Введение
Глава 1 Исторический экскурс зарождения и развития современного олимпийского движения
1.1. Возникновение олимпийского движения и игр современности
1.2. Функционирование международного олимпийского движения
1.3. Главные атрибуты олимпийских игр
Глава 2 Особенности олимпийского движения в Республике Беларусь
2.1. Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь
2.2. Участие и достижение белорусских спортсменов в летних и зимних олимпийских играх
2.3. Деятельность белорусской олимпийской академии
Заключение
Список использованных литературных источников
ВВЕДЕНИЕ
История олимпийского движения в Беларуси начинается с 1952 года, когда впервые советские спортсмены, а в их числе и белорусы, приняли участие в ХV летних Олимпийских играх в столице Финляндии - Хельсинки. На протяжении этого периода, богатого событиями, олимпийское движение развивалось, приспосабливалось к социальным, экономическим и политическим изменениям. С получением республикой государственного суверенитета 22 марта 1991 года на учредительной конференции в Минске был создан Национальный Олимпийский Комитет Беларуси. «На 101-й сессии Международного олимпийского комитета, состоявшейся 21 - 24 сентября 1993 года в Монако, НОК Республики Беларусь получил официальное признание.
Миссией НОК является развитие и защита олимпийского движения в стране в соответствии с Олимпийской Хартией. Комитет сотрудничает с правительственными и неправительственными органами, сохраняя при этом свою автономию и независимость. НОК имеет право представлять свою страну на Олимпийских играх, а также региональных, континентальных и всемирных спортивных соревнованиях.
Цель исследования: изучение развития олимпийского движения в Республике Беларусь.
Объект: олимпийское движение.
Предмет: изучить факты, влияющие на развитие олимпийского движения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать возникновение олимпийского движения и игр современности.
2. Изучить функционирование международного олимпийского движения.
3. Дать характеристику олимпийскому движению в Республике Беларусь.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав и заключения. Список использованных литературных источников составляет … наименования. Курсовая работа размещена на … страницах.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ
1.1.Возникновение олимпийского движения и игр современности
Появление Олимпийских игр относится к 776 году до н.э. Эта дата выбита на куске белого мрамора рядом с именем первого олимпийского победителя, повара Корэба. Все началось с регионального турнира, программа которого состояла из единственного вида спорта - забега на один стадий (Олимпийский стадий - 192,27 метра). Со временем программа Игр настолько расширилась, что они стали популярны далеко за пределами Греции. Спортивные праздники и состязания были неотъемлемой частью греческой жизни.
Соревновались даже девочки – в расчесывании шерсти, но в Олимпийских играх могли участвовать только мужчины и только. Каждые четыре года в Олимпии собирался весь цвет Греции-ученые, художники, политики. Гости Олимпиад жили в гостиничных номерах, которых всегда не хватало, в палатках, шалашах и под временными навесами. Те, кто побогаче, снимали комнаты в постоялом дворе с садом и ресторанами. К услугам гостей были бани, таверны, бары, рынок; перед ними выступали поэты, маги и прорицатели. Женщины допускались на Игры в качестве зрительниц, но только незамужние. За десять месяцев до начала очередных Игр жребием выбирали судей [2].
Спортсмены съезжались за месяц до начала Игр и начинали тренировки в присутствии зрителей. Так полагалось по правилам. В это время судьи решали, кто достоин участвовать в соревнованиях, а кто нет. Далеко не все могли позволить себе роскошь на месяц отказаться от работы, так что участников было немного. В Олимпию приезжали только лучшие спортсмены. Сначала фаворитами Игр были аристократы, ведь только у них было время для тренировок. Потом города начали финансировать талантливых спортсменов «из простых». Позднее в Играх участвовали практически только профессионалы. Истории известен как минимум один выдающийся античный атлет, за которого стартовый взнос вносили его сограждане.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь
Национальный олимпийский комитет (НОК) является самостоятельным, независимым общественным объединением. НОК осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Законом Республики Беларусь «О Физической культуре и Спорте», действующим законодательством, Олимпийской хартией, другими документами Международного олимпийского комитета и своим Уставом. Миссией НОК является развитие и защита олимпийского движения в стране в соответствии с Олимпийской Хартией.
Комитет сотрудничает с правительственными и неправительственными органами, сохраняя при этом свою автономию и независимость. НОК имеет исключительное право представлять свою страну на Олимпийских играх, а также региональных, континентальных или всемирных комплексных спортивных соревнованиях [13].
Согласно Олимпийской Хартии и собственному уставу НОК Беларуси должен пропагандировать основополагающие принципы олимпизма, поощрять развитие спорта высших достижений, а также массового спорта, оказывать помощь в подготовке спортивных кадров, воспитании молодежи, бороться против любых форм дискриминации и насилия в спорте, развивать международное спортивное сотрудничество, защищать интересы спортсменов, тренеров, судей, ветеранов физической культуры и спорта.
НОК Республики Беларусь создан 22 марта 1991 года. Через год - 9 марта 1992 года, НОК Беларуси был признан Международным олимпийским комитетом в качестве временного члена, а на 101-й сессии МОК, состоявшейся 21-24 сентября 1993 года в Монако, получил официальное признание и стал полноправным членом мировой олимпийской семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изученного материала и интернет источников можно сделать вывод, о том что:
1. Появление Олимпийских игр относится к 776 году до н.э. Эта дата выбита на куске белого мрамора рядом с именем первого олимпийского победителя, повара Корэба. Все началось с регионального турнира, программа которого состояла из единственного вида спорта - забега на один стадий (Олимпийский стадий - 192,27 метра). Со временем программа Игр настолько расширилась, что они стали популярны далеко за пределами Греции. Спортивные праздники и состязания были неотъемлемой частью греческой жизни.
Современные Олимпийские игры имеют свой символ, девиз, эмблему, флаг, клятву, талисман и награды. Олимпийский символ – это пять переплетенных между собой колец, они означают пять континентов земли и встречу спортсменов всего мира. Этот олимпийский символ, предложенный Пьером де Кубертеном, был утвержден Международным олимпийским комитетом в 1913 году. Олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее!» предложен другом и соратником Пьера де Кубертена Дидоном, также утвержден в 1913 году. Олимпийская эмблема – сочетание переплетенных колец с какими-нибудь элементами.
2. Миссией МОК является руководство Олимпийским движением в соответствии с Олимпийской хартией. Согласно положениям этой хартии, МОК, являясь высшей властью Олимпийского движения, призван координировать сотрудничество своих подразделений с общественными организациями и компетентными органами государственной власти, обеспечивая регулярное (раз в четыре года) празднование Олимпийских игр, укреплять дружбу между народами и т.д.
МОК ответственен за организацию Олимпийских игр, являясь владельцем (proprietaire) этого мероприятия. Комитет поручает тому или иному городу мира (в 2014 г., например, Сочи) проведение Олимпийских игр. Он имеет в исключительной собственности Олимпийский символ, флаг, девиз, эмблему, гимн, а также Олимпийский огонь. МОК принимает решения о признании национальных олимпийских комитетов и международных спортивных федераций. В 2004 г. Олимпийским Комитетом было признано 202 НОК, которые объединились в 5 континентальных ассоциаций, 7 международных федераций по зимним видам спорта и 28 по летним.
3. НОК Республики Беларусь создан 22 марта 1991 года. Согласно Олимпийской Хартии и собственному уставу НОК Беларуси должен пропагандировать основополагающие принципы олимпизма, поощрять развитие спорта высших достижений, а также массового спорта, оказывать помощь в подготовке спортивных кадров, воспитании молодежи, бороться против любых форм дискриминации и насилия в спорте, развивать международное спортивное сотрудничество, защищать интересы спортсменов, тренеров, судей, ветеранов физической культуры и спорта.
1. Алексеев, С. В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения : учеб. для студентов вузов / С. В. Алексеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации ; под ред. П. В. Крашенинникова. – М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2010. – 687 с
2. Базунов Б. А. Боги стадионов Эллады / Б. А. Базунов. – М.: Терра-Спорт, 2002. – 256 с
3. Борисов, В. В. Мифы и реальность Олимпийских игр / В. В. Борисов ; М-во спорта и туризма Респ. Беларусь. – Минск: РУМЦ ФВН, 2004. – 40 с
4. Гейштор, Л. Олимпиады глазами Олимпионика из Гомеля / Л. Гейштор. – Минск: Хата, 2002. – 308 с
5. Горбунов, В. В. Викторина «Летние олимпийские игры»: история олимпийских видов спорта в вопросах и ответах / В. В. Горбунов. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с
6. Гуслистова, И. И. Внедрение олимпийского образования в систему воспитательной работы училищ олимпийского резерва : учеб.-метод. пособие / И. И. Гуслистова ; М-во спорта и туризма Респ. Беларусь [и др.]. – Минск, 2004. – 51 с
7. Гуслистова, И. И. Интегративная технология в олимпийском образовании : учеб.-метод. пособие / И. И. Гуслистова ; М-во спорта и туризма Респ. Беларусь [и др.]. – Минск, 2004. – 52 с
8. Деметер, Г. С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения / Г. С. Деметер. – М.: Советский спорт, 2005. – 324 с. – Библиогр.: с. 308–321
9. Ефременков, К. Н. Античная агонистика и олимпизм : хрестоматия : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений физ. культуры / К. Н. Ефременков, А. Г. Егоров, Р. А. Пирожников ; СГИФК. – Смоленск, 2003. – 254 с
10. Кобринский, М. Е. Олимпийское движение. Олимпизм. Олимпийские игры : пособие для педагогов учреждений общего сред. образования / М. Е. Кобринский. – Минск: НИО, 2013. – 103 с. – Библиогр.: С.101–102
11. Кокашинский, А. А. Олимпийское качество : рекомендации и правила / А. А. Кокашинский. –Минск : Белорус. энцикл., 2005. – 42 с
12. Колесников, А. Олимпийские игрища / А. Колесников. – М.: Эксмо, 2006. – 224 с
13. Кыласов, А. Окольцованный спорт. Истоки и смысл современного олимпизма / А. Кыласов. – М.: АИРО XXI, 2010. – 328 с
14. Лагутина, М. Д. Олимпизм, олимпийское движение и олимпийские игры : учеб. пособие / М. Д. Лагутина ; Сибир. гос. ун-т физ. культуры и спорта, Сибир. олимп. акад. – Омск : СибГУФК, 2010. – 180 с
15. Платонов, В. Н. Олимпийский спорт : учебник : в 2 кн. Кн. 2 / В. Н. Платонов, С. И. Гуськов. – Киев : Олимп. лит., 1994. – 384 с
16. Рекутина, Н. В. Агонистика Античной Греции в архаическую и классическую эпохи: монография / Н. В. Рекутина ; СГИФК. – Смоленск: СибГУФК, 2006. – 240 с
17. Середин, А. А. Международное олимпийское движение и Олимпийские игры : учеб. пособие / А. А. Середин ; Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2003. –72 с
18. Середин, А. А. Международное олимпийское движение и Олимпийские игры : пособие / А. А. Середин. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2009. – 88 с
19. Столбов, В. В. История физической культуры и спорта : учеб. для высш. физкультур. учеб. заведений / В. В. Столбов, Л. А. Финогенова, Н. Ю. Мельникова ; под ред. В. В. Столбова. – 3-е изд, перераб. и доп. – М. : Физкультура и спорт, 2001. – 423 с
20. Такач А. Шестьдесят олимпийских лет / А. Такач. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 320 с