ВВЕДЕНИЕ
Здоровье детей – самая высокая социальная ценность. И те, кто является школьниками сегодня уже завтра будут определять уровень благосостояния нашей страны, формировать ее экономический, научный и духовный потенциал, обеспечивать безопасность нашего государства.
Здоровье и безопасность детей в образовательном учреждении- первостепенная задача любой школы. Детские травмы, особенно те травмы, которые получены на уроке, были и остаются трагедией, они приносят горе родителям, педагогическим работникам.
Урок физической культуры – самый травмоопасный по своему содержанию, тк как отличается от других использованием различного спортивного оборудования и инвентаря и высокой двигательной активностью обучающихся. При организации и проведении уроков физической культуры учителю, в первую очередь, необходимо продумать обеспечение его безопасности, это и предупреждение травм, и обучение учащихся самоконтролю, правилам поведения на уроке. Учитель должен изучить сам и обучить учащихся нормам техники безопасности по различным разделам учебной программы. Главным принципом организации всей спортивно-массовой деятельности в школе должен стать принцип: «Не навреди!».
Вопрос профилактики травматизма на занятиях физической культурой и спортом остаётся крайне мало изученной областью в методике преподавания, о чём свидетельствуют исследования в данной области в нашей стране. Такие исследования, если и ведутся, то довольно отрывисто и не попадают в сферу внимания широкого круга читателей.
В целом, проблемы профилактики травматизма в спорте освещали ряд исследователей. Так, проблемы сохранности здоровья с точки зрения спортивной медицины М.В. Волков, Я.С. Вайнбаум, А.И. Деминский, С.А. Душанин и др.
Основы травматологии в спорте рассмотрены в трудах В.А. Епифанова, А.И. Журавлёвой, Л.Я. Иващенко, З.С. Мироновой.
При написании курсовой работы мы опирались на методические положения, разработанные В.Ф. Башкировым, И.Г. Горбань, А.Ц. Деминским, В.С. Кузнецовым и др. учёными.
Цель исследования: изучить, обобщить и систематизировать научные исследования по проблеме профилактики травматизма на уроках физической культуры в школе.
Объект исследования: профилактика детского травматизма на уроке физической культуры.
Предмет исследования: условия предупреждения травматизма на уроке физической культуры.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение статистических данных, научных обобщений, наблюдение.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «травма», «спортивная травма».
2. Охарактеризовать различные виды спортивных травм.
3. Выделить причины травматизма на занятиях физической культурой.
4. Определить основные направления общей профилактики травматизма на уроке.
5. Проанализировать правила техники безопасности для учащихся на уроке физической культуры в школе.
6. Описать правила оказания первой мещдицинской помощи при различного рода спортивных травмах.
Данная курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, 2 приложения. Полный объем составляет 39 страниц. Список использованной литературы содержит 23 источника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие и виды спортивных травм
Травма – это повреждение с нарушением или без нарушения целостности тканей, вызванное каким-либо внешним воздействием [19, с. 75]. Различают следующие виды травматизма: производственный, бытовой, транспортный, военный, спортивный и др.
Спортивная травма – это повреждение, сопровождающееся изменением анатомических структур и функции травмированного органа в результате воздействия физического фактора, превышающего физиологическую прочность ткани, в процессе занятий физическими упражнениями и спортом [23, с. 106].
Возникновение спортивных травм происходит по различным причинам. Вызвать травмы могут удар, падение, сжатие, столкновение, резкие изменения положения тела, предельные сгибания, разгибания, растяжения, подвертывание (стопы), трение о канат и т.п.
Рассмотрим, какие встречаются виды спортивных травм. Спортивные травмы бывают:
– Первичные. Эти травмы возникают внезапно, причиной может стать неосторожность, рассеянность, воздействие извне и т.д. К этим травмам относят ушибы, растяжения, переломы, разрывы связок, черепно-мозговые травмы, травмы глаз [19] .
– травмы, вызванные перегрузками. Эти травмы чаще всего встречаются у учащихся, которые слишком перегружают кости и мышцы. Опасность этого вида травм состоит в негативном влиянии на последующее развитие всего скелета. Самыми распространенными являются травма локтя (преимущественно в теннисе), травма плеча (плаванье, бросание мяча), травм голени (бег), травма колена и позвоночника (гимнастика, тяжелая атлетика, борьба, футбол).
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВТИЗМА И ОКАЗАНИЯ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
2.1 Основные направления профилактики травматизма на уроке физической культуры
Существует общая профилактика спортивного травматизма и частная профилактика, характерная для узких видов спорта – гимнастики, лёгкой атлетики, бокса, борьбы, тенниса и др.
Общая профилактика спортивного травматизма – это правила, нарушение и игнорирование которых повышает риск получить различного рода травм [10, с. 43]. Эти правила у всех на слуху, они логичны и последовательны, но и сам учитель, и учащиеся часто не обращают на них внимания:
– при выполнении физических упражнений, особенно при работе на снарядах необходимы внимательность и собранность. На тренировке следует думать только о самой тренировке и ни о чём другом. Также отвлекают от спортивного процесса и создают травмоопасную ситуацию посторонние разговоры, шутки. Учащемуся необходимо быть сосредоточенным на своих действиях, правильном и техничном выполнении упражнений, а учителю- держать в поле зрения каждого учащегося и особо контролировать особые участки зала.
– Соблюдение техники безопасности. Любая спортивная деятельность начинается со знакомства с правилами техники безопасности. В каждом разделе физического воспитания свои правила и инструктажи должны быть своевременными и систематическими. Например, в тренажёрном зале учащимся запрещается работать без партнерской страховки.
– Качественный и исправный спортивный инвентарь и покрытие зала. Перед занятием учителю и дежурному необходимо проверить и выявить возможные нарушения – мокрый после уборки пол, осколки стекла и опасный мусор, трещины и несбалансированность снарядов, рассоединённые маты и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы говорили о проблеме профилактики детского травматизма на занятиях физической культурой в современной школе. Мы выяснили, что профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества, а профилактическая деятельность, направленная на недопущение травм, заболеваний и несчастных случаев в процессе занятий, является ведущей задачей учреждения образования. В нашей стране проводится много мероприятий по предупреждению травм при занятиях спортом и физической культурой, но, к сожалению, спортивный травматизм ещё занимает высокое место в учебно-воспитательном процессе школы.
Профилактика детского спортивного травматизма – такая же важная составляющая деятельности педагога, как и повышение квалификации, методической грамотности, спортивные достижение учащихся.
В обеспечении мер по предупреждению спортивного травматизма учащихся задействованы все участники учебно- воспитательного процесса- администрация школы, медицинские работники, сами учащиеся и их родители, но, прежде всего, эта забота ложится на учителя и тренера.
Мы выяснили, что основными причинами травматизма учащихся на уроке физической культуры являются: неудовлетворительное состояние места занятия, неисправное оборудование и инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая обувь или одежда, отсутствие страховки и самостраховки, недостаточная тренированность и форсированная (чрезмерная) нагрузка, низкая поведенческая культура занимающихся, отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований.
Для сохранения здоровья, быстрого восстановления организма после перенесенной травмы большое значение имеет правильное и своевременное оказание первой доврачебной помощи. Каждый учитель, должен уметь определить характер травмы, знать ее признаки, а также хорошо владеть приемами оказания первой помощи.
Рекомендации для учителей физической культуры:
1. Повышать методическую грамотность по проблеме профилактики спортивного травматизма и оказанию квалифицированной доврачебной помощи.
2. Проводить уроки только согласно продуманному конспекту урока, в котором учтены все организационные и методические моменты урока.
3. Осторожно включать в структуру урока выполнение сложных, незнакомых упражнений.
4. Не допускать выполнение активных физических упражнение без предварительной разминки.
5. Развивать у учащихся такие качества как сосредоточенность и внимание.
6. Не допускать проведение спортивных игр и упражнений на уроке без присутствия учителя в зале или на открытой площадке;
7. Следить за соблюдением порядка в местах проведения занятий.
8. Поддерживать высокий уровень дисциплины на уроке.
9. Соблюдать правила врачебного контроля.
10. Строго следить за наличием у учащихся спортивной одежды и обуви актуального размера.
11. При неблагоприятных метеорологических условиях занятия проводить в помещении.
1. Агаджанян, Н.А. Здоровье студентов/ Н.А. Агаджанян. – М.: Россия, 1997. – 300 с
2. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология /Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростовн/Д: Феникс, 2000. – 248 с
3. Башкиров, В.Ф. Профилактика травм у спортсменов/ В.Ф. Башкиров. –М.: Физкультура и спорт, 1987. –176 с
4. Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок/ Я.С. Вайнбаум. – М.: Просвещение, 1997. – 64 с
5. Волков, М. В., Любощиц, Н. А. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата/ М.В. Волков, Н.А. Любощиц. – М.: Медицина, 1998. – 188 с
6. Виленский, М.Я., Горшков, А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2007. – 218с
7. Горбань, И.Г., Гребенникова, В.А. Организация мероприятий по охране труда и технике безопасности на занятиях физической культурой и спортом/ И.Г. Горбань, В.А. Гребенникова// Вестник ОГУ. – 2015. – № 2. – С.28 – 33
8. Дамбо, А.Г Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов /А.Г. Дамбо. – М.: Физкультура и Спорт, 1981. – 120 с
9. Деминский, А. Ц. Основы теории и методики физического воспитания/ А.Ц. Деминский. – Донецк: АО Донеччина, 1995. – 520 с
10. Душанин, С. А., Пирогова, Е. А., Иващенко, Л. Я. Самоконтроль физического состояния / С.А. Душанин, Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко. – К.: Здоров’я, 1980. – 128 с
11. Евсеев, С. П., Шапкова, Л. В. Адаптивная физическая культура / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. – М.: Инвект ДЦ, 2000. – 240 с
12. Журавлева, А.И., Граевская, Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура: Руководство для врачей /А.И. Журавлёва, Н.Д. Граевская. – М.: ФиС, 1993. – 312с
13. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояния): учебное пособие. – М.: Просвещение, 1980. –199 с
14. Краснов, А.Ф., Аршин, В.М., Цейтлин, М.Д. Справочник по травматологии / А.Ф. Краснов, В.М. Аршин, М.Д. Цейтлин. – М.: Медицина, 1994. – 400 с
15. Кузнецов, В.С. Физкультурно - оздоровительная работа в школе /В.С. Кузнецов. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. –167 с
16. Максимова, М.В. Травматизм у школьников /М.В. Максимова. – М.: Медицина, 1988. –122 с
17. Меры безопасности на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, П.А. Киселев, Г.Н. Попова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. – 89 с
18. Миронова, 3. С., Морозова, Е. М. Спортивная травматология/ З.С. Миронова, Е.М. Морозова. – М.. Физкультура и спорт, 1999. –205 с
19. Справочник по травматологии и ортопедии /Под ред. А.А. Коржа, Е.П. Межениой. – Киев: Здоровье, 1980. – 216 с
20. Сырников А.Ю. Профилактика травматизма на занятиях физической культурой и спортом/А.Ю. Сырников// Правопорядок: история, теория, практика. – 2014. –№ 1. – С. 70 –72
21. Физическая культура студента: Учебник/ Под ред. В. И. Ильиничева. – М.: Гардарики, 2007, – 448с
22. Шубик, В.М., Левин, М.Я. Иммунологическая реактивность юных спорстменов /В.М. Шубик, М.Я. Левин. – М.: Физкультура и Спорт, 1992. – 136 с
23. Юмашев, Г.С. Травматология и ортопедия: учебное пособие/ Г.С. Юмашев. – М.: Медицина, 1997. – 84 с