Введение
Глава 1. История развития образования в арабских странах
Глава 2. Особенности управления системой образования в ОАЭ
Глава 3. Роль США в развитии образования на ближнем востоке
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Арабские государства относятся к большой группе развивающихся стран. В большинстве развивающихся стран еще далеко не решены такие первоочередные задачи, как ликвидация неграмотности среди взрослого населения, осуществление всеобщего обязательного начального образования, повышение качества образования, проблема образования женщин и сельских жителей, обеспечение школ квалифицированными педагогическими кадрами, а также развитие и использование информационно-компьютерных технологий в качестве средства обучения.
В Объединенных Арабских Эмиратах отрасль образования получила свое развитие с 1971 года. В период с 1971 – 1978 г. государство начало выделять огромные средства на обеспечение стабильного развития образования. Вопросы национального образования в Объединенных Арабских Эмиратах являются приоритетными. По объему расходов государственного бюджета система образования в ОАЭ уступает только оборонно-промышленному комплексу. Действующее законодательство предусматривает обязанность каждого гражданина получить среднее образование.
В настоящее время система управления образования в ОАЭ нуждается в широкой и глубокой демократизации в отличие от системы образования других государств, чьи методы широко используются на практике в процессе обучения в ОАЭ, а именно: британская, американская, австралийская, индийская. Поэтому для устойчивого развития страны в целом необходимо создать условия для развития самообразования. К сожалению, развивающиеся государства не в силах решить данную проблему самостоятельно, поэтому другие государства, в частности США, помогают в поиске эффективных мер по выходу стран третьего мира из кризисного положения.
Актуальность данной работы заключается в том, что для совершенствования отечественной системы образования необходимо владеть как положительным, так и отрицательным опытом зарубежных стран, чтобы не повторять их просчеты, но заимствовать лучшие идеи.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АРАБСКИХ СТРАНАХ
В настоящее время вопросы по поводу образования являются приоритетными в процессе формирования современного человека и развитии его личности [5]. Не чужд он и арабским странам. Проблема получения знаний в арабском мире имеет давнюю историю. В доисламский период это были практические знания и навыки, необходимые для выживания в суровых условиях кочевой жизни.
При этом арабы считают, что наука должна приносить практическую пользу, ибо: «Образование – богатство, а применение его – совершенство». Однако и в доисламский период тема получения знаний не была чужда арабскому обществу, опиравшемуся на племенную систему. В этот период воспитание и образование строились на отношениях между людьми, правилах, определяемых традициями и обычаями племени. Согласно литературоведу Хану аль-Фахури, в воспитании нашли своё отражение «пески пустыни и её высохшая земля, зной её небес, её животные и растения, обычаи бедуинов и их традиции, их войны и набеги, их взгляды на смелость и совершенство, честь и могущество, племенную солидарность и другие моральные ценности арабов» [1, с.16].
Все качества и ценности передавались от родителей детям в процессе совместной деятельности. В раннем детстве, обычно до семи лет, дети оставались на половине матери. Она была их первым учителем. Она закладывала основы их нравственности и учила правилам поведения в обществе и взаимоотношениям с другими людьми. Отец принимал участие только в воспитании сыновей, когда было необходимо передавать знания о своем ремесле.
Другим способом получения знаний была поэзия. Прежде всего, речь идёт о таких жанрах, как «мадх» (восхваление и прославление), «риса» («плачи», траурные песни по умершим), «хиджа» (поношение врага и «богатырская похвальба»).
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ОАЭ
Одной из этих проблем в ОАЭ было и остается образование, подготовка и развитие национальных кадровых ресурсов, для того, чтобы они могли играть активную роль в поддержке и содействии быстрому развитию страны. Это достаточно сложная задача, учитывая, что до 1962 года, когда в Абу-Даби началось производство нефти, в стране было всего 20 школ, в которых обучалось менее 4000 учащихся, в основном мальчиков. Тем не менее, сектор образования резко вырос благодаря внедрению образовательных учреждений государственного и частного секторов, предлагающих широкий спектр образовательных услуг (арабский закон Quarterly 2000).
В ОАЭ закреплены в Конституции и иных законодательных актах равные права для мужчин и женщин. Образование стало обязательным условием для более высокого уровня жизни, хотя учебные заведения все еще повергаются критике, поскольку их образовательные результаты не соответствуют меняющимся потребностям рынка труда.
Кроме того, согласно Всемирному экономическому форуму доступ к образованию является одним из основных показателей статуса женщин и является основой освобождения женщин. Хотя ОАЭ имеет второй по величине ВВП в Персидском заливе, он является самым низким с точки зрения процентного ВВП, затраченного на образование. Однако число девочек, заканчивающих среднее образование, составляет 88%, а 69% выпускников университетов ОАО – женщины.
Кроме того, согласно статистике Всемирного банка, уровень неграмотности среди женщин сократился с 29 до 21 % в период с 1990 по 2000 год, тогда как неграмотность среди мужчин снизилась только с 29 до 25 % за тот же период.
ГЛАВА 3 РОЛЬ США В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Основной политической целью международной образовательной политики США является создание в зарубежных странах социальных групп, в основном правящей элиты и интеллигенции, деятельность которых будет направлена на упрочение влияния США или изменение политического режима. На протяжении всей истории существования данной образовательной политики – а возникла международная образовательная политика в середине 1930 х годов – американское правительство неоднократно использовало программы обучения для решения внешнеполитических задач: при помощи образовательных программ была сформирована новая политическая элита в Германии и Японии в 1940– 1950 е годы; особые программы обучения создавались для диссидентов в странах Восточной Европы в конце 1970 х – 1980 х годах; образовательные программы были составной частью избирательных кампаний и создания политических партий на постсоветском пространстве – на Украине, в Грузии и России. В начале XXI в. В результате непринятия американских ценностей мусульманскими странами и после террористических атак, США разработало новые программы обучения молодежи и общественных лидеров в Ближневосточном регионе.
Арабский национализм, развитию которого способствовали США в XIX – начале XX в., постепенно стал проблемой для них в 1940–1950 е годы. Администрация США высказывала мнение о необходимости контролировать его рост при помощи образовательных программ [12. с 50]. Госсекретарь Д. Ачесон утверждал, что антиамериканизм, который ощущался в странах Ближнего Востока в начале 1950 х годов, обусловлен необразованностью населения [9].
США, осуществляя реформы в образовании, стремились укрепить средний класс иранцев для поддержки режима шаха Пехлеви [13. с. 126–129].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание подрастающего поколения, передача ему знаний, накопленных предками, подготовка его к адекватному восприятию новых идей являются важнейшими задачами и основными функциями общества. Любое государство, желающее занять достойное место на международной арене, должно осознавать, что это невозможно без «опережающего развития человеческого потенциала – основы формирования новой экономики знаний информационного общества». Арабское общество – не исключение. На протяжении веков в арабских странах складывалась и развивалась своя система образования. Впитывая опыт предшествующих поколений, обогащаясь новыми теориями и педагогическими практиками, эта система играет важную роль в формировании молодого, современного образованного человека, который призван внести заметный вклад в экономическое, социальное и культурное развитие своей родины.
Ощутимые результаты в области развития образования достигнуты, во-первых, по такому направлению, как ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Наиболее высокий уровень грамотности наблюдается в следующих странах: Иордания, Ирак, Кувейт, Ливан, Ливия.
Вторым направлением развития образования в арабских странах является осуществление всеобщего обязательного начального обучения. Наивысший процент охвата детей начальной школой (более 90 %) во второй половине 80-х гг, отмечался в Иордании, Катаре, Ираке, Кувейте. Ливане, Ливии, ОАЭ и Сирии.
Третьим направлением развития школьного образования следует признать повышение уровня подготовки учительских кадров для начальных и средних школ, улучшение материального положения учителей и повышение их статуса в обществе.
1. Аль-Фахури, Х. Мудрости и пословицы. 4-е изд / Х. Аль-Фахури. – Каир: Дару ль-маариф, б.г. – 88 с.
2. Добродеев, Д.Б. Образование и стратегия развития стран Северной Африки / Д.Б. Добродеев. – М.: Наука. – 1988. – 120 с.
3. Егорин, А.З., Исаев В.А. Объединенные Арабские Эмираты / А.З. Егорин, В.А. Исаев. – М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока РАН, 1997. – 320 с.
4. Жемчужное ожерелье: Антология арабской средневековой поэзии и прозы / Пер. с араб. / сост., вступ. стат. и коммент. И.М. Фильштинского. – М.: Восточная литература, 1996. – 420 с.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. – М.: Юрайт, 2015. – 719 с.
6. Кухарева, Е.В. Образование в арабских странах из глубины веков до наших дней [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/obrazovanie-v-arabskih-stranah-iz-glubiny-vekov-do-nashih-dney. –
7. Султанов, Ш.З. Омар Хайам / Ш.З. Султанов, К.З. Султанов. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 320 с.
8. Объединенные Арабские Эмираты. История политико-государственного развития (19 в. – начало 70 гг. 20 в.) / под ред. Я.Ю. Абдалла. – М., 1978. – 151 с.
9. Цветкова, Н.А. Образовательная политика США в странах Ближнего востока, 2001–2007 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/obrazovatelnaya-politika-ssha-v-stranah-blizhnego-vostoka-2001-2007-gg.
10. Alhebsi, А. A History of Education in the United Arab Emirates and Trucial Sheikdoms / A. Alhebsi // The global elearning journal. – 2015. – № 4. – P. 1–6.
11. Building on Transition Iraq Civil Society Program. Final Report, 2007 [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.mepsi.state.gov/.
12. Department of State, Commerce, Judiciary and Federal Loan Agency Appropriations Bill for 1946. H. R. 2603. Hearing before Subcommittee of the Committee on Appropriations. US Senate, 79th Cong., 1st sess. Wash., D. C.: GPO, 1945 [Electronic resource]. – Mode of access: https://ushistory.ru/images/files/tekst.pdf.
13. Gasiorowski M. U.S. foreign policy and the shah. Building a client state in Iran / M. Gasiorowski. – Ithaca and London: Cornell University Press, 1991. – 242 p.
14. Macpherson, R. International Studies in Educational Administration / R. Macpherson, P. Kachelhoffer, M. El Nemr. – 2007. – № 35. – P. 60–77.
15. Randeree, K. Strategy, Policy and Practice in the Nationalisation of Human Capital: «Project Emiratisation», Research and Practice in Human Resource Management. – 2009. – 17. – P. 71–91.
16. Tabari, R. Education Reform in the UAE: An Investigation of Teachers’ Views of Change and Factors Impeding Reforms in Ras Al Khaimah Schools / R. Tabari. – Ras Al Khaimah, 2014. – 32 p.
17. World Data on Education Donnees mondiales de l'education Datos Mundiales de Educacion. – 2011. – 21 p.
18. Zahran, R. Educational Leadership: Challenges in United Arab Emirates / R. Zahran // The global elearning journal volume. – 2016. – № 5. – P. 1–8.