ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
1.1 Сущность процесса формирования ценностных ориентаций
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей подросткового возраста
1.3 Роль учителя иностранного языка в формировании ценностных ориентации
ГЛАВА 2 ОБЩИЕ АСПЕКТЫ СТУПЕНЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
2.1 Методы нравственного воспитания как средства формирования системы ценностных ориентаций подростков
2.2 Проведение тематических мероприятий как способов формирования ценностных ориентаций детей подросткового возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из главных проблем современного общества является проблема формирования ценностных ориентаций у детей школьного возраста. На данный момент наблюдается рост негативных тенденций, который связан с недостаточностью духовно-нравственного воспитания ребенка в семье, утеряны механизмы передачи социально-культурного опыта от поколения к поколению. Необходима специально организованная работа социальных институтов (семья, школа) в направлении формирования ценностных ориентаций детей подросткового возраста в условиях поликультурного общества.
Духовно-нравственная культура личности – система ценностей человека, которая позволяет успешно адаптироваться в обществе и существовать в нем, не принося вреда себе и другим его членам.
Формирование ценностных ориентаций личности – сложный и противоречивый процесс. Его успешное решение возможно при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество данных социальных институтов актуально и востребовано.
Школа и семья занимают ведущее место в воспитании подрастающего поколения. Основной их целью является воспитание и развитие ребенка, который в процессе обучения и воспитания овладевает необходимыми знаниями, навыками, качествами.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
1.1 Сущность формирования ценностных ориентаций
Проблема поиска путей формирования ценностных ориентаций детей подросткового возраста на данный момент имеет важное социокультурное значение, поскольку она самым непосредственным образом определяет направленность личности, ее самостоятельность, толерантность, ответственность, самореализацию. Реализация поставленной задачи возможна посредством методически грамотной организации педагогического процесса.
Степень научной разработанности проблем процесса формирования ценностных ориентаций детей школьного возраста значительна. Это связано с тем, что эта комплексная и многоаспектная научная проблема рассматривалась разными зарубежными и отечественными авторами с позиций различных гуманитарных наук.
Так, отдельные аспекты гуманистической идеи в области нравственного воспитания рассматривали философы и педагоги прошлого (Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, и. Кант, В.Г. Гегель и др.).
Среди крупных исследователей XIX - начала XX века, предпринявших попытку систематизировать вопросы нравственного воспитания личности, ее ценностных ориентаций следует назвать М.И. Демкова, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, Н.А. Добролюбов.
На сегодняшний день накоплен значительный опыт формирования социокультурной компетенции школьников посредством изучения иностранных языков (И.Л. Бим, В.Г. Апальков, Н.Д. Гальскова, П.В. Сысоев, С.С. Бубнова, С.Л. Богомаз и др.). Анализом исследования проблем формирования ценностных ориентации занимаются педагоги Н.А. Асташова, А.В. Кирьякова, Е.В. Бондаревская.
ГЛАВА 2 ОБЩИЕ АСПЕКТЫ СТУПЕНЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
2.1 Методы нравственного воспитания как средство формирования системы ценностных ориентаций подростков
Объектом деятельности учителя иностранного языка и учащихся в современном образовании являются ценностные ориентации. Именно образование является фундаментальной основой создания у детей реальных представлений о человеческих ценностях в различных жизненных сферах.
Способствованию совершенствования системы образования помогает использование учителями иностранных языков в своей учебно-педагогической деятельности различных современных технологий, принципов, методов и приемов формирования духовно-нравственных ценностей подростков. Рассмотрим основные методы нравственного воспитания подростков, которые в процессе помогают формированию их ценностных ориентаций.
Одним из основных методов нравственного воспитания, формирующего систему ценностных ориентаций детей подросткового возраста, является беседа. В основу ее учитель иностранного языка подбирает факты, которые раскрывают нравственное, социальное или эстетическое содержание. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения следующих условий:
• Беседа должна носить проблемный характер.
• Не допускать развитие этической беседы по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых ответов.
• Формирование у подростков уважительного отношения к мнениям других, выработки правильной точки зрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы нами были сделаны следующие выводы:
1. Формирование ценностных ориентаций – сложный многогранный процесс, который требует практического и теоретического подходов. В данном понятии нужно рассмотреть несколько составляющих: ценности, ценностные ориентации, процесс формирования ценностных ориентаций.
Формы процесса формирования ценностных ориентаций – отношения, складывающиеся между участниками воспитательного процесса. Традиционно, в работе с подростками определены следующие разновидности:
• в зависимости от времени проведения: кратковременные и продолжительные;
• в зависимости от количества воспитанников: фронтальные (массовые), групповые, индивидуальные.
• в зависимости от используемых методов духовно-нравственного воспитания: словесные (сборы, доклады, собрания, лекции, встречи, диспуты); практические (экскурсии, походы, олимпиады, спартакиады, конкурсы); наглядные (выставки, музеи, тематические стенды).
Выделяют следующие принципы формирования ценностных ориентаций: гуманизма; личностного подхода в коллективе (классе); принцип ведущей деятельности; системного подхода; принцип социальной активности и инициативы; комплексного подхода и целостности.
2. Подростковый возраст – период развития детей от 11-12 до 15-16 лет, также именуемый как переходный возраст, характеризуется последовательным переходом от детства к взрослости.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, Раритет, 1997. – 316 с.
2. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. – М., 2000. – 272 с.
3. Барабанщиков, Б.А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал, 2003. – №1. – С. 28-38.
4. Богдашин, А.В. Формирование ценностных ориентаций подростка в учреждениях дополнительного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
5. Богомаз, С.Л. Ценностные ориентации и их роль в развитии личности старшеклассников на современном этапе / С.Л. Богомаз // Диагностика: теория, практика, инструм.: сб. научн. ст. – Витебск, 2004.
6. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. – 1999. – № 5. – С. 38-44.
7. Васина Е.А. Ценностные ориентации в юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 2006. – 24 с.
8. Гавриловец, К.В. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, кл. руководителей / К.В. Гавриловец. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 226 с.
9. Дубровина, И.В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся / И.В. Дубровина, Б.С. Круглов // Ценностные ориентации и интересы школьников. – М.: 1983. – С.27-36.
10. Жекибаева, Б.А., Тулеубаева, Ш.К. Формирование познавательного интереса школьников средствами иностранного языка // Международный журнал экспериментального образования, 2015. – №3-1. – С. 15-17.
11. Захарова, О.О. Развитие межкультурной эмпатии у подростков // Вестник ТГПУ, 2014. – №6 (147). – С. 112-116.
12. Кобачевская, С.М. «Будущее – это мы» – Нравственно-волевое качество личности учащегося / С.М. Кобачевская // Пазашкольное выхаванне, 2009. – №4. – С.18-22.
13. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 янв. 2011 г. № 243-3 : принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобрен Советом Респ. 22 дек. 2010 г. – Минск : «Амалфея», 2011. – 496 с.
14. Концепция обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования Республики Беларусь // Замежныя мовы ў Рэспублiцы Беларусь, 2002. – № 3. – С. 21-28.
15. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» // Замежныя мовы ў Рэспублiцы Беларусь, 2007. – № 4. – С. 3-11.
16. Развитие нравственных качеств личности школьника / сост. С.А. Бергер, Е.Е. Шилейко – Минск: Красико-Принт, 2006. – 208 с.
17. Синькевич, Т.Е. Ценностные ориентации и эстетические потребности современных подростков, Т.Е. автореф. аспир. – Минск: БГУКИ, 2014. – 5 с.
18. Суворова, Л.В. Искания высот: сборник статей по вопросам духовного воспитания и развития личности / Л.В. Суворова. – Клин: Христианская жизнь, 2004. –158 с.
19. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский, китайский III—XI классы. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 132 с.
20. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы) / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2005. – 207 с.
21. Цели обучения иностранным языкам: учеб. пособие / под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
22. Юшкевич, О.В. Информационный проект. Учебно-методическое пособие, Минск, БГУ, 2003. – 265 с.