ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность нравственного воспитания
1.2 Специфика старшего школьного возраста
1.3 Принципы нравственного воспитания
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Личный пример
2.2 Создание идеалов
2.3 Внеаудиторная деятельность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Соотношение понятий «духовное» и «нравственное» в рамках педагогического процесса воспитания личности школьника самым тесным образом соотносится с тенденциями современной социализации подростка, влияющими на целеполагание, содержание, методы и формы его духовно-нравственного воспитания.
Социализация – это реализуемый во взаимодействии с окружающим миром процесс и способствующий переходу освоенных норм в мотивацию действий (А.И. Ковалева, А.В. Мудрик, Т. Парсонс).
В этой связи можно констатировать тот факт, что особенности и направления воспитания современного подростка должны определяться в первую очередь с учётом протекающего процесса обесценивания в обществе и среде молодёжи исконных духовных констант, механизмов взаимосвязи их с моралью и нравственностью. Под основными причинами процесса обесценивания духовно-нравственных ценностей и норм, влияющих на становление и формирование подрастающего поколения.
Проблема нравственного воспитания старшеклассников характерна для любой исторической эпохи, в наше время эта проблема наиболее актуальна. Специфика времени, его особенности на каждом этапе развития общества характеризуются и специфическими задачами. Был пройден этап крушения всех нравственных идеалов, когда нравственный вакуум обезличивал человека и целые нации. Особо подвластно духовно-нравственному опустошению молодое поколение, которому суждено определять будущее любой страны. Исходя их этого, сформировалось осознание необходимости последовательно формировать в сознании молодых людей те ценностные новообразования, которые способны не только вытеснить имеющийся негатив, но и заполнить образовавшуюся пустоту нравственным содержанием.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность нравственного воспитания
Проблема нравственного воспитания школьников на сегодняшний день является не только актуальной, но и активно дискутируемой, в связи с чем возникает потребность в первую очередь осмыслить понятие «нравственное воспитание».
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [16, с. 207]. Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [1, с. 7].
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Личный пример
Влияние организации учебного процесса на личность обусловлено объективным фактором – классно-урочной системой, неизбежно требующей групповой работы, которая в условиях школы, учения обязательно связана с переживаниями учащихся: переживаниями своего успеха или неуспеха, удач и неудач товарищей, достижений или отставания своего коллектива, совместных переживаний, связанных с содержанием учебного материала, сочувствия, участия, сострадания или ненависти, презрения и т.п. к историческим, литературным героям и т. д.
Но групповые переживания, – справедливо утверждает Л.Н. Лутошкин, –создают оптимальные условия для общения, установления тесных контактов и связей между людьми. Сила воспитательного влияния возрастает оттого, что в процессе обучения возможно осуществление сознательного регулирования этими временными психическими состояниями [11, с. 12].
Как и всякая деятельность, учение требует умения затрачивать усилия и преодолевать трудности, причем систематически изо дня в день. Поэтому учебная деятельность имеет большое значение для формирования таких нравственных качеств, как умение трудиться, привычка к систематическому труду, организованность, дисциплинированность, ответственность. Особенно в том случае, если у учащихся поддерживается постоянный интерес к учению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, содержание нравственного воспитания определяется основными компонентами структуры личности, среди которых в первую очередь необходимо назвать: когнитивный, деятельностный (направлен на формирование соответствующего поведения и деятельности) и личностно-творческий (направлен на формирование соответствующего поведения и деятельности.). Каждый из этих компонентов со своей стороны наполняется содержанием, ориентируясь на отдельное направление целостного процесса нравственного возрождения государства, общества, человека. Наиболее ответственным периодом становления личности является подростковый возраст, когда необходимо помочь подросткам найти главные нравственные приоритеты, способствовать формированию нравственных убеждений.
Cтруктура общения индивида меняется в подростковом возрасте, ее центр все более перемещается в группу сверстников. Общение со сверстниками для подростков выполняет ряд важных функций, среди которых – становление системы моральных ценностей, приобретение навыков совместной деятельности и освоение социальных форм поведения. Подросткам свойственно, с одной стороны, расширение круга общения, а с другой – избирательность дружеских отношений. В целом же, в подростковом возрасте ребенок занимает качественно новую социальную позицию, характеризующуюся эмансипацией от взрослых.
1. Архангельский, Л.М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания / Л.М. Архангельский. – М.: Знание, 2008. – 14 с.
2. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. – 1985. – Вып. 2. – С. 80-96
3. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. – М., 1993. – 149 с.
4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 2009. – 447 с.
5. Вульфсон, Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. – 2006. – №1. – С. 45-52
6. Гончаров, Н.К. Формирование нравственных убеждений у детей и молодежи / Н.К. Гончаров // Советская педагогика. – 1996. – № 11. – С. 20-26
7. Дулов, А.И. Организация и методика исследования проблем нравственного воспитания / А,И. Дулов. – Иркутск, 2007. – 213 с.
8. Есипов, Б.П. Нравственное влияние науки на устремления учащейся молодежи / Б.П. Есипов. – Новосибирск, 2006. – 169 с.
9. Колдунов, Я.И. Урок в системе нравственного воспитания личности школьника / Я.И. Колдунов. – Калуга, 2009. – 275 с.
10. Крушельницкая, О.Б. Подросток в системе референтных отношений / О.Б. Крушельницкая. – М., 2008. – 208 с.
11. Лутошкин, А.Н. Исследование эмоциональных состояний группы школьников: автореф. канд. дисс. / А.Н. Лутошкин. – М., 2006. – 22 с.
12. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности / И.С. Марьенко. – М., 2005. – 261 с.
13. Москаленко, И.В. Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Москаленко. – Кемерово, 2013. – 21 с.
14. Носков, Н.Д. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из средства эффективности обучения: автореф. канд. дисс. / Н.Д. Носков. – М., 2003. – 25 с.
15. Обухова, Л.Ф Детская Психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013. – 460 с.
16. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 527 с.
17. Розин, В.М. Проблемы современности и правильное мышление как способ ориентации в ней / В.М Розин // Картина мира и судьба человека: как смена парадигм в науке и культуре влияет на образ жизни: материалы научно-практической конференции. –Курск, 2013. – С. 14-18
18. Рябкова, Н.Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема: дис. … док. пед. наук / Н.Г. Рябкова. – Хабаровск, 1998. – 483 c.
19. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.
20. Юркшат, К.Ф. Статусно-ролевая структура межличностных отношений младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / К.Ф. Юркшат // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 163-168
21. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская // Классный руководитель. – 2003. – № 4. – С. 24-29