ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1.Понятие и сущность физических упражнений
1.2.Формирование личностных качеств в процессе занятий физическими упражнениями в дошкольном возрасте
1.3. Методический аспект воспитания выносливости у детей среднего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление уровня сформированности выносливости у детей контрольной и экспериментальной групп
2.2. Формирующий этап исследования по воспитанию выносливости у детей экспериментальной группы
2.3. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность человека требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенными в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека.
Яковлев Н.Н., Коробков А.В. считают, что выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека[12, с. 42].
Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма.
Выносливость - это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость [3].
Физическом воспитании детей дошкольного возраста нашли отражение в работах В.А. Ананьевой, А.И. Баркан, Л.А. Венгер, А.М. Доронина, Т.Н. Дороновой, Н.А. Дьяченко, Б.Б. Егорова, Ю.Ф. Змановского, Г.П. Ивановой, И.М. Козлова, В.Т. Кудрявцева, Л.И. Латохиной, С.В. Меньковой, В.А. Нестерова, М.А. Правдова, А.В. Самсоновой, Т.Д. Фершаловой, Б.В. и др.
Высокий уровень развития выносливости в детском возрасте обеспечивает более эффективное совершенствование других двигательных способностей, способствует совершенствованию пластических и трофических функций организма, нормализует деятельность систем кровообращения и дыхания, улучшает функционирование центральной нервной системы. [4, с. 216].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Понятие и сущность физических упражнений
Физические упражнения - это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и реализованы по его закономерностям.
Физические упражнения всегда присутствуют на занятиях в дошкольных учреждениях, так как с них начинается дальнейшее развитие дошкольника.
Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличии от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Термин «упражнение» в теории и практике физического воспитания имеет два значения. Им определяют виды двигательных действий, сложившиеся в качестве средств физического воспитания, а также процесс неоднократного воспроизведения действий, которые организуются в соответствии с методическими принципами. Хотя эти понятия взаимосвязаны, однако имеются и различия между ними. В первом случае речь идет о том, посредством чего воздействуют на физическое состояние ребенка в процессе физического воспитания; во втором — как, какими методами осуществляется это воздействие [14, с. 43].
Двигательные действия, совершаемые ребенком, многообразны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность и т.д. Совокупность его движений, объединенных в целостные действия, проявляется в активном отношении к жизни.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление уровня сформированности выносливости у детей контрольной и экспериментальной групп
Наше исследование опиралось на поставленную в начале работы цель.
База исследования: УСР и ЖКХ ОАО «Беларуськалий» ясли - сад № 41.
В исследовании принимали участие воспитанники двух средних групп: «Почемучки» - контрольная группа (15 детей) и «Звёздочки» - экспериментальная группа (15 детей) (Приложение А).
Цель курсовой работы: определить уровень сформированности выносливости у детей среднего дошкольного возраста и экспериментально проверить влияние разработанного нами комплекса упражнений на развитие выносливости у дошкольников.
Сформулированная цель определила характер основных задач, решаемых нами в ходе педагогического эксперимента:
1. Изучить физическое состояние выносливости дошкольников среднего возраста.
2. Экспериментально проверить влияние предложенного нами комплекса упражнений на развитие физического качества выносливости у дошкольников.
Так как дошкольникам в большей степени присуща естественная потребность в движениях, которую обязательно нужно удовлетворять.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема физического развития актуальна и значима в настоящее время, так как уровень её сформированности определяет готовность организма к нагрузкам.
В условиях разного уровня развития обществом на современном этапе уделяется недостаточное внимания физическому развитию в семье, поэтому ведущая роль в обозначенном направлении отводится дошкольному образовательному учреждению.
Физическое развитие в раннем и дошкольном возрасте характеризуется непрерывным изменением основных показателей: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки.
Выносливость представляет собой способность человека значительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению.
Работа на повышение уровня общей выносливости, должна предварять развитие выносливости специальной. Уже в детском возрасте нужно закладывать основы слаженной функциональной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, постепенно совершенствуя их, приспосабливая к длительному выполнению упражнений умеренной интенсивности.
Для развития выносливости большое значение в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявить максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости. Основной метод развития выносливости - метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с небольшими перерывами.
1. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. М.: «Аркти», 2001.
2. Ашмарин, А.Б. Методика педагогических исследований в физическом воспитании / А. Б. Ашмарин. – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1973.
3. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям - физкультура и спорт / М. М. Боген. – М. : 1985. – 71 с.
4. Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физической культуры: Учебник. / А. А. Гужаловский. - М: Физкультура и спорт, 2000. - 569 с.
5. Змановский, Ю. Ф. Авторская программа «Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях» // Дошкольное воспитание. М.: 1993.
6. Карманова, Л. В. Индивидуальный подход к старшим дошкольникам при обучении движениям /Л. В. Карманова // Проблемы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. — Минск: — Полымя, 1978.
7. Карманова, Л. В. Диагностика физического развития дошкольников: метод, рекомендации / Л. В. Карманова, В. Н. Шебеко, Т. Ю. Логвина. — БГИФК. Минск, 1992.
8. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 1980.- 450 с
9. Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. В. Руссковой. – М. : Просвещение, 2000. – 79с.
10. Неверкович, С. Д., Приходько В. В. Физкультурно-деятельная личность - ориентир для реформы предмета «Физическая культура» // Развитие инновационных процессов в организации физического воспитания детей и подростков: Сб. статей. - Чебоксары, ЧГУ, 2011.
11. Полтавцева, Н. В. Физическая культура в дошкольном детстве- М.: Просвещение, 2005 - 320 с.
12. Примакова, Ю. Н. Легкая атлетика: учебник для институтов физической культуры / Ю. Н. Примакова, Н. Г. Озолина 4 изд., М. : Физкультура и спорт, 1988. – 67 с.
13. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова - М.: Академия, 2000. – 125 с.
14. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я.Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
15. Степаненкова, Э. Я. Использование подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста: пед. практика студентов по курсу «Теория и методика физ. воспитания детей дошк. возраста» / Э. Я. Степаненкова.— М.: Просвещение, 1984.
16. Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1984.
17. Шебеко, В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учеб.пособ. / В. Н. Шебеко. — Минск :Выш. шк., 2010. — 288 с.
18. Шебеко, В.Н. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры: монография / В.Н.Шебеко. − Минск: Белорус. гос. пед. ун-т им. М.Танка, 2000.
19. Левин-Щедрина, Ф. С., Менджерицкая, Д.В. Воспитание и обучение детей трех-семи лет / Под ред. Е.И. Ядышко. - М., 2012.