Глава 2 Педагогическая коррекция статусного положения старшего дошкольника в группе сверстников
2.1 Социометрическое исследование старших дошкольников
2.2 Коррекция межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста
Литература
Заключение
Глава 2 Педагогическая коррекция статусного положения старшего дошкольника в группе сверстников
2.1 Социометрическое исследование старших дошкольников
Любой коллектив, в том числе и детский, является неоднородным по своей структуре. Как правило, в нем существуют маленькие подгруппы, создание которых обусловлено различными факторами: интересами, уровнем развития и личностными особенностями людей. Для анализа межличностных отношений в группе старших дошкольников можно использовать множество методов, самым распространенным является метод наблюдения. Однако его субъективный характер не позволяет проводить исследование на более точном уровне. Наиболее объективным методом исследования межличностных отношений является социометрия.
Социометрия – метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах. Этот метод основан на анализе субъективного выбора каждого из испытуемых с двух сторон: симпатии и антипатии. Для последующего анализа результатов строится таблица-социограмма.
Метод социометрии был разработан известным американским психиатром и социологом Джекобом Леви Морено. Суть метода, по мнению автора, в том, что он «имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнивать с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки» [1, с. 97].
В основе теоретической социометрии лежит положение о том, что все стороны социальной жизни – экономические, политические – можно объяснить состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическими методами, по мнению профессора Я.Л. Коломинского, является тот факт, что «тяготение одного человека к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей, при этом словесное выражение должно быть признано важным объективным показателем не только осознания, но и вообще наличия потребности у человека» [2, с. 54].
В результате социометрической процедуры, построенной как эксперимент с целью выявления желаний человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности (сидеть за одним столом, играть, пойти в поход, праздновать день рождения), определяются предпочтительные выборы (или отвержения), их взаимность.
Анализ исследования представляет определение статусных рангов каждого члена группы, коэффициентов взаимности, благополучия и осознанности взаимоотношений. Для более полной характеристики группы предполагается выявление мотивов предпочтений.
Я.Л. Коломинский разработал варианты социометрии для детских групп – «Выбор в действии», «Поздравь товарища», «У кого больше?».
Заключение
В ходе работы было проведено социометрическое исследование, направленное на выявление детей, имеющих проблемы в межличностном общении, что позволило разработать и провести коррекционную программу по улучшению межличностных отношений в детском коллективе. Исследование проходило на базе ГУО Ясли-сад №80 г. Гродно. В исследовании принимали участие 19 человек (10 мальчиков и 9 девочек), в возрасте от 5 до 7 лет. Проведение социометрического исследования проходило на основе метода Я.Л. Коломинского.
В ходе исследования были установлены особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста, выделены мотивы определения, а также выявлена группа риска «изолированных» детей, на которую обращалось пристальное внимание при разработке коррекционной программы, состоящей из семи последовательных этапов, включающих в себя игры, направленные на развитие того или иного коммуникативного навыка. Положительные результаты программы дают основания предложить разработанную систему игр и занятий, направленную на нравственное развитие и формирование межличностных отношений для широкого использования в детских дошкольных учреждениях разного типа.