«Методика обучения удару внутренней стороной стопы учащихся старших классов на уроке футбола»
Работа содержит: 44 страницы, 4 рисунка, 3 таблицы, 5 приложений, 32 использованных источника литературы.
Ключевые слова: футбол, методика обучения игре в футбол, удар внутренней стороной стопы в футболе.
Цель курсовой работы – рассмотрение теоретико-методологических аспектов обучения удару внутренней стороной стопы учащихся старших классов на уроке футбола.
Объектом исследования выступает методика обучения игре в футбол.
Предметом исследования настоящей работы является методика обучения удару внутренней стороной стопы учащихся старших классов на уроке футбола.
В работе были использованы следующие методы: всеобщие методы научного познания (абстрагирование, анализ, синтез, аналогия, классификация); метод научного наблюдения; метод изучения научных источников; системный метод.
ВВЕДЕНИЕ
Значение футбола, как самого популярного спорта и его влияния на подрастающее поколение трудно переоценить. Современная спортивная индустрия, средства массовой информации и общество поддерживают постоянный интерес к футбольной тематике. Это существенно мотивирует школьников на занятия спортом.
Однако, занятия футболом должны нести не только интерес, который есть практически у каждого, а обучать правильной технике, что может пойти вразрез с ожиданиями школьников. Поэтому, урок физической культуры по футболу должен мотивировать на занятия спортом, изучение техники, развитие физических возможностей. Это относится к специфике вида спорта.
Обращая внимание на воздействие футбола на физические качества растущего организма, необходимо обращать внимание на возрастные особенности. Футбол способствует развитию ловкости, координации движений, гибкости суставов, прыгучести, силовой подготовки. Длительность игры на занятии не несет существенной нагрузки на сердечно-сосудистую систему, а в тренировочном процессе и самостоятельном проведении досуга или внеклассных мероприятиях выносливость и способность вынести кардионагрузки. Это должно учитываться, поскольку ученики 9 класса по физиологическим особенностям близки к взрослым, но находятся на этап становления и плохо выносят длительные нагрузки.
Футбол, как вид спорта привлекательный для всех возрастных категорий и в частности для старших школьников может стать средством популяризации спорта и активного содержательного досуга вне школьных уроков. Поэтому можно отметить значения футбола в воспитании старших школьников, поскольку данная игра развивает целеустремленность, волю к победе, скорость принятия решения, навык командных действий, умение соотносить свои действия с командой.
Если преподаватель сможет увлечь коллектив школьников на уроке, ему будет легко организовать внеурочные формы работы с учениками, привлечь их к самостоятельным формам занятий, оторвать их от компьютера и предотвратить последствия гиподинамии, которая имеет тенденцию к росту среди молодежи, что не может не отразиться на здоровье подрастающего поколения в целом.
Футбол – командная игра, это позволяет участникам команд при правильно построенном взаимодействии, координации усилий получать лучший результат. Таким образом, воспитывается чувство коллектива, умения взаимодействовать в команде, совместной ответственности за результат.
При этом футбол – это соревнование и противодействие, потому противостояние на спортивном поле не должно разъединят ученический коллектив. Восприятие поражений и выигрышей в младшем подростковом возрасте проходит очень эмоционально. Задача преподавателя так распределить команды, чтобы ученики имели равные возможности, и постоянно проводить ротацию в командах. Кроме того, возрастные особенности мальчиков и девочек в 14-15 лет уже сильно выражены и формирование смешанных команд не рекомендуется.
Включение занятий футболом в учебную программу предмета физической культуры несет в себе не только цель обучения игре в футбол, но и всестороннее развитие детского организма, согласно возрастным особенностям. Поэтому, при разработке занятия необходимо обратить внимание на общую теорию и методику физической культуры в трудахВ.Л. Волкова,В.И. Лях, Л.П. Матвеева, но и разработки С.С. Ермакова,В.П. Бизина, И. Г. Максименко по применению новых методов наглядного и практического обучения, применение проектного метода на стадии организации вводных уроков, методов стимуляции и повышения интересов учащихся к занятиям физической культурой и спортом и здоровому образу жизни в целом, примером которых могут служить выдающиеся персоналии в футболе.
Цель курсовой работы – рассмотрение теоретико-методологических аспектов обучения удару внутренней стороной стопы учащихся старших классов на уроке футбола.
Задачи, определенные для реализации цели:
- проанализировать теоретико-методологические основы обучения игре в футбол;
- рассмотреть значение футбола, как средства физического воспитания;
- проанализировать технику удара внутренней стороной стопы;
- изучить особенности обучения удару внутренней стороной стопы учащихся старших классов на уроке футбола.
Объектом исследования выступает методика обучения игре в футбол.
Предметом исследования настоящей работы является методика обучения удару внутренней стороной стопы учащихся старших классов на уроке футбола.
В ходе выполнения исследования применялись следующие методы: всеобщие методы научного познания (абстрагирование, анализ, синтез, аналогия, классификация); метод научного наблюдения; метод изучения научных источников; системный метод.
Структура работы: работа состоит из введения; трех разделов; заключения, 4 приложения. Работа выполнена на 24 страницах. Библиографический список содержит 32 источника.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ФУТБОЛУ
1.1 Футбол как средство физического воспитания
1.1.1 Место футбола в программе физической культуры и здоровья
Место футбола, как одного из разделов программы предмета «Физическая культура и здоровье» обусловлено несколькими факторами:
- во-первых, футбол самый массовый и достаточно популярный вид спорта, выдающиеся футболисты являются примерами для подражания мальчишек всех времен;
- во-вторых, футбол, как вид спорта активно и в равных пропорциях развивает все физические качества (силу, ловкость, скорость, выносливость, координацию, гибкость) в большом количестве их вариаций;
- в-третьих, как игровой вид спорта всегда привлекает детей, как привлекают любые виды игровой деятельности.
Именно поэтому, в программе предмета «Физическая культура и здоровье» выделена тема «Футбол» в каждом году обучения. Программою предусмотрено в каждом классе нарастающий уровень подготовки по футболу с изучением техники игры.
Футбол, как вид спорта привлекательный для всех возрастных категорий и в частности для старших школьников может стать средством популяризации спорта и активного содержательного досуга вне школьных уроков. Поэтому можно отметить значения футбола в воспитании старших школьников, поскольку данная игра развивает целеустремленность, волю к победе, скорость принятия решения, навык командных действий, умение соотносить свои действия с командой.
Если преподаватель сможет увлечь коллектив школьников на уроке, ему будет легко организовать внеурочные формы работы с учениками, привлечь их к самостоятельным формам занятий, оторвать их от компьютера и предотвратить последствия гиподинамии, которая имеет тенденцию к росту среди молодежи, что не может не отразиться на здоровье подрастающего поколения в целом.
Для этого формы и методы преподавания должны отвечать поставленным задачам на занятии, быть интересными для учеников. При этом необходимо обучить прием технических и тактических приемов, отработать умения и навыки их применения и, только поле этого, увеличивать долю игрового времени.
2 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ УДАРУ ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНОЙ СТОПЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКЕ ФУТБОЛА
Методика обучение удара внутренней стороной стопы у юношей старшего школьного возраста надо планировать с учетом анатомо-физиологических, психологических, возрастных характеристик.
Все упражнения должны быть просты в объяснении и технике выполнении. Метод выполнения технического приѐма лучше выбрать метод разучивание по частям.
Как только обучаемый будет выполнять технический прием хорошо, можно добавить метод изучения упражнения. При разучивании технического приема необходимо давать различные упражнения в малых объѐмах не зацикливается на одних и тех же.
Удар внутренней стороной стопы, или, как говорят футболисты, «щечкой» (рис. 9), применяется главным образом для передач мяча партнерам на небольшие расстояния. Этот удар очень часто применяется в мини-футболе.
Чтобы правильно выполнить удар, поставьте слегка согнутую в колене опорную ногу в 10—15 см от мяча и чуть сбоку. Носок этой ноги должен точно «указывать» направление удара. Стопу согнутой в колене бьющей ноги сильно разверните наружу и закрепите в голеностопном суставе.
Ударяя по мячу, подошву бьющей ноги «пронесите» над поверхностью земли так, чтобы «щечка» точно соприкоснулась с серединой мяча. В момент удара туловище наклоните над мячом и перенесите тяжесть тела на опорную ногу. Обратите внимание на следующую деталь удара: бьющая нога после соприкосновения с мячом продолжает движение за мячом. Этот момент называется проводкой, которая, как правило, распространяется на все виды ударов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования можно сделать выводы:
1. В программе предмета «Физическая культура и здоровье» выделена тема «Футбол» в каждом году обучения. Программою предусмотрено в каждом классе нарастающий уровень подготовки по футболу с изучением техники игры. Разработка и обоснование новых подходов по использованию игры футбол как средства повышения физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста, развитие основных физических качеств, является актуальным и своевременным как для теории, так и практики физического воспитания подрастающего поколения. Более того, как показывают данные литературы, эффективность решения этих задач существенно повышается, если содержание занятий отрабатывается с учетом возрастных интересов учащихся. Также для обучения необходимо использовать современные средства обучения, такие как мультимедийные презентации, выполнение приемов на примерах мировых знаменитостей повысит мотивацию их освоения. Различные соревновательные методы, эстафеты позволят отрабатывать конкретные технически навыки и приемы, которые будут использованы в учебной игре.
Формирование правильного двигательного навыка является одной из задач физической культуры. Теоретические основы исследователей физической культуры и спорта выделяют несколько этапов изучения двигательного действия. Этап начального разучивания или ознакомления с двигательным действием несет общую информацию для общего ознакомления, первые попытки правильного выполнения, то есть приобретение знаний. Этап углубленного разучивания требует повышенного внимания к технике выполнения действия, на основе уже полученных знаний, и формирует умение выполнять действие без ошибок, как в целостном двигательном акте, так и фиксируясь на этапах. На этап углубленного разучивания двигательного действия возлагается важная задача устранения ошибок при разучивании двигательного действия. Этап закрепления двигательного действия выводит его на уровень навыка с последующим совершенствованием на основе индивидуального изменения методики для уже опытных в техническом плане спортсменов. Подготовка спортсмена проводится согласно общеметодической основы обучения двигательным действиям, с применением методики, которая должна наиболее полно и с большей эффективностью реализовывать тренировочный процесс.
Футбол как воспитательное средство может стать самым популярным. Занятия спортом и физической культурой в целом несут в себе социализирующие функции, так важные для старшего школьного возраста. Но футболу присущи и специфические воспитательные функции, такие как умение работать в команде, соотносить свои действия с командными целями и свой вклад в общий результат. Каждый игрок, независимо от игрового амплуа и командных установок ежесекундно принимает решения о разыгрывании ситуации, что выражается в формировании скорости реакции, быстроте принятия решения, тактическом мышлении, что в итоге формирует лидерские качества его, как индивида.
Футбол положительно сказывается на состоянии организма игроков, поскольку способствует повышению тонуса организма, снятию стрессовой нагрузки, повышению иммунных и регуляторных функций, положительно влияет на работы сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, развивает практически все мышечные группы. Данного положительного оздоровительного воздействия можно добиться только при соблюдении правил организации занятий, соблюдения техники безопасности при занятиях спортом. Также активную игровую деятельность не стоит вести людям с нарушениями сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, поскольку на них ложиться большая нагрузка.