ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ
1.1 Содержание и методика процесса планирования в туристической фирме
1.2 Классификация видов планирования деятельности туристического предприятия
2 АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ «ЦЕНТР-ТУР»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧТУП «Центр-Тур»
2.2 Анализ планирования в туристической фирме ЧТУП «Центр-Тур»
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЕ «ЦЕНТР-ТУР»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 30 страниц, 2 таблица, 20 источников, 2 приложение.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ, СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН, ТАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН, ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Объектом является туристическое предприятие ЧТУП «Центр-Тур».
Предметом исследования являются методы планирования в туристическом предприятии ЧТУП «Центр-Тур».
Цель работы – рассмотреть методы планирования и предложить пути повышения ее эффективности в туристском предприятии на примере деятельности ЧТУП «Центр-Тур».
При выполнении работы использованы методы научного познания (абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, классификация); метод финансовых показателей; системный метод, метод планирования.
В процессе работы была проведено исследование процесса планирования ЧТУП «Центр-Тур», прошли апробацию такие предложения, как практические рекомендации по повышению эффективности планирования деятельности ЧТУП «Центр-Тур».
Результатами внедрения явились практические рекомендации для стратегического плана развития ЧТУП «Центр-Тур» на период 2018-2020 годы.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ZUSAMMENFASSUNG
Kursarbeit: 30 Seiten, 2 Tabelle, 20 Quellen, 2 Anhang.
PLANUNGSAKTIVITÄTEN DER TOURISTISCHEN FIRMA, STARARTEGIC PLAN, TAKTISCHER PLAN, AKTUELLE PLANUNG
Das Objekt ist das touristische Unternehmen ChTUP "Centre-Tour".
Gegenstand der Studie sind Planungsmethoden im Tourismusunternehmen ChTUP "Centre-Tour".
Ziel der Arbeit ist es, am Beispiel der ChTUP-Aktivität "Center-Tour" Planungsmethoden zu untersuchen und Wege zur Steigerung der Effizienz in einem Tourismusunternehmen vorzuschlagen.
Bei der Durchführung der Arbeit werden Methoden für allgemeine Methoden der wissenschaftlichen Erkenntnis verwendet (Abstraktion, Analyse, Synthese, Induktion, Deduktion, Analogie, Klassifikation); Methode der finanziellen Indikatoren; Methode der Buchhaltungsdokumentation zu studieren; Systemmethode, Methode der Planung.
Im Zuge der Arbeiten wurde der Planungsprozess der ChTUP "Center-Tour" durchgeführt, wobei Vorschläge wie praktische Empfehlungen zur Verbesserung der Planungseffizienz von ChTUP "Center-Tour" genehmigt wurden.
Der Autor des Papiers bestätigt, dass das in ihm dargestellte berechnete und analytische Material den Zustand des untersuchten Prozesses korrekt und objektiv widerspiegelt, und alle literarischen und anderen Quellen entlehnten theoretischen, methodologischen und methodologischen Bestimmungen werden von Referenzen auf ihre Autoren begleitet.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что планирование является неотъемлемым процессом деятельности предприятия, поскольку выражает задачи, поставленные перед предприятием для достижения целей его функционирования. Эти задачи отражают желаемые результаты развития, методы и действия, которые следует осуществить и ресурсы, которые для этого потребуются.
Классификация планирования деятельности туристического предприятия позволяет выделить классификационные категории, которые становятся основными характеристиками плана, выделяют общие черты и ставят разграничения между разновидностями планирования в туристическом предприятии. Классификация видов планирования позволяет выбрать вид планирования необходимый предприятию именно в данный момент, отвечающий состоянию рынка туристических услуг и потребностям его клиентов. Также классификация планирования может показать всю систему планирования в структурированном объеме и позволить предприятию определить сильные и слабые стороны в процессе планирования, относительно различных видов, его реализации и контроля его выполнения.
Планирование в туристических фирмах в основном не имеет системного характера, поскольку предприятия являются малыми и не имеют планово-экономических отделов. Планирование идет эпизодически (сезон или определенное направление), что мешает разработать поступательную стратегию развития предприятия. Нередко непоследовательные действия могут быть взаимоисключающими направлениями развития. Стратегические и тактические планы не имеют четких границ по определению источников финансирования, сроков.
Актуальность применения методики планирования, а также неуклонное соблюдение плана и контроль за его исполнением делают работу туристического предприятия более системной, работу сотрудников более дискретной и мотивированной.
Объектом является туристическое предприятие ЧТУП «Центр-Тур».
Предметом исследования являются методы планирования в туристическом предприятии ЧТУП «Центр-Тур».
Цель работы – рассмотреть методы планирования и предложить пути повышения ее эффективности в туристском предприятии на примере деятельности ЧТУП «Центр-Тур».
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задания:
- изучить и систематизировать теоретические основы планирования туристического предприятия;
- провести анализ планирования туристической деятельности ЧТУП «Центр-Тур»;
- разработать рекомендации по улучшению методики планирования в туристическом предприятии ЧТУП «Центр-Тур».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. В первой главе рассмотрены теоретические основы деятельности туристической фирмы, во второй главе проведен анализ планирования туристической деятельности ЧТУП «Центр-тур», в третьей главе разработаны рекомендации по улучшению методики планирования в туристическом предприятии ЧТУП «Центр-тур».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ
1.1 Содержание и методика процесса планирования в туристической фирме
Планирование является неотъемлемым процессом деятельности предприятия, поскольку выражает задачи, поставленные перед предприятием для достижения целей его функционирования. Эти задачи отражают желаемые результаты развития, методы и действия, которые следует осуществить и ресурсы, которые для этого потребуются.
Поскольку ресурсов в неограниченном количестве нет ни у одного предприятия, то процессу планирования предшествует стадия анализа ресурсной базы предприятия, динамики ее изменения.
Планирование также является непрерывным процессом определения средств по достижению сроков и последовательности действий, распределения управленческих ресурсов.
Его задачами являются:
- обеспечение целенаправленного развития организации;
- создание базы эффективного контроля и оценки;
- мотивация трудовой деятельности;
- координация деятельности структурных подразделений и работников;
- информационное обеспечение членов трудовых коллективов [3, с.24].
Различают следующие виды планирования в зависимости от сроков:
- перспективное (стратегическое),
- тактическое (средне-срочное)
- оперативное (текущее) планирование.
Планирование управления туристической деятельностью начинается с процесса стратегического планирования - разработке стратегических планов, программ [10, с.57].
Для конкретного туристического региона прежде всего определяется его конкурентная способность и формулируется туристический образ. Туристический образ региона оценивается по таким критериям, как гостеприимство, качество услуг, имидж, наличие возможностей для активного отдыха, развитие транспортной инфраструктуры, соответствие качества услуг цене и др.
2 АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ «ЦЕНТР-ТУР»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧТУП «Центр-Тур»
ЧТУП «Центр-Тур» – молодая и энергичная, по составу коллектива, компания, успевшая заявить о себе на рынке туристических услуг, как надежный и добросовестный партнер. Туристическая фирма динамично развивается и заинтересована в расширении партнерских связей.
Соответствие туристической фирмы ЧТУП «Центр-Тур» требованиям законодательства Республики Беларусь (СТБ 1352) подтверждено сертификатом соответствия. Разрешение на занятие деятельностью в соответствии с классификатором видов экономической деятельности: услуги туроператора по организации въездного туризма; услуги туроператора по организации выездного туризма; услуги турагента,.
Туристическая фирма ЧТУП «Центр-Тур» находится по адресу: РБ, Брестская область, Кобрин, ул.Пушкина д. 3 офис 1. Контактные телефоны туристической фирмы: +375 (029) 721-12-23, +375 (029) 809-79-59, +375 (01642) 4-30-60.
Туристическая фирма ЧТУП «Центр-Тур» поддерживает работу собственного Интернет-сайта с адресом: https://centr-tour.by/на котором потенциальные клиенты могут познакомиться с работой фирмы, осуществить предварительный подбор тура и ознакомиться со списком документом, необходимым для оформления тура и ценовой политикой фирмы (Приложение А).
Менеджеры фирмы также осуществляют связь с клиентами, используя современные средства коммуникации: по электронной почте e-mail: centr-tour@tut.by. Туристическая фирма ЧТУП «Центр-Тур» принимает посетителей пять дней в неделю, с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00.
Основные виды деятельности и услуги:
- услуги для индивидуальных туристов;
- обслуживание групп;
- лечебные туры;
- детские туры;
- транспортное и экскурсионное обслуживание;
- организация семинаров и конференций;
- визовая поддержка;
- все виды страхования.
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЕ «ЦЕНТР-ТУР»
На основании данных описанных во второй главе, можно сделать вывод о том, что процесс планирования в туристической фирме ЧТУП «Центр-Тур» не имеет системного характера, не структурирован.
Из всех видов планирования, которые могут быть предусмотрены на предприятии существует только годовой план продаж, к сожалению, не подкрепленный четкой маркетинговой стратегией. Также, согласно данному плану продаж менеджерам распределяются ежемесячные планы продаж, которые подкреплены только материальным стимулированием персонала, что повышает эффективность продаж, но не гарантирует ее плановости.
Таким образом, целесообразнее говорить о разработке процесса планирования на предприятии, чем о его совершенствовании.
Самым уязвимым звеном, является долгосрочное планирование. Стратегический план туристической компании (на 5 лет и более) является ориентиром для принятия решений на низших уровнях. Показывает системность прилагаемых усилий по развитию направлений туристической фирмы, заключения партнерских связей, изучения рынка.
Таким образом, предлагается реализовать процесс стратегического планирования охватывает восемь этапов:
1) Определение миссии – удовлетворения потребностей клиентов в интересном содержательном отдыхе.
2) Анализ внешней среды позволяет определить сильные и слабые стороны предприятия, общее направления влияния факторов внешней среды на деятельность ЧТУП «Центр-Тур».
К сильным сторонам относятся: наличие постоянных клиентов; местоположение с точки зрения расположения и близости Европы, для реализации европейского направления; ментальность населения, ориентированного на европейский отдых;
К слабым сторонам относятся: невысокая емкость рынка г. Кобрина; высокая стоимость рекламы; повышения накладных расходов на содержание офиса;
Возможности для реализации преимуществ: повышение квалификации работы персонала и качества обслуживания клиентов; расширение ассортимента туров; активное изучение целевой аудитории; повышение качества исследования постоянных клиентов и технологий общения и поддержания обратной связи с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования цель достигнута, и по результатам выполненных задач можно сделать выводы:
1. Планирование деятельности туристического предприятия проводится исходя из его миссии. На основании целей и задач предприятия разрабатывается стратегический план, который определяет основные направления развития предприятия с перспективой 3-5 летнего периода. Стратегический план не детализирует мероприятия. Тактический план разрабатывается туристической фирмой на 1 год и, может иметь отдельные разделы в виде плана продаж, бизнес-плана, планов участия в конференциях, выставках, семинарах. Тактические планы призваны стать обеспечением реализации стратегических планов. Для тактического планирования характерны постановка конкретных целей, сроков реализации, определение ресурсов, необходимых для воплощения данных плановых задач. Оперативные планы это более конкретизированные планы деятельности предприятия, оставляемые на срок до 1 года. Оперативное планирование для туристического предприятия наиболее реализуемая часть планирования в форме плана продаж. Оперативные планы помесячно и по недельно могут разрабатывать руководители направления или структурных подразделений для того, чтобы систематизировать график выполнения работ для последующего контроля. Все вышеперечисленные системы планирования разрабатываются с учетом изучения внутренней и внешней среды предприятия. Постоянные ее мониторинг может вносить коррективы в планирование. Для самого предприятия детальное планирование деятельности обеспечена тем, чтобы каждый сотрудник понимал свой вклад в выполнение плана предприятия, осознал свою ответственность и соотносил свои цели развития с перспективами компании, что выражается в мотивации персонала в процессе планирования.
2. Туристическая фирма ЧТУП «Центр-Тур» занимает стабильно положение на рынке туристических продуктов г.Кобрин, однако целевая аудитория невелика, учитывая емкость рынка. Фирма поддерживает работу собственного Интернет-сайта с адресом: https://centr-tour.by/, который позволяет расширить количество потенциальных клиентов за счет продаж в Интернете. Основные направления обслуживаемых туристических потоков – туры по РБ, туры по странам СНГ (рекреационного направления); рекреационные и экскурсионные туры в Европу; туры в Азию, Америку (представлены, но не являются массовым направлением). В 2015 году больше всего туристов было отправлено в Турцию: 47,1% от общего количества, 36,5% отдыхали в Египте, и соответственно, в Объединенные Арабские Эмираты было направлено 16,4%. В 2016 году распределение туристических потоков значительно не изменился. Соответствующая общая динамика по туристической фирме ЧТУП «Центр-Тур» составляет: увеличение потребителей в период 2015-2017 годы на 29,7%, за счет роста количества туристов отправленных на отдых в Турцию на 35,5%, в Египет - на 25%, в ОАЭ - 23%.
3. Для туристической фирмы ЧТУП «Центр-Тур» характерен недостаточно четкий стиль планирования, поскольку руководство считает, что воздействие внешней среды предприятия может существенного повлиять на его деятельность и стратегическое планирование станет не актуальным. В противовес этому, руководству компании рекомендуется повысить свою компетентность в вопросах планирования и маркетинга, проводить постоянные мониторинг внешней среды, изучать целевую аудиторию постоянных клиентов, их отзывы и предпочтения. На основании собранного материала предлагается посещение туристических выставок в Минске и в Москве для расширения партнерских связей и обновления туристического предложения, что должно повлечь плановый рост продаж на 2,8% от планируемых на 2018 год. Данные мероприятия окупятся в течение этого года и будут иметь отложенный эффект увеличения продаж в 2019 – 2020 годах. Построение плановой системы работы на предприятии существенно повысит качество работы коллектива, за счет прозрачности перспектив и плановых заданий, повышения роли каждого сотрудника в коллективе, соотнесении личных планов развития с коллективными, понятной системы мотивации и порицания на основании вклада в развитие предприятия.
1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб.пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2014. – 234с.
2. Александрова, А. Ю. Структура туристского рынка / А.Ю. Александрова. — М.: Пресс- Соло, 2012. – 109с.
3. Александрова, А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов / А.Ю. Александрова. — М.: Аспект Пресс, 2011. – 304с.
4. Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов. — СПб.: Питер, 2010. – 204с.
5. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. — М.: СПб., 2011. – 214с.
6. Браун, С. Основы маркетинга / С. Браун — М.: Элит-2000, 2012.- 126с.
7. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг / Н.А. Восколович. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2011. – 57с.
8. Гуляев, В. Г. Основы туристской деятельности / В.Г. Гуляев. - М: Нолидж, 2006. – 309с.
9. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме: Учеб пособ. / А.П. Дурович, А.С. Копанев. - Мн: Экономпресс, 2008. – 196с.
10. Дурович, А. Маркетинг в туризме: Учеб.пособие / А. Дурович. — Минск: Новое знание, 2001. – 284с.
11. Зайцева, И. А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник. — М.: Академия, 2013. – 206с.
12. Ильина, Е. Я. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник / Е.Я Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2010. – 137с.
13. Кабушкин, Я. И. Менеджмент туризма: Учеб.пособие / Я.И. Кабушкин. - Минск: Новое знание, 2011. – 124с.
14. Квартальнов, В. А. Туризм: Учебник / В.А. Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2010. – 280с.
15. Кипендорф, Е. Теория и практика туристического маркетинга: Учебник / Е. Кипендорф. - М.: Финансы и статистика, 2013. – 185с.
16. Мальская, М. Я. Основы туристического бизнеса: Учеб пособие / М.Я. Мальская, В.В. Худо, Е.И. Цыбух. - Л: Издательский центр ЛНУ имени Ивана Франко, 2003 - 360 с.
17. Маркова, В.Д. Маркетинг услуг: Учеб пособ. / В.Д. Марокова. - М, 2008. – 138с.
18. Мейкенз, Д.Ж. Стратегическое управление маркетингом: Учебник / Д.Ж. Мейкинз. — М.: Финансы и статистика, 2000. – 210с.
19. Морозов, М.А. Макроэкономика туриндустрии: Учеб-метод пособ. / М.А. Морозов, Н.Ю. Володоманова. - М, 2002. – 186с.
20. Официальный сайт ЧТУП «Центр-тур» [Электронные ресурс]. – Кобрин, 2010-2018. - Режим доступа: https://centr-tour.by- Дата доступа: 20.04.18.
21. Песоцкая Е.В. Управление маркетинговой деятельностью: Учебник / Е.В. Песоцкая. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 216с.
22. Оллье, Р. Маркетинг туризма: Учебник / Р. Оллье, Р. Ланкар - М., 2003. – 204с.
23. Чудновский, А.Д. Менеджмент туризма: Учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. — М.: Финансы и статистика, 2002. – 264с.
24. Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учеб.пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КНОРУС, 2005. - 184с.
25. Юркина, Н. А. Введение в специальность: социально-культурный сервис и туризм / Н.А. Юркина. - М.: ГИНФО, 2012. – 78с.