Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения роли эмоциональной памяти в усвоении иноязычного материала
1.1. Сущность понятия память. Виды памяти
1.2. Особенности эмоциональной памяти при запоминании ключевого материала на родном и иностранном языке
Выводы по главе 1
Глава 2. Практическое исследование по выявлению роли эмоциональной памяти в усвоении иноязычного материала
2.1. Проведение эксперимента по выявлению роли эмоциональной памяти в усвоении иноязычного материала
2.2. Анализ полученных результатов
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Изучение памяти является одним из первых разделов психологической науки. Память изучали и продолжают изучать в настоящее время многие психологи, лингвисты и педагоги, которые используют в своих исследованиях экспериментальный метод.
Эмоциональная память является важной частью человеческой жизни, она касается многих сфер его деятельности. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые могут, как побуждать к действию, так и удерживать от них. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Она напрямую связана со словесно-логической и образной памятью. Стоит отметить, что эмоциональной памятью обладает каждый человек. В ходе жизни и деятельности у него складывается индивидуальные и психологические особенности памяти.
Безусловно, эмоциональная память играет важную роль при усвоении иноязычной информации в процессе изучения иностранного языка. Следовательно, актуальным является вопрос, как именно эмоциональная память влияет на усвоение иноязычного материала. Она обладает своими отличительными чертами, главными из которых являются быстрота ее формирования, особая прочность и непроизвольность восприятия. Таким образом, эмоциональная память позволяет запомнить не только лексико-грамматический состав языка, но также позволяет сохранить впечатления, полученные в процессе общения на иностранном языке, понять и принять иноязычную речь, иноязычную ситуацию.
Объект исследования – эмоциональная память.
Предметом исследования является эмоциональная память в усвоении иностранного языка.
Цель выполняемой работы – определить эффективность эмоциональной памяти в усвоении иноязычного материала.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В УСВОЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОГО МАТЕРИАЛА
1.1 Сущность понятия память. Виды памяти
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в запоминании, сохранении, воспроизведении того, что мы раньше воспринимали, переживали и делали.
Долговременная память, является один из видов памяти в психологии. Долговременная память – это память, способная хранить информацию в течении практически неограниченного времени. Она предполагает способность человека в любой момент припомнить то, что когда-то им было запомнено. Долговременная память имеет безграничный объем, и она не ограничена по времени хранения. Самым наилучшим временем запоминания является время с 8 до 12 часов утра. Основная функция долговременной памяти – это предвосхищение.
Изучением долговременной памяти уже давно занимается физиология. Долгосрочная память основывается на развитии и тренировке соматических областей, которые позволяют хранить большие объемы информации, при этом так, чтобы в нужной ситуации чрезвычайно быстро получить к ним доступ [7, с. 122].
Основными процессами памяти являются:
• Запоминание (сохранение информации для последующего воспроизведения);
• Сохранение или удержание в памяти информации (структурирование, схематизация, обобщение материала);
• Воспроизведение (имеет три уровня: узнавание, самовоспроизведение, припоминание);
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В УСВОЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОГО МАТЕРИАЛА
2.1 Проведение эксперимента по выявлению роли эмоциональной памяти в усвоении иноязычного материала
В практической части нашей работы мы проведем экспериментальное, целью которого является определить роль эмоциональной памяти в усвоении иноязычного материала.
В начале эксперимента нами была выдвинута гипотеза, что положительные эмоции повышают интерес к изучаемому материалу и увеличивают рост мотивации к его сохранению и воспроизведению.
Экспериментальное исследование состояло из 3 этапов:
1. Формирующий;
2. Контролирующий;
3. Констатирующий.
В ходе проведения формирующего этапа была сформулирована цель эксперимента, выдвинута гипотеза. Помимо этого, был определена круг испытуемых. В эксперименте принимало участие 11 испытуемых.
На данном этапе был также отобраны необходимый материал для исследования, определена методика работы. Так были отобранные необходимые для эксперимента эмоциональные и нейтральные лексические единицы на русском и английском языках. Отобранный лексический материал представлен Приложении А. В качестве методики выявления роли эмоциональной памяти был выбран тест Холла на эмоциональный интеллект (Приложение Б).
Контролирующий этапа представлял собой собственно проведение эксперимента, который проходил в 2 этапа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме, мы можем сделать следующие выводы.
Память – это процесс, который непосредственно связан с нервной системой, а значит влиять на него будут различные раздражители.
Повторение раздражителя формирует энграмму – след, который в итоге формирует привычку, которая при определенных условиях может способствовать мотивации и улучшению познавательных процессов.
По характеру преобладающего анализатора память делится на словесно-логическую, образную, эмоциональную и двигательную.
Как правило, в когнитивных процессах участвуют несколько видов памяти, и очень часто тот или иной вид сопровождается эмоциями.
Благодаря участию эмоций в когнитивных процессах, у человека активизируются оба полушария мозга, что способствует обучению.
Поэтому, в связи с развитием науки, а именно таких смежных областей как физиология и психология, об эмоциях и стали чаще говорить в послевоенное время.
Однако у данной теории есть и противники, которые утверждают, что в образовании и науке нет места эмоциям, поскольку эмоции – это субъективное, а задача науки быть объективной и независимой.
Во второй главе курсовой работы нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению роли эмоциональной памяти в усвоении иноязычного материала. В ходе исследования были получены следующие результаты.
60% слов, которые запомнили испытуемые вызывали у них эмоции. Это свидетельствует о том, что эмоциональная память способствует усвоению слов.
В ходе проведения теста Холла на эмоциональный интеллект 46 % испытуемых показали высокий уровень.
1. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. – М.: Педагогика, 1979. – 400 с.
2. Вилюнас, В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер // Психология эмоций. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 3–29.
3. Восприятие, память, эмоции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shkolo.ru/vospriyatie-pamyat-emotsii/l.
4. Громова, Е А. Эмоциональная память и ее механизмы / Е.А. Громова. – М.: Наука, 1980. – 184 с.
5. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку / И.А. Зимняя. – М., 1989 – 223 с.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учебное пособие /Е.П. Ильин – СПб: Питер, 2013. – 784 с.
7. Комаров, Д.С. Педагогический анализ особенностей формирования долгосрочной памяти у студентов-нефилологов / Д.С. Комаров // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 5. – С. 120–127.
8. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 522 с.
9. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
10. Основные процессы памяти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/osnovnye-processy-pamyati.html.
11. Раздражители (биологические) // Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/6330/раздражители.
12. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. – М.: Просвещение, 1966. – 420 с.
13. Торопко, Р.В. Современные методы, включая интернет ресурсы для развития эмоциональной памяти при обучении иностранному языку / Р.В. Торопко, В.А. Крупский // Информационно-инновационные технологии в педагогике, психологии и образовании. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С. 124–127].
14. Шведова, А.В. Память и долговременная память в психологии / А.В. Шведова, Ю.С. Ефименко, Р.А. Бочкарев // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: сборник статей Международной научно - практической конференции. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. – С. 175–177.
15. Энграмма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Энграмма.