Работа содержит: 29 страниц, 1 таблица, 20 использованных источников литературы.
Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, производственная физическая культура, прикладная физическая культура, реабилитация, восстановление, профессиональные заболевания
Цель исследования – исследовать методику проведения занятий в группах профессионально-прикладной физической подготовки и профилированных спортивных занятий в оздоровительной физической культуре со взрослым населением.
Объект исследования – методы обеспечения здорового образа жизни.
Предмет исследования – методика проведения занятий в группах профессионально-прикладной физической подготовки и профилированных спортивных занятий в оздоровительной физической культуре со взрослым населением.
В работе были использованы следующие методы: метод изучения литературных данных; педагогическое наблюдение; методы анализа и синтеза.
Введение
Для человека здоровье всегда являлось неприходящей ценностью поскольку, только здоровый человек может самостоятельно активно осуществлять все виды деятельности от самообслуживания и материального самообеспечения до активного преобразования жизненной реальности вокруг себя.
В государственном масштабе здоровье отдельного индивида – это часть здоровья нации, которая является составляющей главного потенциала страны – ее человеческого ресурса. В Республике Беларусь разработана концепция государственной безопасности, в которой забота о здоровье нации и подрастающего поколения, являются одним из приоритетов. В экономическом контексте нация здоровых людей – это потенциал для экономического развития, снижение затрат на социальное обеспечение и здравоохранение.
За последнее время существенно изменился и сам характер труда, сместившись в сторону информационных технологий, высокоинформативного общества, объемы поступающей информации. В связи с этим на первый план выходят проблемы перегруженности психики и эмоционального выгорания, чем последствия тяжелого физического труда. Также в связи с превалированием сидячего образа жизни на первое место выходят угрозы нарушении работы сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата уже в самом раннем возрасте.
Разработка программ занятий оздоровительной физической культурой и планирование развития ее деятельности опирается на исследования в ее месте с структуре жизненного цикла человека, формах и методах занятий, методике проведения занятий.
На основании выделения в оздоровительной физической культуре направлений специализированной (производственной) и оздоровительной (рекреационной) можно выделить и два направления ее организации: на производстве; в досуговой среде.
Первое направление разрабатывается на предприятиях на основании отраслевых исследований о состоянии здоровья работников отрасли, угроз и профессионально неблагоприятных факторов, которые сопровождают выполнения ими производственных функций, направлены на оздоровление отдельной группы населения.
Второе направление ориентировано на широкие массы разностороннего потребителя большой возрастной амплитуды. Привлечение занятиями оздоровительной физической культуры в рекреационном ее направлении базируется на основе мотивации и свободного интереса. Поэтому организация занятий должна быть более привлекательной.
Свободное время населения различно по своей структуре занятости и зависит от многих факторов (возраста, пола, образования, родя деятельности, места проживания). Занятия оздоровительной физической культурой в свободное время выступают внутренней потребностью самого индивида и являются его проявлением своего стремления к здоровому и активному способу жизни. Данные ценности формируются при занятиях физическим воспитанием в широкой образовательной и досуговой системе под планомерным контролем государства в различных формах от занятий физическим воспитанием в дошкольных учреждениях до профессионально-прикладной физической культуры в производственных условиях. Также популяризация здорового образа жизни проходит через организацию различных массовых мероприятий и досуговых программ. Оздоровительная физическая культура на основании разделения по направлениям производственной и рекреационной организовывается с применением различных средств и методов.
Проблематику определения минимальной, максимальной и оптимальной физической нагрузки на работающего человека, с целью реализовать естественную необходимость организма в двигательной активности в своих исследованиях поднимали Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, М.Ф. Гриненко, В.И. Жолдак Л.Н. Нифонтова, каждый из которых строил свою систему оценки необходимого количественного и качественного построения системы оздоровительной физической культуры.
Актуальность работы обусловлена тем, что при занятиях оздоровительной физической культурой и массовыми видами спорта важно правильно спланировать, создать условия, организовать и провести мероприятия по оздоровлению населения, сформировать навыки здорового физически-активного образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью, активного приобщения к регулярным занятиям различными видами спорта.
Объект исследования – методы обеспечения здорового образа жизни.
Предмет исследования – методика проведения занятий в группах профессионально-прикладной физической подготовки и профилированных спортивных занятий в оздоровительной физической культуре со взрослым населением.
Цель исследования – исследовать методику проведения занятий в группах профессионально-прикладной физической подготовки и профилированных спортивных занятий в оздоровительной физической культуре со взрослым населением.
Для реализации цели курсовой работы необходимо решить следующие задания:
- сформулировать основные характеристики групп профессионально-прикладной физической подготовки;
- систематизировать средства методы и методику проведения занятий профессионально прикладной физической подготовки;
- сформулировать основные характеристики групп прикладных спортивных занятий;
- систематизировать средства методы и методику проведения занятий профессионально прикладных спортивных занятий.
В ходе выполнения работы применялись информационный, аналитический, сравнительный, творческий и описательный методы, а также метод синтеза.
Данная курсовая работа состоит из введения; четырех разделов, в первом из которых дана общая характеристика оздоровительной физической культуры, во втором рассмотрены теоретико-методологические вопросы организации и внедрения производственной физической культуры; заключения. Работа выполнена на 29 страницах, включает 1 таблицу. Библиографический список содержит 20 источников, среди которых текстовые и электронные источники, 1 приложение.
1 Характеристика групп профессионально-прикладной физической подготовки
1.1 Цели и задачи занятия в группах профессионально-прикладной физической подготовки
За последнее время существенно изменился и сам характер труда, сместившись в сторону информационных технологий, высокоинформативного общества, объемы поступающей информации. В связи с этим на первый план выходят проблемы перегруженности психики и эмоционального выгорания, чем последствия тяжелого физического труда. Также в связи с превалированием сидячего образа жизни на первое место выходят угрозы нарушении работы сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата уже в самом раннем возрасте. Инфаркт помолодел, и уже в 30 лет молодые люди становятся посетителями кардио санаториев и реабилитационных центров.
В комплексе мер, направленных на укрепление здоровья человека, важная роль принадлежит разработке и внедрению научно-обоснованной системы физиологической оптимизации труда (учебы). Под последней понимается комплекс мероприятий, направленных на достижение минимальных функциональных трат организма в процессе работы [8, с. 71].
Установлено, что после активного отдыха начало каждой последующей работы совпадает, как правило, с более поздней стадией отдыха, в то время как после пассивного отдыха такой же длительности начало каждой очередной работы совпадает с более ранней стадией отдыха. Следовательно, для завершения отдельных стадий отдыха при активных перерывах требуется меньше времени, чем при перерывах с пассивным отдыхом. В условиях пассивного отдыха напряженность физической и умственной деятельности не только не снижается, но и зачастую значительно повышается [17, с. 98].
Данные проблемы на предприятии ив социуме призвана решить профессионально-прикладная физическая подготовка. Профессионально-прикладная физическая подготовка является не только видом производственной физической культуры, но и важным направлением физического воспитания.
Целью профессионально-прикладной физической подготовки является - достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.
Задачи профессионально-прикладной физической подготовки на производстве — развивать и поддерживать высокий уровень профессионально важных физических и психофизиологических качеств, умений и навыков. Таким образом, в процессе физического воспитания выполняется задача целенаправленного развития профессионально важных физических качеств и двигательных навыков, а в процессе труда — их совершенствование и поддержание на должном уровне.
2 Средства, методы и методика занятий в группах профессионально-прикладной физической подготовки
2.1 Средства занятий в группах профессионально-прикладной физической подготовки
Профессиограмма, о которой говорилось в предыдущем параграфе, становится основой для выбора средств профессионально-прикладной подготовки с учетом характера труда и негативных воздействий функциональных и внешних условий труда на организм трудящегося. Эти средства должны полностью реализовывать, поставленные перед профессионально-прикладной физической подготовкой в процессе производства задачи.
Средства профессионально-прикладной физической подготовки — это те же средства физического воспитания и спортивной тренировки, но подобранные с учетом задач профессиональной подготовки специалистов.
Общим требованием к средствам профессионально-прикладной физической подготовки яв¬ляется их психофизическое соответствие конкретной трудовой деятельности.
К средствам профессионально-прикладной физической подготовки относятся:
-прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
-прикладные виды спорта;
-естественные силы природы и гигиенические факторы;
-вспомогательные средства.
Прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта обычно направлены на развитие одного или нескольких физических качеств или на освоение ограниченного состава необходимых двигательных умений и навыков.
В основном это общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения из арсенала таких видов спор¬та, как гимнастика, легкая атлетика, плавание и др. В ряде случаев находят применения упражнения лечебной физической культуры.
Прикладные физические упражнения объединяет то, что независимо от особенностей профессионально-прикладной физической подготовки они наряду с другими качествами должны обеспечивать развитие общей выносливости как ведущего физического качества для поддержания высокой работоспособности.
Специально-подготовительные упражнения различных видов спорта особенно полезны при формировании навыков работы на высоте, лазания, переноски грузов. Такие упражнения заимствуются из альпинизма, горного туризма, тяжелой атлетики.
3 Характеристика групп профилированных спортивных занятий
3.1 Цель и задания занятий в группах профилированных спортивных занятий
Профилированные спортивные занятия в наибольшей степени развивают профессионально важные физические и психические качества. Проведение их основывается на явлении переноса тренированности, что позволяет использовать эффект занятий для достижения определенных результатов в труде. Этот перенос может быть прямым, когда полученные в процессе тренировки навыки и умения облегчают выполнение трудовых действий, и опосредованным, когда создаются потенциальные условия для улучшения результатов в предстоящей работе.
Трудящимся, у которых из-за частого обострения хронических заболеваний отмечается снижение работоспособности или её временная потеря, рекомендуются занятия физическими упражнениями с учётом этих заболеваний. Занятия направлены на повышение компенсации, восстановление сниженной функции того или иного органа, улучшение питания тканей со сниженной функцией, изменение регуляции интенсивности обмена веществ во всём организме, а также на регуляцию тонуса нейрогормональных систем.
Поскольку проявления заболеваний очень разнообразны, то в каждом отдельном случае различны цели и задачи, решаемые средствами физической культуры. Физические возможности людей, страдающих хроническими заболеваниями, в выполнении тех или иных упражнений также индивидуальны. Следовательно, затруднения при организации групповых занятий с элементами оздоровительной и лечебной физической культуры сводятся прежде всего к достижению достаточной, с методической точки зрения, однородности групп.
Занятия проводятся 2–3 раза в неделю, в нерабочее (внеучебное) время. Продолжительность занятия 60–90 мин. Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. В процессе проведения занятий необходим, в частности, дифференцированный подход к занимающимся, т.к. они, как правило, различаются по возрасту, физическому развитию и физической подготовленности, стажу и профилю работы. Характер и степень неблагоприятных влияний труда на организм занимающегося также учитываются при подборе средств ППФП. Кроме того, все занятия сочетают с лечебными и профилактическими мероприятиями, массажем и самомассажем.
Пригодность вида спорта для целей ППФП оценивается по следующим направлениям: общность формируемых навыков, идентичность требуемых физических качеств, одинаковая направленность на совершенствование психофизических функций.
4 Средства, методы и методика профилированных спортивных занятий
4.1 Средства занятий в группах профилированных спортивных занятий
Особое значение для решения задач профилированных спортивных занятий имеет использование прикладных видов спорта (автоспорта, мотоспорта, пожарно-прикладного спорта, радиоспорта и др.). Принципиальные особенности занятий этими видами спорта заключаются в сложных формах оперативной деятельности спортсмена в системе «человек-техника», предъявляющие значительные требования к центральной нервной системе, анализаторам, уровню развития психических и физических качеств. Поэтому прикладные виды спорта по сравнению с другими, традиционными, в большей степени адаптируют человека к ряду профессий, связанных с управлением сложной техникой и особыми внешними условиями
Занятия по гимнастике используются главным образом для развития таких качеств как координация движений, ловкость рук, статическая выносливость мышц брюшного пресса, спины, туловища, концентрированное внимание, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность. Ловкость и координация рук развиваются с помощью вольных упражнений, упражнений с предметами, средними и малыми мячами. Гимнастика позволяет целенаправленно воздействовать на определенные мышечные группы нуждающиеся в нагрузке.
Оздоровительная гимнастика позволяет людям, ведущим малоподвижный образ жизни укрепить мышцы спины, создать надежный мышечный корсет, который необходим для профилактики возрастных заболеваний в различных отделах позвоночника, других суставах. Общеразвивающие упражнения, проводимые в увеличенном объеме, могут быть самостоятельными средствами повышения двигательной активности. Для занятий используются различные формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика, физкультпаузы, индивидуальное выполнение целенаправленных комплексов.
Атлетическая гимнастика - это те же гимнастические упражнения, выполняемые с отягощениями. Целесообразное дозирование веса отягощений позволяет регулировать нагрузку при сохранении разумного предела повторений упражнений. Рекомендуется работа с отягощениями не более 50% от максимального веса, а подъем тяжестей осуществлять в фазе вдоха, что автоматически исключает задержку дыхания и нивелирует отрицательное действие натуживания. Во время натуживания в результате снижения притока крови к сердцу и сердечного выброса резко падает систолическое и повышается диастолическое давление. Сразу же после окончания упражнения, вследствие активного кровенаполнения желудочков сердца, систолическое давление поднимается до 180 мм.рт.ст. и более, а диастолическое резко падает.
Заключение
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Профессионально-прикладная физическая культура является частью общей физической культуры человека. При подготовке будущего специалиста в профессинальном учебном заведении процесс обучения основам прикладной физической культуры начинается на занятиях физической культуры, далее он переходит под контроль специалистов на предприятии. В настоящих условиях важно дать знания и привить навыки еще в учебном заведении, поскольку на предприятиях не всегда уделяется должное внимание аспектам оптимальной организации труда и гигиене труда. Поэтому только высокий уровень личной физической культуры обеспечит трудящемуся потребность в самостоятельной организации занятиями профессионально-прикладной физической культурой. Целью профессионально-прикладной физической культуры является поддержание работоспособности на высоком уровне, защита от негативного воздействия функциональных и внешних условий труда, профилактика и предотвращение профессиональных заболеваний. В зависимости от данной цели формулируются задачи профессионально-прикладной физической культуры формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков; развитие ведущих для данной профессии физических качеств; повышение устойчивости организма к функциональным и внешним воздействиям условий труда; воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств; повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум); содействие формированию физической культуры личности, укрепление ее психики. формирование групп профессионально-прикладной физической подготовки происходит на основе анализа сходных классификационных критериев характеристики выполняемой работы и прогнозирования их влияния на организм трудящегося. К таким критериям относят: содержание труда; средства труда; условия труда; организация труда; требования к субъекту труда. На основании данных критериев составляют профессиограмму, которая также включает психологические факторы воздействия и напряженности труда. На основании составленной профессиограммы и выделенных наиболее важных характеристик содержания труда и, как следствие, способов их поддержания формируют набор средств профессионально-прикладной физической культуры, которые позволят поддерживать работоспособность на высоком уровне, защиту от негативного воздействия функциональных и внешних условий труда, профилактику и предотвращение профессиональных заболеваний. Можно констатировать, что это самый оптимистичный вариант формирования групп. В ситуации, когда сокращается финансирование предприятий, нет возможности содержать в штате медперсонал и, тем более, специалиста по физической культуре, предприятие, если оно ответственно подходит к вопросам оптимизации труда и восстановления работников, может организовывать по своему усмотрению зоны для занятий спортом (настольный тенис, дартс).
Выбор средств профессионально-прикладной физической подготовки обусловлен задачами, которые она призвана решать на основании изучения характера труда, воздействия внешней среды и функционала самой профессии. К средствам профессионально-прикладной физической подготовки относятся упражнения, которые делятся на общеподготовительные и специальноподготовительные. Также частично задачи профессионально-прикладной физической подготовки решаются за счет естественных факторов, гигиенических факторов, вспомогательных факторов (повышения освещенности, проветривание помещения, своевременная санитарная обработка помещения, оборудования спортивного уголка или полноценного спортивного зала).
Изучение условий и характера труда, психофизиологических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяет определить перечень тех необходимых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности. Это позволяет поставить конкретные задачи и определить содержание ППФП студентов, т.е. подобрать наиболее эффективные педагогические средства из обширного арсенала средств физической культуры и спорт.
В структуре рабочего дня, без нарушения трудового режима с целью нормализации деятельности организма работающего, нивелирования деформирующих воздействий условий и функционала выполнения трудовой деятельности рекомендованы следующие формы профессионально-прикладной физической подготовки: вводная гимнастика, физкультминутка, физкультпауза. Каждое занятие имеет целевую нагрузку и особенности методики проведения.