростковой группе
1.1.1 Понятие о межличностных отношениях в психологии
Проблема межличностных отношений в психологии изучается уже достаточно давно. Существует большое количество исследований в данной области, а также рассмотрено большое количество подходов и идей к определению данного понятия, его структуры и особенностей.
Первоначально понятие межличностных (межперсональных) отношений в отечественной психологии было проанализировано в книге «Социальная психология» (1975г.). К настоящему моменту данная проблема является довольно исследованной, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, однако новые тенденции современности и межличностных отношений побуждают исследователей делать новые открытия [22].
В 1979 в своей монографии Н. Н. Обозов обобщил результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежных специалистов по проблеме межличностных отношений в психологии. Данное исследование является довольно глубоким и фундаментальным, что остается актуальным и на сегодняшний день. Однако в последующих публикациях исследователей проблеме межличностных отношений уделяется не так много внимания.
Н. Н. Обозов в своих работах, как правило, исследует основные типы межличностных отношений, однако он не рассматривает их динамику [5].
Если говорить об исследовании данной проблемы за рубежом, то межличностные отношения в основном анализируются в справочниках по социальной психологии. Одним из наиболее интересных исследований является работа Т. Хустона и Г. Левингера. Их работа называется
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЛОЖЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Методы и организация исследования
Методологическими основаниями нашего исследования являются концепция Г.М.Андреевой, которая предлагает рассматривать межличностные отношения как особый ряд отношений, возникающих внутри каждого вида общественных отношений. По мнению автора межличностные отношения представляют собой реализацию безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Важной особенностью межличностных отношений, по мнению автора, является их эмоциональная основа, которая включает все виды эмоциональных проявлений.
Также в основе исследования лежит концепция К. Томаса, который считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах, а также социометрическая теория Дж.Морена, который рассматривает групповую структуру как статусную иерархию и систему взаимных выборов каждого члена группы.
Объект исследования – положение в межличностных отношениях и способ поведения в конфликте.
Предмет исследования – положение в межличностных отношениях и способ поведения в конфликте подростков.
Цель исследования: выявить взаимосвязь положения в межличностных отношениях и способов поведения в конфликте в подростковом возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Межличностные отношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Межличностные отношения могут быть вертикальными и горизонтальными.
Подростковый возраст является важнейшим этапом формирования межличностных отношений со сверстниками и со взрослыми, в установлении своей позиции в межличностном взаимоотношении. В данный возрастной период происходят как физиологические, так и психологические изменения подростка, что оказывает влияние на характер взаимоотношений с другими людьми. Отмечается повышенная конфликтность подростка со взрослыми, что может выражаться в открытой форме, проявлении негативизма, раздражении, агрессии.
Подростковый возраст характеризуется значительными изменениями в эмоциональной и поведенческой сферах личности подростка. Среди основных проблем, которые рассматриваются в подростковом возрасте, это конфликтность поведения и общения. У подростков могут возникать как внутриличностные, так и межличностные конфликты. Среди последних наиболее часто встречаются конфликты с педагогами и родителями, от которых подросток стремится отделиться и стать самостоятельным.
В выборке нашего исследования преобладает социометрический статус «пренебрегаемый», который предполагает малое количество положительных и большее количество отрицательных выборов среди членов коллектива.
В подростковом возрасте преобладает склонность искать компромисс в конфликтной ситуации. Это может быть связано с особенностями возрастного периода, когда происходит взросление и становление самосознания подростка, желание вести себя как взрослый и
1. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с.
2. Акатов Л. И., Крикунов А. С, Подорога В. Я., Тимощук Е. И., Шанин Е. А. Реакция контактных групп на конфликтные ситуации // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов СССР. Тбилиси, 1971.
3. Алексеев С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореф. канд. дисс. - Л., 1978. - 18 с.
4. Андреева Г. М., Донцов А. И., Хараш А. У. Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной групповой деятельности // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 1981. С. 68–85.
5. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. – М., 2000. – С. 15–22.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М., 2000. – С. 26–37.
7. Арутунян М. Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. С. 42–53.
8. Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М., 1984. С. 142–161.
9. Гришина Н. В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния / Под ред. А. А. Крылова и др. Л., 1982. С. 90–96.
10. Гришина Н. В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов // Психология – производству и воспитанию / Ред. колл. А. А. Крылов, Е. С. Кузьмин и др. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. С. 19–24.
11. Гришина Н. В. Психологическая работа с конфликтами: три вида диалога // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Го-ловей, Л. А. Коростылевой. СПб., 1999. Вып. 3.
12. Гришина Н. В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе // Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Отв. ред. Е. В. Шорохова, Е. С. Кузьмин. М., 1983. С. 115–123.
13. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез / А.И. Захаров. – Л.: Медицина, 1988. – 244 с.
14. Золотовицкий Р.А. Групповая реальность и ее синтез. // Онтосинтез социальной реальности. Труды методологического семинара / Под ред. В.С. Дудченко. М.: Икар, 1998. С. 245–260.
15. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
16. Леонтьев Д. А. Что такое экзистенциальная психология // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской перспективе / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. С. 40–54.
17. Леонтьев, А. А. Психология общения. / А. А. Леонтьев. – М.: 1997.
18. Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека / Под общ. ред. В. И. Белопольского. М., 2002.
19. Морено Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ. Красноярск: ФМЗ, 1993 (более адекватный перевод с немецкого: Морено Я.Л. Театр импровизации (перевод В. Зеньковского и В. Ильина) // Евразийский временник. Berlin, 1928
20. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001
21. Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание / А.Е. Ольшанникова. – М. : Знание, 1983. – 80 с.
22. Степанова, О. П. Актуальные проблемы исследований в области социальной психологии. Монография / Под ред. О.П. Степановой, Л.Г. Бузуновой. – Магнитогорск: Магнитогорск, 2013 – 156 с.
23. Стрельцова, И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них[Текст]:автореф. дис. …канд. психол. наук : 19 00 13 / И.П. Стрельцова ; Рос.Акад. образов. Психолог.ин-т. – М., 2003. – 22 с.
24. Тышкова, М. Исследования устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях / М. Тышкова// Вопр. психол. – 1987. – № 1. – С. 27–33. –Режимдоступа:http://www.voppsy.ru/issues/1987/871/871027.htm. – Дата доступа : 20.03.2018.