Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения художественного произведения
1.1. Художественный текст и его свойства
1.2. Принципы организации повествования в художественных произведениях
Выводы по главе 1
Глава 2. Роман Дж. Барнса «Предчувствие конца»
2.1. Жизнь и творчество Дж. Барнса
2.2. Особенности организации повествования в романе Дж. Барнса «Предчувствие конца» .
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время гуманитарная наука определила основные предпосылки и особенности существования в духовной культуре Запада и Востока такого явления, как постмодернизм. Ныне, несмотря на утверждения о неточности, бессодержательности или противоречивости этого понятия, можно считать общепризнанным, что становление постмодернизма в первую очередь связано с глубочайшими изменениями в картине мира на постиндустриальной, информационно-компьютерной стадии развития современной цивилизации. Попытки создания новой всеобщей картины мира на практике обернулись глубоким и зачастую бесповоротным неверием в универсальное значение как объективного, так и субъективного принципа познаваемости реального мира на основе идей о поступательном историческом развитии или свободной духовной деятельности человека.
Таким образом, появление в 80-х гг. ХХ в. целого ряда произведений прозы позволяет увидеть, что такие признаки как цитатность, фрагментарность, деконструкция, интертекстуальность, эклектизм и игровое начало и т.п. практически полностью освоены и это что позволило создать так называемую постмодернистскую концепцию мира и человека. Действительно, постмодернизм, наряду с массовой культурой, создал свою разновидность художественности, основанную на индивидуальной переработке историко-культурного материала для преобразования его в деконструированную картину мира из различных историко-, социокультурных, информационных и художественных фрагментов через сочетание и комбинирование частей культурных и словесных текстов, отдельных образов и архетипов.
Ныне для литературного постмодернизма на повестке дня оказался вопрос о дальнейших путях его развития, несмотря на то, что постмодернизм, по-прежнему, можно рассматривать в качестве интеллектуальной игры, увлекшей элитарную часть творческой интеллигенции и читателей как на Западе, так и в России.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.1 Художественный текст и его свойства
Современная филологическая наука подразумевает разноплановое понятие текста, которые и в разной степени лингвистичны. Под текстом подразумеваются различные стороны художественного произведения. Текст – это:
1. зафиксированное на письме или напечатанное речевое высказывание или сообщение, которое противопоставляется устно;
2. чувственно воспринимаемая сторона речи, в том числе литературного произведения, выраженная и закрепленная через лингвистические знаки;
3. минимальная единица речевой коммуникации, которая выражена относительным единством (целостностью) и имеет относительную автономию (отдельность) [5, с. 6.].
Лингвистическое толкование художественного текста опирается на ряд основных положений, являющихся его принципами.
1. Рассмотрение художественного текста (литературного произведения) в трояком аспекте: идейное содержание-образ-язык. Компоненты текста (произведения) находятся в определенной взаимосвязи: «... язык есть форма по отношению к образу, как образ есть форма по отношению к идейному содержанию произведения». Это дает возможность целостного рассмотрения текста: анализ языковых фактов – синтезирование выразительных средств в словесные образы (на основе образов и композиции произведения) – идейное содержание текста. Анализ текста без учета образной системы не может полно и правильно раскрыть ни идейно-художественного содержания произведения, ни самого языка в его художественной направленности как явления литературного стиля.
ГЛАВА 2 РОМАН ДЖ. БАРНСА «ПРЕДЧУВСТВИЕ КОНЦА»
2.1 Жизнь и творчество Дж. Барнса
Джулиан Патрик Барнс (англ. Julian Patrick Barnes; 19 января 1946) — английский писатель, эссеист, литературный критик, один из видных представителей литературы постмодернизма. Лауреат Букеровской премии (2011).
Джулиан Патрик Барнс родился 19 января 1946 года в городе Лестер в центре Англии.
С 1957 по 1964 годы учился в Школе Лондонского Сити (англ. City of London School). После окончания школы Барнс поступает в колледж «Магдалена» Оксфордского университета, на факультет современных западноевропейских языков. В 1968 году с отличием оканчивает университет.
Джулиан Барнс (Julian Barnes) – однин из самых популярных прозаиков современной Великобритании, справедливо рассматривается в контексте постмодернистской поэтики, но в его рассказах и романах присутствует нравственная философия.
Мир Джулиана Барнса нельзя назвать слишком эффектным, вызывающим особые эмоции у читателя, интересующегося триллерами, фантастикой или альтернативной историей, столь популярной в последние годы. Неторопливость, пластичность повествования английский писатель ценит значительно больше, чем специальный динамизм действия, сближающий роман с поэтикой киноискусства. Во многих произведениях Барнса наблюдается ослабленность фабульного действия. То, что можно назвать «происшествием», «яркой драмой» или «трагедией», редко появляется в его текстах. Не слишком выражены внешние конфликты, определяющие столкновения героев. Надо сказать, что столкновений, претендующих на статус «эпических», у Барнса мало.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по теме, мы можем сделать следующие выводы.
Художественный текст создается для того, чтобы объективировать мысль автора, воплотить его творческий замысел, передать знания и представления о человеке и мире, вынести эти представления за пределы авторского сознания и сделать их достоянием других людей. Каждый писатель создает в литературном произведении свой мир в соответствии со своим замыслом, со своим индивидуально-образным восприятием и изображением жизни, действительности.
Изучение принципов повествования в произведении с точки зрения его жанровой принадлежности представляется чрезвычайно важным, так как способствует не только лучшему уяснению самой сущности жанра, но и во многом пересмотру традиционно и стихийно сложившихся представлений о жанровой систематике. Исследование различных языковых планов, анализ их взаимодействия, обнаружение возможностей, заложенных в композиционных способах воплощения этих планов, - таковы основные задачи разработки проблемы повествования в романе.
Выход в свет романа «Предчувствие конца» (2011 г.) известного английского писателя Джулиана Барнса, автора нескольких бестселлеров («История мира в 10 с ½ главах», «Англия, Англия» и др.), оказался одним из переломных моментов и в жизни, и в творчестве прозаика. Престижную Букеровскую премию, на которую был номинирован уже не раз, постмодернист получает за этот роман, и именно это произведение становится квинтэссенцией тех идей о конструировании истории, природе человеческой памяти, об экзистенциональной роли любви и смерти, которые Дж. Барнс вынашивал и, так или иначе, воплощал во всех своих работах с конца 80-х по настоящее время.
1. Адмони, В.Г. Система форм речевого высказывания / В.Г. Адмони. – СПб.: Наука, 1994. – 151 с.
2. Атарова, К.Н. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе / К.Н. Атарова, Г.А. Лесскис // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1976. – Т. 35. –№ 4. – С. 343–356.
3. Бахтин, М. Слово в поэзии и в прозе / М. Бахтин // Вопросы литературы. – 1972. – № 6. – С. 78–93.
4. Бахтин, М. Эпос и роман / М.Бахтин // Вопросы литературы. – 1975. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 447–483.
5. Головкина, С.Х. Лингвистический анализ текста: Материалы в помощь учителю-словеснику / С.Х. Головкина. – Вологда: ВИРО, 2006. – 124 с.
6. Композиция художественного произведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kakprosto.ru/kak-907177-kompoziciya-hudozhestvennogo-proizvedeniya.
7. Корман, Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора (в помощь студенту-заочнику, специализирующемуся по литературе) / Б.О. Корман. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 1982. – 19 с.
8. Косиков, Г.К. О принципах повествования в романе / Г.К. Косиков // Литературные направления и стили: сборник. – М.: Издательство МГУ, 1976. – С. 65–76.
9. Лукин, В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа / В.А. Лукин. – М.: Ось-89, 1999. – 192 с.
10. Новиков, Л.А. Методология и практика лингвистического толкования художественного текста / Л.А. Новиков // Русский язык за рубежом. – 1978. – № 3. – С. 53–60.
11. Одинцов, В.В. Стилистика текста / В.В. Одинцов. – М., 1980. – 263 с.
12. Прохоров, Г.С. Организация повествования в художественно-публицистическом произведении / Г.С. Прохоров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. – 2012. – № 2. – С. 57–61.
13. Радченко, Д.А. Художественная дидактика Джулиана Барнса / Д.А. Радченко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 69. – С. 256–260.
14. Тамарченко, Н.Д. Теория литературы / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. – М., 2004. – 513 с.
15. Уроки литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chitaj.ucoz.net/index/kompozicija/0-4.
16. Barnes, J. The Sense of an Ending [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://royallib.com/read/Barnes_Julian/The_Sense_of_an_Ending.html#0.
17. Julian Barnes. Interviewed by Shusha Guppy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.theparisreview.org/interviews/562/.