ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
1.1 Особенности гуманистической психологии
1.2 Характеристика психологического и психического здоровья
1.3 Возрастные особенности развития в подростковом возрасте
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Педагогические условия поддержки
2.2 Метод и технологии педагогической поддержки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В языке современной педагогики термин «педагогическая поддержка» используется достаточно часто. Вместе с тем, неоднозначное понимание педагогической сущности данного понятия влечет за собой многообразие толкований и широту подходов. Так, в педагогической литературе педагогическую поддержку трактуют как специфическую педагогическую деятельность, как принцип современной гуманистической педагогики, как метод и т.п. Идея поддержки зародилась в рамках психотерапии. Используя свой опыт психотерапевтического консультирования в решении педагогических проблем, К. Роджерс стал говорить о необходимости «помогающего отношения» учителя. Доктор педагогических наук Е.Н. Степанов, анализируя идеи К. Роджерса, выделил педагогические условия поддержки ребенка в образовательном процессе, такие как 1) восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой; 2) конгруэнтность педагога; 3) безусловно положительное отношение педагога к ребенку; 4) эмпатийное понимание ребенка; 5) ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога [29].
Педагогическая поддержка развивающейся личности ребенка является специфической деятельностью учителя, дополняющей процессы обучения и воспитания. По О.С. Газману, логика педагогической поддержки предполагает совместное проживание с ребенком его проблемной ситуации
[9;10]. Как отмечает О.С. Газман, педагог должен работать, прежде всего, с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением. Поэтому педагогическая поддержка должна быть ориентирована на организацию особой творческой атмосферы и постоянного культивирования в жизни детей ситуации выбора.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
1.1 Особенности гуманистической психологии
Гуманистическая психология, развивая концепцию самоактуализации личности как ведущей движущей силы ее развития, задала свою точку зрения на успех – через ключевые для данного направления понятия самоактуализации и самореализации. Так, А. Маслоу рассматривает вопросы успеха и отношения к нему в свете проблем психологического здоровья самоактуализирующейся личности. Он отмечает: «Интегрированный, целостный, психологически здоровый человек обладает разнообразными способностями и, как правило, добивается большего успеха, чем пресловутый «специалист узкого профиля», ибо узость всегда предполагает некоторую ущербность» [17, с. 22].
Утверждая важность для психологического здоровья индивида спонтанности и свободы проявления его внутренней природы, он так говорит об этом: «Человеческая природа не так плоха, как о ней принято думать. Скорее можно сказать, что ее возможности постоянно недооцениваются. Поскольку эта внутренняя природа скорее хороша или нейтральна, чем плоха, то нужно всячески поощрять ее и давать ей выход наружу, вместо того чтобы подавлять. Позволив ей управлять нашей жизнью, мы обретем здоровье, успех и счастье» [18, с. 16].
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Педагогические условия поддержки
Противоречие в том, что успешность в обучении школьников рассматривается как некое достижение в социально-значимой деятельности, тогда как успешность в обучении школьника предусматривает достижения школьника в учебной деятельности, которые сопровождаются интересом к учению, способствуют проявлению творчества в усвоении знаний, умений и навыков, адекватной самооценке и оценке результатов своей деятельности, создает предпосылки для дальнейшего развития личности и определения своего места в окружающем социуме.
В подобных условиях перед школой стоит задача оказать школьнику помощь как субъекту самосознания, самодеятельности, а в педагогической деятельности осуществлять педагогическую поддержку успешности школьника в обучении. Под педагогической поддержкой успешности старшего школьника в обучении понимаем процесс организации сотрудничества учителя и ученика, направленный на преодоление трудностей в учении и содействие успешности в реализации возможностей каждого школьника на пути продвижения к успеху.
Со времен Я.А. Коменского, который поставил задачу создать педагогику, дающую гарантию успеха, без малейших возможностей провала, продолжается теоретический поиск педагогов в этом направлении. В педагогической литературе описано много вариантов различных ситуаций успешного обучения: ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко), эмоционального заражения (А.Н. Лутошкин), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), творчества (В.А. Караковский), успеха (А.С. Белкин, Б.С. Волков, Н.Е. Щуркова) и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, понятие «поддержка» используется в литературе достаточно широко и неоднозначно. Понятие «педагогическая поддержка» трактуется как деятельность педагогов и психологов по оказанию оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в учебе, с жизненным и профессиональным самоопределением. В основе понимания педагогической поддержки лежит гуманистический подход, для реализации которого в образовании и воспитании важно понимание гуманизма – понятия, не имеющего однозначного определения.
Психологическое здоровье несомненно связано с психическим здоровьем, именно последнее создает основу для здоровья психологического. Четкое понимание данных понятий, их сущностная характеристика и особенности очень важны, так как важно разграничивать сферы деятельности специалистов, работающих в области охраны и укрепления психического здоровья (психиатры, психологи, психотерапевты и т.д.) и профессионалов, изучающих психологическое здоровье (психологов, психотерапевтов).
Парадоксом подросткового общения является тот факт, что энергетически зарядить и общение, и творчество подростков может только человек взрослый. Огромное значение в становлении стиля подросткового поведения имеет «значимый взрослый», чаще не родитель, а представитель того самого социального мира, куда устремлён взор подростка. Поэтому, успешность педагогической поддержки реализуется при следующих условиях: согласие ребёнка на помощь и поддержку; предоставление возможности ученику самостоятельно решить проблему; сотрудничество; конфиденциальность со стороны учителя; доброжелательность и безоценочность; защита прав и интересов детей.
1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психология. – 1994. – №1. – Т. 15. – C. 3-18
2. Белкин, А.С. Ситуация успеха : кн. для учителей / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 1997. – 158 с.
3. Берн, Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн. – СПб., 1992. – 307 с.
4. Бесова, М.А. Теория, методика, технология воспитания и обучения школьников / М.А. Бесова. – Мн.: Жаскон, 2005. – 140 с.
5. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М., 2008. – 274 с.
6. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О.С. Васильева. – М.: Академия, 2009. – 482 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Том 4. Детская психология / Л.С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 2006. – 432 с.
8. Демина, Л.Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д. Демина. – Барнаул, 2000. – 535 с.
9. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: От авторской педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 127 с.
10. Газман, О.С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О.С. Газман. – М.: Наука, 1995. – 103 с.
11. Качалов, Л.В. Педагогическая поддержка развития познавательной активности учащихся дисс. ... канд. пед. наук / Л.В. Качалов. – Екатеринбург, 2005. – 242 с.
12. Корсаков, С.С. Общая психопатология / С.С. Корсаков. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. – 415 с.
13. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 2000. – 331 с.
14. Либин, А.В. Дифференциальная психология / А.В. Либин. – М., 2000. – 263 с.
15. Малашкина, Е.С. Педагогическая деятельность как доброделание / Е.С. Малашкина // Вестник ПСТГУ. – 2007. – № 2.. –С. 40-46
16. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. – СПб.,1999. – 327 с.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб., 2003. – 376 с.
18. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. – М., 2002. – 278 с.
19. Михайлова, Н.Н., Юсфин, С.М. Педагогика поддержки / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – М., 2001. – 388 с.
20. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб., 2002. – 256 с.
21. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – Мн. АСТ, 2013. – 1360 с.
22. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъективной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1996. – №1. – С. 5-19
23. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 2006. – 356 с.
24. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 527 с.
25. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А. Реана. – СПБ.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. – 651 с.
26. Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия / К. Роджерс. – М., 2002. – 213 с.
27. Роджерс, К. Становление личности / К. Роджерс. – М., 2001. – 451 с.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. 705 с.
29. Степанов, Е.Н. Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2006. – № 5. – С. 7-15
30. Турбовский, Я.С. Средства и методы педагогического действия / Я.С. Турбовский. – М.: Знание, 2000. – 96 с.
31. Фромм, Э. Псиоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993. – 415 с.
32. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
33. Юдина, С.Ю. Когда школьник становится учеником / С.Ю. Юдина// Начальная школа. – 2004. – № 8. – С. 16-19