ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
1.1 Теоретических основы нравственного воспитания дошкольников
1.2 Воспитание гуманных чувств у дошкольников как основы нравственного воспитания
1.3 Труд в природе как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
2.1 Экспериментальное исследование по сформированности гуманных чувств к природе у детей дошкольного возраста
2.2 Методика планирования и организации труда в природе у детей дошкольного возраста
2.3 Результаты экспериментального исследования по сформированности гуманных чувств к природе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым.к сверстникам, к детям и дошкольного возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Н.Н.Поддъякова, Л.А.Пеньевской, А.М.Виноградовой, И.С.Деминой, Л.П.Князевой, Н.Я.Михайленко, Л.П.Стрелковой, Т.В.Черник и др.
Совершенствование процесса воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представления о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, самому себе, а также возможности дошкольников использовать эти нормы в качестве самостоятельной регуляции и взаимоотношений со сверстниками.
Воспитание нравственной культуры – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
1.1 Теоретических основы нравственного воспитания дошкольников
Понятие «нравственность» от слова «нрав», по латыни «нравы» звучит как moralis – мораль. «Нравы» – это те нормы и эталоны, которыми люди руководствуются в своем поведении и повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
Более того моральные требования, нравы и нормы получают определенное подтверждение о том, как надо человеку вести себя в обществе, жить и т.д. Л.А. Григорович выдвинул следующее определение: «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. И.С. Марьенко подтверждает «нравственность» – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к труду, к самому себе, к отдельным людям, к коллективу, к обществу, к Родине и т.д. [22, с.68].
«Нравственные нормы» – это требования, правила, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование личности, нужной и полезной обществу [8,с. 58].
2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
2.1 Экспериментальное исследование по сформированности гуманных чувств к природе у детей дошкольного возраста
С целью выявления сформированности уровней гуманного отношения к природе в процессе трудовой деятельности мною был выбран метод экспериментального исследования.
Экспериментальное исследование проводилось в Государственном учреждении дошкольного образования «Барановичский детский сад № 4». В детском саду находятся четыре группы детей, общая наполняемость которых 80 человек. В качестве исследуемых были выбраны дошкольники старшей группы численностью 25 человек в возрасте 5–6 лет.
На констатирующем этапе исследования необходимо было определить уровень сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Для диагностики уровня гуманных чувств были использованы следующие методы:
1. Наблюдение за детьми в процессе различных видов деятельности на прогулке. В ходе наблюдения фиксировались следующие особенности поведения детей по трем уровням.
Низкий уровень. Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно. Наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным живым организмам. Отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с живыми организмами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из анализа опытно–экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что формирование гуманного отношения детей к природе будет эффективным, если будут созданы педагогические условия для совместной деятельности в экологоразвивающей среде, будет осуществляться успешно, при определенных правильно созданных педагогических условиях подтвердилась.
Воспитание нравственной культуры – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Одним из критериев нравственного развития личности является наличие гуманных чувств, таких как сопереживание, сочувствие, содействие, доброта, чуткость, забота и др. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно.
1. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. – М.: Мозаика–Синтез, 2011. – 136с.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А. М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
3. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина [и др]; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайлова. – СПб, 2002.– 244 с.
4. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г Дробицкий – М. : Наука, 1977. – 333с.
5. Карпова, С.Н., Люсик Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова. – М.: Педагогика, 1972. –152 с.
6. Князева, Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста : учеб. пособие для спецкурса / Л.П. Князева. – Пермь: Из–во Перм. гос. пед. ин–та, 1974. – 117 с.
7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов сред. Пед. учеб.заведений. – 3–е изд., испр. и доп / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2001.– 416 с.
8. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром / С.А. Козлова. – М.: Педагогика, 1988.– 103 с.
9. Козлова, С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру / С.а. Козлова. – М., «Линка–ПРЕСС», 2002. – 224 с.: ил.
10. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика–Синтез, 2005.
11. Крухлет, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В. Крухлет. – СПб., 2002. – 160 с.
12. Куцакова, Л.В. Нравственно–трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика–Синтез, 2008. 132 с.;
13. Куцакова, Л.В. Нравственно–трудовое воспитание ребенка–дошкольника / Л.В. Куцакова. – И.Ц. ВЛАДОС, 2004.– 143 с.
14. Лаврентьева, Г. П. Культура общения дошкольников / Г.П. Лаврентьева. – Киев: Радянска школа, 1988. –304 с.
15. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок / Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, 2003. – 320 с.
16. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. – М. Просвещение, 1992 г.– 148 с.
17. Мухина, B.C. Детская психология: учеб.для пед. ин–тов / под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
18. Неверович, Я. З. Развитие волевых и познавательных процессов у дошкольников / Я.З. Неверович. – М.: Просвещение, 1965. – 343 с.
19. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С.Н. Николаева. – М.: Издат. центр "Академия", 2002. – 336 с.
20. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская [и др.]; под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – 3–изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
21. Орлова, Г. П. Беларуская народная педагогіка / Г. П. Орлова. – Минск: Народная асвета, 1993. –193 с.
22. Поддъяков, Н. Ребенок – дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / Н. Поддъяков // Дошкольное воспитание. – №2. – 1998. – С. 39.
23. Психолого–педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста : Сборник научных трудов. /Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: АПН СССР, 1983. – 132 с.
24. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. №1. 2004. – 91–103 с.