Реферат
Введение
1. Содержание самостоятельной внеурочной работы над иноязычной лексикой в старших классах средней школы
1.1. Цели, задачи и содержание самостоятельной внеурочной работы над иноязычной лексикой в старших классах средней школы
1.2. Преимущества организации самостоятельной внеурочной работы над иноязычной лексикой, и ее недостатки
1.3. Основные виды самостоятельной внеурочной работы над иноязычной лексикой в старших классах средней школы
2. Методические основы самостоятельной внеурочной работы над иноязычной лексикой
2.1. Использование информационно-компьютерных технологий в самостоятельной внеурочной работе над иноязычной лексикой. Роль интернета как метода изучения лексики
2.2. Роль обучающих лексических текстов в самостоятельной внеурочной работе над иноязычной лексикой
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Введение
Согласно таким известным психологам, как Ирина Алексеевна Зимняя и Алексей Алексеевич Леонтьев, овладение мастерством в любой деятельности возможно лишь на индивидуально-личностном уровне, поэтому актуальная задача школы заключается в том, чтобы ученик стал центром учебно-воспитательной работы, а учебный процесс был направлен на формирование способности к самостоятельной деятельности. Одним из способов развития самостоятельности учащихся старшей школы является их самостоятельная деятельность во внеурочное время [9, стр. 211].
Значение внеурочной деятельности для развития процесса самостоятельности у учащихся при овладении различными аспектами иностранного языка объясняется тем, что масштабность и устойчивость основных представлений, понятий и умений учащихся, формируемых во время занятий в классе, в большей степени зависит от правильно организованной самостоятельной работы дома. Во время внеурочной самостоятельной работы с различными средствами обучения происходит осознанное овладение языком, формирование речевых автоматизмов в применении знаний на практике, выработка собственных способов деятельности.
Кроме этого, у учащихся старшей школы особенно остро ощущается потребность в самостоятельной внеурочной работе над изучением иноязычной лексикой в силу их возрастных особенностей и условий изучения иностранного языка: большом объеме усваиваемого материала при ограниченном количестве часов, высоком уровне навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся.
Вопрос самостоятельной учебной деятельности учащегося представляет собой одну из сложных, многогранных и малоизученных проблем, особенно в настоящее время в связи с требованием более экономного, продуктивного, целенаправленного и контролируемого процесса усвоения знаний.
Анализ практической деятельности учителей и научных работ по данному вопросу показывает нам то, что проблема самостоятельной внеурочной работы над овладением иноязычной лексики недостаточно разработан и требует тщательного изучения и проверки. Таким образом, мы можем выделить объект, предмет, цели и задачи исследования.
Итак, объектом исследования является самостоятельная внеурочная работа над иноязычной лексикой.
Предметом работы является виды и формы самостоятельной внеурочной работы над иноязычной лексикой в старших классах средней школы.
Цель работы - раскрыть роль самостоятельной внеурочной работы над иноязычной лексикой в старших классах средней школы, ее виды и формы, способствующие развитию интереса к изучению иноязычной лексики.
Исходя из поставленных целей, мы выделяем следующие задачи:
1) определение основных целей, задач и содержания самостоятельной внеурочной работы над овладением иноязычной лексики;
1. Содержание самостоятельной внеурочной работы над иноязычной лексикой в старших классах средней школы
1.1. Цели, задачи и содержание самостоятельной внеурочной работы над иноязычной лексикой в старших классах средней школы
В данный момент современное общество имеет проблемы с взаимовлиянием различных культур и сохранением культурной полифонией планеты. Все больше люди ощущают необходимость развития взаимосвязи культур, в связи с этим обучение иноязычной лексике должно стать подготовительным этапом к межкультурной коммуникации, так как в процессе изучения языка учащемуся предстоит понять иную систему ценностей и жизненных ориентиров и интегрировать ее в собственную картину мира[4, стр.69].
Чтобы добиться результата данной проблемы нужно углубленное изучение иноязычной лексики, так как именно в ней представлены ценностные ориентиры и предметы культуры. Тем не менее, в настоящее время учащиеся недостаточно подготовлены к апробации иноязычной лексики в межкультурной коммуникации, что обусловливает насущность проблемы.
Целью обучения иноязычной лексикой является овладение базовым материалом для осуществления устно-речевого общения, то есть прямыми средствами передачи понятий и мысли в целом [17, стр. 174].
Внеурочная работа учащихся является непосредственным компонентом содержания основной образовательной программы основного общего образования. Внеурочная деятельность наряду с деятельностью обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом осуществляется в формах, которые отличаются от урочных, на основании запросов обучающихся, выбора их родителей (законных представителей).
Основная цель изучения иностранных языков в школе – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции: способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка [2, стр. 20]. Отличительной чертой внеурочной деятельности на иностранном языке является то, что она своим значением обращена к использованию иностранной лексики как средства общения.
Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа имеет цель не только развивать знания по иностранному языку, но и способствовать продвижению культурологического кругозора учащихся, их творческой активности, эстетического вкуса и, как результат, увеличение мотивации к изучению языка и культуры другой страны. Немаловажное значение имеет тот факт, что внеурочная работа способствует целесообразной организации досуга учащихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу.
2. Методические основы самостоятельной внеурочной работы над иноязычной лексикой
2.1 Использование информационно-компьютерных технологий в самостоятельной внеурочной работе над иноязычной лексикой. Роль интернета как метода изучения лексики
Новейшие информативные технологические процессы, которые знакомы нам в современном мире, это не только новые промышленные ресурсы, однако и новые способы и методы обучения, новейший аспект к ходу преподавания. Инновационные преподавательские технологические процессы такие, как развитие навыка совместной работы, проектная методика, техника портфолио, с применением информативных технологий, Интернет-ресурсов помогают осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, создают индивидуализирование и дифференциацию обучения, учитывая способности учащихся, их уровня навыков, интересов [1, стр. 84]. Мультимедийная укомплектованность дает шанс вносить изменения в учебные планы беря во внимание интересы и возможности школьников. Заинтересованность мультимедийными технологиями настолько велика, что обучающиеся с наслаждением самостоятельно разрабатывают компьютерные текстовые работы и мультимедийные проекты.
Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании иноязычной лексики и во внеклассной деятельности содействует активной мотивировки на учебную деятельность школьников; обеспечивает большой спектр конфигураций, методов, средств, способов получения и переработки информации для реализации учебно-исследовательской, проектной деятельности; содействует развитию информационно-коммуникативной компетентности школьников; увеличивает динамичность учеников; помогает ученику перейти из состояния пассивного слушателя в активного участника учебной деятельности. Вовлечение информативных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс предполагает от преподавателя постоянного самоанализа, непрерывного образования, повышения квалификации, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа педагогической деятельности, значительных временных затрат на подготовку уроков, которые, безусловно, впоследствии окупятся душевным комфортом, удовлетворенностью результатами вложенного труда.
Cd-иски, которые существуют в наши дни, помогают показать информацию не только в виде текста, но и звука и видеоизображения. Наличие большого выбора тематики, видов деятельности, выразительность, занимательность компьютерных программ очень заинтересовывают школьников. Обучение, применяя компьютер дает возможность осуществить самостоятельную работу всех учащихся. При обучении аудированию, каждый всем учащимся предоставляется возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению— имеет возможность говорить слова на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений— может выполнять грамматические упражнения, достигая положительных результатов[14, стр. 28].
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что создание комфортной образовательной среды необходимо для повышения мотивации к изучению иноязычной лексики. Для познавательной мотивации к изучению иностранной лексики необходимо применение активных методов обучения и сочетание различных видов деятельности. Все эти виды деятельности способствуют учащимся повышать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности. У школьников появляются дисциплинированность и ответственность, заинтересованность по отношению к учебным занятиям, повышается активность на уроках иностранного языка, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.
Внеклассная деятельность по иностранному языку решает такие задачи:
- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках;
- расширение мировоззрения учеников;
- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
- развитие чувства патриотизма.
В преподавании иностранного языка внеурочная деятельность занимает одно из первых мест и проводится, учитывая специфику предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и способностей по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.
Так же мы выявили, что в наше время огромную роль во внеурочной деятельности по иностранному языку играет использование новейших компьютерных технологий, таких так Интернет. В интернете мы имеем возможность использовать онлайн-словари, чтобы мгновенно находить слова (например Babylon.com). Есть обучающие программы для создания пользовательских списков слов для заучивания. Эти программы могут помочь нам набрать примеры предложений с этими словами из знакомого нам контекста, который мы прослушали или прочитали. Мы можем установить цели по словарному запасу и отслеживать наши успехи по движению к цели.
Внеурочная и внешкольная работа по изучению иноязычной лексики решает эти задачи средствами иностранного языка и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения ему в школе.
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полак – М.,2009.
2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2010.
3. Водзинский Д.И. Внеклассная воспитательная работа. – М., 1961.
4. Голец Н.Н. Практика гидов: традиции и современное воплощение – СПб: ООО «Книжный Дом», 2011.
5. Данилов М.А., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы – М.: Просвещение, 2005.
6. Димент А.Л. Тематические вечера на английском языке: Кн. для учителя: Из опыта работы — М.: Просвещение, 1998.
7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании – М., 2010.
8. Ильина Т.В. Место современных технологий в преподавании иностранных языков – СПб: ООО «Книжный Дом», 2011.
9. Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам – Ростов-на-Дону, 1994.
10. Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика – СПб., 2017.
11. Кондратьев А.С. Тенденции развития обучения физике в средней школе. – СПб.: Образование, 1995.
12. Лебедев О.Е. Качество - ключевое слово современной школы. СПБ, Просвещение,2008.
13. Равен Дж. Компетентность в современном обществе – Психологический журнал, 2011.
14. Смирнова А.Н., Фадеева Е.А. Нетрадиционные формы организации внеклассной работы – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011.
15. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам – М.: Просвещение, 2005.
16. Соловьева Ю.А. Самостоятельная работа учащихся – СПб.: Европейский дом, 2009.