Введение
Глава I. Социальное значение физической культуры и спорта в современном обществе
1.1 Основные понятия физической культуры и спорта
1.2 Социальные функции физической культуры и спорта
Глава II. Физическая культура и спорт
2.1 Тенденции развития физической культуры
2.2 Пути совершенствования физической культуры
Заключение
Список использованных источников
Введение
Спорт, входящий в структуру физической культуры человека, является мощным катализатором как личностных, так и профессионально значимых качеств индивидуума. Однако мнение людей о спорте весьма различны: одни людей считает его бессмысленной тратой времени и сил, другие полагают, что он является важнейшим элементом личной и общественной жизни.
Согласно общепринятому мнению, которое воспроизводится во всех учебниках, спорт – составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовки к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. Спорт входит во все уровни жизни социума, сильнейшим образом влияет на главные сферы жизни общества.
Политика многих стран направлена на пропаганду спорта, так как это в дальнейшем способствует улучшение здоровья граждан, а также позволяет сплотить людей самых разных национальностей и культур. Спорт является показателем здоровья человека, так как это связано с социальными и биологическими факторами. Занятия спортом способствуют улучшению здоровья, снижают риск заболеваний, формируют у человека полезные привычки. Спорт представляет собой почву для сближения разных стран и народов, что известно еще со времен античности. Спортивные состязания наглядно показывают, каких результатов добились спортсмены, демонстрируют возможности человека.
В спорте ярко проявляется стремление человека к достижению поставленной цели, культивируются такие качества, как трудолюбие, инициатива, способность переносить трудности и терпеть лишения и так далее. Физическая культура существенным образом влияет на человека как основного элемента производительных сил общества. Она выполняет воспитательные, общекультурные, оздоровительные функции. Она способствует удовлетворению социальных и личных потребностей, прежде всего, потребности в двигательной активности. Физкультура играет большую роль в жизни всех поколений, в том числе и старшего.
Цель курсовой работы: изучить тенденции развития физической культуры в современном обществе.
Объект: физическая культура.
Предмет: тенденции развития физической культуры.
Задачи:
1. Описать основные понятия физической культуры и спорта
2. Проанализировать социальные функции физической культуры и спорта.
3. Охарактеризовать тенденции развития физической культуры
4. Изучить пути совершенствования физической культуры
Методы исследования: теоретический анализ литературы.
Глава I. Социальное значение физической культуры и спорта в современном обществе
1.1 Основные понятия физической культуры и спорта
Физическая культура - специфическая часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья и повышение его уровня, всестороннее развитие физических способностей народа и использование их в повседневной жизни людей.
Спорт - специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества: действенное средство и метод укрепления здоровья и повышения его уровня, развитие волевых качеств, нравственного и эстетического воспитания, повышения уровня общей культуры, расширение интернациональных связей, культурного сотрудничества, упрочнение мира и дружбы между народами. Спорт исторически сложился в форме соревновательной деятельности, системы состязаний и спортивной специальной подготовки к ним как способ сопоставления и совершенствования человека. Своими результатами спорт служит целям дальнейшего развития общества, более успешному осуществлению экономических и культурных задач. Всеобщий признак спорта - соревновательное начало. Они способствуют наиболее полному проявлению и развитию физических сил, воспитанию нравственных качеств. Внутреннюю сущность спорта как массового социального явления, специфическую форму его социального движения составляет система спортивных соревнований. Она представляет собой социально- обусловленную упорядоченность в планировании, организации и проведении спортивных соревнований на основе определенных принципов и прогрессивных традиций[3].
Физическое воспитание - педагогический процесс, специфика которого заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека.
Глава II. Физическая культура и спорт
2.1 Тенденции развития физической культуры
В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.
Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов. Развитием спорта в различных территориальных единицах, прежде всего в городах, занимаются муниципальные органы, а на местах - коммуны и общины, которые расходуют на эти цели от 1 до 3% своих общих бюджетов, вырабатывают и осуществляют совместно со спортивными организациями муниципальную и коммунальную спортивную политику[15].
Конец XX столетия во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений. На совершенно новых экономических и правовых отношениях создаются эффективные модели физкультурно-спортивного движения, активно внедряются малозатратные поведенческие программы, такие как «Джонсон и Джонсон», «Здоровье ради жизни», «Здоровое сердце», «Жизнь - будь в ней», «Тримминг 130», которые направлены на формирования моральной и материальной ответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни, что не в последнюю очередь определено происходящими негативными демографическими процессами.
Заключение
Таким образом, спорт и физическая культура-это огромная социальная сила. Спорт и физическая культура как социальная сила развития и общественного сознания и как социокультурный феномен, обеспечивает потребности самого существования общества в целом и личности в частности. Тенденции развития физической культуры и спорта имеют теоретическую и практическую направленность и определённую ценность, так как при этом рассматриваются и решаются актуальные проблемы в данной области в соответствии с современными изменениями в системе образования и спорта.
Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым
В настоящее время изменяется парадигма физического воспитания школьников и студентов. Так же издано много регламентирующих и основополагающих документов. Регулярно проходят заседания Совета по развитию физической культуры и спорта с участием президента. Именно на выработку решений важнейших задач в области развития физической культуры и спорта направлены все усилия и действия Министерства спорта.
Развитие общества и связанные с ним преобразования выявили острейшую необходимость проведения занятий физической культурой и спортом с детьми и подростками «группы риска». Эта тенденция обусловлена социальными факторами общественного развития, главным из которых является изменение ориентации развития личности человека на всесторонность и гармонизацию при занятиях физической культурой и спортом.
Занятия спортом являются самым эффективным способом уменьшения или ликвидации этого негативного фактора, способствуя профилактике и снижению неблагоприятных воздействий на организм человека.
Молодежь всего мира должна понимать, что здоровый образ жизни – это прежде всего соблюдение нравственных, общественно-социальных и общечеловеческих норм.
1. Ахметов А. М. Теоретический курс по дисциплине «Физическая культура» лекции / А. М. Ахметов. - Набережные Челны: РИО НИСПТР, 2013. - 213 с.Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого / В. К. Бальсевич. – М.: ФИС; 2012. - 208 с
2. Барчуков И. Физическая культура и физическая подготовка / И. Барчуков, Ю. Назаров. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 432 с
3. Васильева В. В. Физиология человека / В. В. Васильева. - М.: «Физкультура и спорт», 2013 г. – 94 с
4. Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики практикум: учеб. пособие / Г. Ф. Вечорко. - Минск: Тетралит, 2014. - 271 с
5. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2015. - 172 с
6. Воробьева В. Л. Педагогика учеб. пособие / В. Л. Воробьева; Московский государственный строительный университет. - Москва: МГСУ, 2011. - 218 с
7. Григорьев Д.В., Кожарова О.Ю. Эффективное воспитание: школа и семья как партнеры // Народное образование. – 2016. – № 10. – С. 241
8. Гуревич П. С. Психология и педагогика учебник / П. С. Гуревич. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с
9. Дубышева Л.И. Социология физической культуры / Л.И. Дубышева // Академкнига, 2004. – С. 54–57
10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Санкт- Петербург: Изд-во Питер, 2016. — 512 с
11. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь / В.И. Ильинич // Гардарики. – 2007. – С. 14–16
12. Каинова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие / Э.Б. Каинов. - М: ИД «Форум»: ИКФРА, 2009. – 208 с
13. Макеева В. С. Теория и методика физической культуры учеб.-метод. пособие / В. С. Макеева; Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ). - Орел: МАБИВ, 2014. - 132 с
14. Организация физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях учеб. пособие для практ. занятий / А. Г. Сетко [и др.] ; Оренбургская государственная медицинская академия; под ред. А. Г. Сетко. - Оренбург: ОрГМА, 2012. - 97 с
15. Петрова О. О. Педагогика учеб. пособие / О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина. - Саратов: Научная книга, 2012. - 191 с
16. Писарева Т. А. Общие основы педагогики учеб. пособие / Т. А. Писарева. - [Саратов]: Научная книга, 2012. - 127 с
17. Пименов А.Г. Педагогика современной школы учебное пособие/ А.Г. Пименов – Томбов: АН Консалт, 2014.- 44 с
18. Попов Е. Б. Основы педагогики учеб. пособие для слушателей магистратуры / Е. Б. Попов. - Оренбург: Оренбург. ин-т (филиал) Московского гос. юрид. ун-та им. О.Е. Кутафина, 2015. - 112 с
19. Протченко Т. А. Физкультура в школе / Т. А. Протченко. – М.: Школа – пресс. – 2014. – 79 с
20. Пуйман С. А. Педагогика современной школы ответы на экзаменационные вопросы / С. А. Пуйман. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 223 с
21. Резепов И. Ш. Психология и педагогика ответы на вопросы : учеб. пособие / И. Ш. Резепов. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 105 с
22. Солодков А. С. Физиология человека / А. С. Солодков. - 2011. – 550 с
23. Столяренко А. М. Общая педагогика учеб. пособие / А. М. Столяренко. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 479 с. 42
24. Тимохов А.Д. Общая педагогика учеб. пособие / А. Д. Тимохов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 79 с