ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА
1.1. Особенности процесса понимания
1.2. Понятие о восприятии текста
1.3. Особенности понимания текста
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА НА ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Изучение влияния читательского опыта на восприятие и понимание текста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Трудно представить жизнь современного общества без словесных текстов, или текстов, выраженных посредством знаков языка (музыкальный, живописный, математический текст и т. д.). Деловые письма, инструкции, распоряжения, реклама, параграфы учебников, статьи энциклопедий, художественные произведения – вот далеко не полный список того, что мы называем текстами. Они создаются с целью сохранения смыслов, которые «вызрели» в сознании автора, передачи этих смыслов конкретному адресату или людям вообще. Создавая текст, автор движим идеей общения со своим адресатом и необходимостью быть понятым. На сегодняшний день тематика взаимодействия «читатель-текст» становится все более значимой. Это тесно связано с необходимостью прояснить спорные вопросы о том, какие когнитивные механизмы задействованы в восприятии художественного текста и какие закономерности можно выявить в их функционировании.
При исследовании проблемы были использованы научные представления о системности психических процессов (Б.Г. Ананьев, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов, Л.С. Рубинштейн), представления о деятельностной природе психики (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), подходы к рассмотрению человека как субъекта деятельности и общения (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.).
Вопросы восприятия и понимания текста разрабатывались такими учеными, как А. А. Брудный, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя и др.
Объект исследования: восприятие и понимание текста.
Предмет исследования: роль читательского опыта в восприятии и понимании текста.
Цель данной работы: определить роль читательского опыта в восприятии и понимании текста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА
1.1. Особенности процесса понимания
Интерес к феномену понимания резко возрос во второй половине ХIХ века. Не ослабевает этот интерес и в настоящее время. Связано это с образованием единого европейского обучающего пространства, с распространением идеи открытого общества, толерантности, с обменом культурными ценностями, с задачами образования. Понимание является жизненной необходимостью каждого человека, проблемой любого общества. В реальной его истории понимание, интерпретация, толкование, перевод текстов, понимание другого человека и себя в каждом конкретном случае оказывается необходимым условием для решения каждодневных жизненных вопросов, решения поставленных задач и разрешения ситуаций, достижения близких и отдаленных целей.
Ряд ученых высказывает свое мнение о процессе понимания. А.А. Брудный считает, что понимание это «…узел, связывающий познание и общение воедино» [4, с. 115].
Г.С. Костюк подчеркивает, что понимание «включает выделение основных элементов материала, «смысловых вех», и объединение их в единое целое… Понимание всегда осуществляется на основе предыдущего опыта человека» [12, с. 127].
Н.И. Жинкин определяет понимание как «перевод с натурального языка на внутренний» [10, с. 60]. М.С. Роговин отмечает, что «человеческое мышление стремится отразить изучаемые объекты или явления прежде всего путем соотнесения их с более широким кругом явлений, включая их в
Выводы по 1 главе
Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми и графическими единицами, но и общим фондом знаний, или «коммуникативным фоном», на котором осуществляется текстообразование и его декодирование.
Наряду со знанием языковой системы важную роль в процессе восприятия и понимания текста играет прежний опыт и общие (энциклопедические) знания реципиента.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА НА ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА
2.1. Организация и проведение исследования
Одной из специфических особенностей психолингвистики является систематическое использование в ней экспериментальных методов. В большинстве наук о человеке эксперимент – это лишь один из способов получения знания. В лингвистике же эксперименту отводится весьма скромное место, на первое место здесь выходят наблюдение и интроспекция. В психолингвистике, напротив, эксперимент считается доминирующим методом. А.А. Леонтьев считает, что «в сущности, психолингвистика и есть не что иное, как экспериментальная лингвистика» [13, с. 16].
Целью данного исследования было выявление влияния читательского опыта на восприятие и понимание текста. Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №21 г. Минска». В исследовании приняло участие 6 учащихся 10 класса.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем читательского опыта и восприятием художественного текста.
Изучение научной литературы позволило выбрать методики для выявления влияния читательского опыта на восприятие и понимание текста. Так, для изучения читательского опыта была использована методика «Опросник читателя» (методика Н.А. Логиновой и А.И. Коченовой).
В опросник вошли следующие утверждения, на которые испытуемым было предложено ответить «да» или «нет».
1. Я люблю читать летом
2. Я могу читать в перерывах между уроками
3. У меня лучше получается думать, когда я читаю
4. Я люблю читать
Выводы по 2 главе
В ходе исследования было изучено влияние читательского опыта на восприятие и понимание текста. В качестве текста для эксперимента было выбрано небольшое произведение, с которым учащиеся не знакомились в курсе средней школы, а именно рассказ Ф. Кафки «Прометей». В качестве метода оценки восприятия и понимания текста была использована шкала нарративного взаимодействия – Narrative Engagement Scale NES). Для
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема восприятия текста – одна из активно разрабатываемых в рамках подхода эмпирического исследования литературы. Исследования основываются с одной стороны на данных психологии и нейронаук, с другой – на результатах, полученных в рамках общего языкознания.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
С понятием текста тесно связаны понятия «восприятие» и «понимание».
Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми и графическими единицами, но и общим фондом знаний, или «коммуникативным фоном», на котором осуществляется текстообразование и его декодирование.
Наряду со знанием языковой системы важную роль в процессе восприятия и понимания текста играет прежний опыт и общие (энциклопедические) знания реципиента.
Понимание художественного текста – это сложный процесс выделения в нём структурных элементов и смысловых вех, сопровождающийся эмоциональным сопереживанием с автором, диалогичный по своей природе.
В ходе исследования было изучено влияние читательского опыта на восприятие и понимание текста. В качестве текста для эксперимента было выбрано небольшое произведение, с которым учащиеся не знакомились в курсе средней школы, а именно рассказ Ф. Кафки «Прометей». В качестве метода оценки восприятия и понимания текста была использована шкала нарративного взаимодействия – Narrative Engagement Scale NES). Для изучения читательского опыта была использована методика «Опросник читателя» (методика Н.А. Логиновой и А.И. Коченовой).
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход) / И.В. Абакумова. – Ростов-н/Д. : Изд-во Ростовского ун-та, 2003. – 480 с.
2. Асмус, В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики / В.Ф. Асмус. – М. : Искусство, 1968. – 220 с.
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М. : Сов. энциклопедия, 1969. – 607 с.
4. Брудный, А. А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. – М. : Логос, 1998. – 180 с.
5. Бубнова, Г. И. Письменная и устная коммуникация: Синтаксис и просодия / Г.И. Бубнова, Н.К. Гарбовский. – М. : Изд-во МГУ, 1991. – 272 с.
6. Василик, М.А. Основы теории коммуникации : учебник / М.А. Василик. – М. : Гардарики, 2003. – 615 с.
7. Глухов, В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. Глухов, В. Ковшиков. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 318 с.
8. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики : учеб. пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. – М. : Лабиринт, 2001. – 304 с.
9. Григоренко, И.Н. Категории восприятия и понимания текста и аспекты их реализации / И.Н. Григоренко, В.А. Рыбникова // Принципы и методы исследования в филологии: конец ХХ века: сб. ст. науч.-метод. семинара «Textus». – СПб.; Ставрополь, 2001. – Вып. 6. – С. 340-344.
10. Жинкин, Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н.И. Жинкин // Вопросы языкознания. – 1970. – №6. – С. 60-66.
11. Зимняя, И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения / И.А. Зимняя // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). – М. : Высш. школа, 1976. – С. 29-38.
12. Квасюк, Т.Я. Понимание как мыслительный процесс / Т.Я. Квасюк // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. – Т. 16. – С. 127-132.
13. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Смысл ; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.
14. Лурия, А. Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. – М. : Академия, 2002. – 352 с.
15. Любимов, В. В. Из лекций по психологии восприятия / В.В. Любимов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2007. – №1. – С. 29–32.
16. Марьяновская, Е.Л. Использование лингвистического и читательского опыта как стратегии обучения домашнему чтению на младших курсах языкового вуза / Е.Л. Марьяновская // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 3 (47). – С. 291-296.
17. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. – М. : Просвещение, 1972. – 160 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2007. – 420 с.
19. Степанова, С.Н. Психологическая характеристика понимания студентами речевого сообщения в условиях зрительной и слуховой рецепции (на материале иностранного языка) : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.Н. Степанова. – М., 1984. – 283 л.
20. Уфимцева, Н.В. Динамика и вариативность языкового сознания : автореф. дис. … докт. психол. наук / Н.В. Уфимцева. – М., 1994. – 26 с.
21. Фрумкина, P.M. Психолингвистика / Р.М .Фрумкина. – М. : Логос, 2001. – 280 с.
22. Шацкий, Е.О. Отечественные психологи о воздействии художественной литературы / Е.О. Шацкий // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – №3. – С. 24-28.
23. Шхапацева, М.Х. Сложное синтаксическое целое как единица языка и речи / М.Х. Шхапцева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. – 2011. – Вып. 2 (77). – С. 176-183.
24. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. – М. : Искусство, 1964. – 180 с.