Введение
1 Общая характеристика оздоровительной физической культуры
1.1 Исходные понятия, задачи и структура оздоровительной физической культуры
1.2 Принцип оздоровительной направленности в физкультурно-оздоровительной практике
1.3 Критический минимум и оптимум двигательной активности, как условие сохранения здоровья
Выводы по первой главе
2 Основные направления оздоровительной физической культуры
2.1 Оздоровительно-рекреативная физическая культура
2.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура
2.3 Спортивно-реабилитационная физическая культура
2.4 Гигиеническая физическая культура
Выводы по второй главе
3 Современные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Реферат
Работа содержит: 33 страницы, 4 рисунка, 1 таблица, 20 использованных источников литературы, 1 приложение.
Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, производственная физическая культура, прикладная физическая культура, реабилитация, восстановление, профессиональные заболевания
Цель исследования – исследовать методику проведения занятий в группах профессионально-прикладной физической подготовки и профилированных спортивных занятий в оздоровительной физической культуре со взрослым населением.
Объект исследования – методы обеспечения здорового образа жизни.
Предмет исследования – методика проведения занятий в группах профессионально-прикладной физической подготовки и профилированных спортивных занятий в оздоровительной физической культуре со взрослым населением.
В работе были использованы следующие методы: метод изучения литературных данных; педагогическое наблюдение; методы анализа и синтеза.
Введение
Для человека здоровье всегда являлось неприходящей ценностью поскольку, только здоровый человек может самостоятельно активно осуществлять все виды деятельности от самообслуживания и материального самообеспечения до активного преобразования жизненной реальности вокруг себя.
В государственном масштабе здоровье отдельного индивида – это часть здоровья нации, которая является составляющей главного потенциала страны – ее человеческого ресурса. В Республике Беларусь разработана концепция государственной безопасности, в которой забота о здоровье нации и подрастающего поколения, являются одним из приоритетов. В экономическом контексте нация здоровых людей – это потенциал для экономического развития, снижение затрат на социальное обеспечение и здравоохранение.
За последнее время существенно изменился и сам характер труда, сместившись в сторону информационных технологий, высокоинформативного общества, объемы поступающей информации. В связи с этим на первый план выходят проблемы перегруженности психики и эмоционального выгорания, чем последствия тяжелого физического труда. Также в связи с превалированием сидячего образа жизни на первое место выходят угрозы нарушении работы сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата уже в самом раннем возрасте.
Разработка программ занятий оздоровительной физической культурой и планирование развития ее деятельности опирается на исследования в ее месте в структуре жизненного цикла человека, формах и методах занятий, методике проведения занятий.
На основании выделения в оздоровительной физической культуре направлений специализированной (производственной) и оздоровительной (рекреационной) можно выделить и два направления ее организации: на производстве; в досуговой среде.
Занятия оздоровительной физической культурой в свободное время выступают внутренней потребностью самого индивида и являются его проявлением своего стремления к здоровому и активному способу жизни. Данные ценности формируются при занятиях физическим воспитанием в широкой образовательной и досуговой системе под планомерным контролем государства в различных формах от занятий физическим воспитанием в дошкольных учреждениях до профессионально-прикладной физической культуры в производственных условиях. Также популяризация здорового образа жизни проходит через организацию различных массовых мероприятий и досуговых программ. Оздоровительная физическая культура на основании разделения по направлениям производственной и рекреационной организовывается с применением различных средств и методов.
Проблематику определения минимальной, максимальной и оптимальной физической нагрузки, с целью реализовать естественную необходимость организма в двигательной активности в своих исследованиях поднимали Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, М.Ф. Гриненко, В.И. Жолдак Л.Н. Нифонтова, каждый из которых строил свою систему оценки необходимого количественного и качественного построения системы оздоровительной физической культуры.
Актуальность работы обусловлена тем, что при занятиях оздоровительной физической культурой и массовыми видами спорта важно правильно спланировать, создать условия, организовать и провести мероприятия по оздоровлению населения, сформировать навыки здорового физически-активного образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью, активного приобщения к регулярным занятиям различными видами спорта.
Объект исследования – оздоровительная физическая культура.
Предмет исследования – основные направления и значение оздоровительной физической культуры.
Цель исследования – исследовать основные направления и значение оздоровительной физической культуры.
Для реализации цели курсовой работы необходимо решить следующие задания:
- сформулировать общую характеристику оздоровительной физической культуры;
- проанализировать основные направления оздоровительной физической культуры;
- изучить основные направления современных физкультурно-оздоровительных методик.
В ходе выполнения работы применялись информационный, аналитический, сравнительный, творческий и описательный методы, а также метод синтеза.
Данная курсовая работа состоит из введения; трех разделов; заключения. Работа выполнена на 35 страницах, включает 1 таблицу. Библиографический список содержит 20 источников, среди которых текстовые и электронные источники, 1 приложение.
1 Общая характеристика оздоровительной физической культуры
1.1 Исходные понятия, задачи и структура оздоровительной физической культуры
Оздоровительное значение физической активности значимо на всех этапах жизни человека. В условиях нарастающей гиподинамии значительно возрастает роль различных форм и видов оздоровительной физической культуры. Соответствующим образом организованные занятия физической культурой способствуют изменению целого ряда показателей физического развития, функционального состояния и психофизиологических возможностей человеческого организма. В определенной степени в процессе тренировочных занятий оздоровительной направленности происходит формирование личностных качеств и психофизической готовности.
Движение - биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности. Оздоровительный эффект физических упражнений основан на тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, обменом веществ, функционированием внутренних органов. При регулярном и систематическом выполнении упражнений оптимизируется регуляция всех систем и органов организма человека:
– улучшается обмен веществ,
– оптимизируется доставка и использование кислорода органами и тканями,
– снижается содержание холестерина,
– эффективнее выводятся из организма продукты распада,
– наблюдается экономизация деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой, энергетической, теплообменной и других функций организма [4, с. 12-18].
Ряд специалистов (Н.М. Амосов, И.В. Муравов, Е.А.Пирогова, Ю.В. Менхин, А.В. Менхин и другие) выделяют методические принципы занятий оздоровительными физическими упражнениями:
– постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок;
– разнообразие применяемых средств;
– систематичность занятий.
2 Основные направления оздоровительной физической культуры
2.1 Оздоровительно-рекреативная физическая культура
Оздоровительно-рекреативная физическая культура как общеоздоровительное направление общей физической культуры имеет свою предметно-целевую функциональную направленность в определенной сфере жизнедеятельности человека - сфере свободного времени. [13, с.36].
Оздоровительно-рекреативная физическая культура как вид физкультурной деятельности - это не столько физический, двигательный способ существования живого существа, сколько способ всестороннего развития и совершенствования человека, личности. Поэтому, прежде всего в ее основе лежит сознательное, научно организованное неоднократное применение движений и действий, соответствующих задачам определенного вида физического развития и совершенствования [12, с.14].
Таким образом, на современном этапе развития общества оздоровительно-рекреативная физическая культура - это добровольный, организованный и самоорганизованный, сознательно управляемый процесс обеспечения отдыха, развлечения, восстановления, развития и совершенствования адаптационных, физических и психоэмоциональных возможностей человека средствами физической культуры с целью оптимального его функционирования в природной, бытовой и досуговой сферах жизнедеятельности.
Задачи оздоровительно-рекреативной физической культуры:
– способствовать повышению, восстановлению и поддержанию функциональных возможностей человека,
– улучшению физической подготовленности,
– увеличению адаптационного резерва основных систем организма, полноценному отдыху за счет переключения видов деятельности.
В структуре средств оздоровительно-рекреативной физической культуры можно выделить общие и специфические. К первым относятся физические упражнения, оборудование, тренажеры, спортивные сооружения; ко вторым - природные и гигиенические факторы, гидро- и физиопроцедуры, психомышечная регуляция, массаж, закаливание.
В этой структуре средств занимают физические упражнения - специально организуемые и сознательно управляемые действия, направленные на формирование различных физических и двигательных качеств, физическое воспитание и оздоровление в целом (Приложение А).
3 Современные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании
Понятие физкультурно - оздоровительная технология объединяет процесс использования средств физического воспитания в оздоровительных целях и научную дисциплину, разрабатывающую основы методики построения физкультурно - оздоровительного процесса.
Практическим проявлением физкультурно - оздоровительных технологий в физическом воспитании являются разнообразные фитнес - программы.
Фитнес - программы как формы двигательной активности специально организованы в формах групповых и индивидуальных занятий, имеют как оздоровительно - координационный направленность (снижение риска развития заболеваний, достижения и поддержания определенного уровня двигательных качеств), так и преследовать цели, связанные с развитием способностей к решение двигательных и спортивных задач на высоком уровне.
В структуре любой - либо фитнес - программы выделяют следующие части: разминка, аэробная часть, кардиоресператорный компонент, силовая часть, компонент развития гибкости, заключительная часть. Наиболее рас распространены фитнес - программы, созданные на использовании видов двигательной активности аэробной направленности.
Виды фитнес-программ аэробной направленности:
- Роуп-скипинг - представляет комбинации различных прыжков, акробатических и танцевальных элементов с одной или двумя скакалками, выполняемых индивидуально или в группах. Программа является одной из самых доступных и эмоциональных видов двигательной активности, позволяет Эффективное влиять на важные группы мышц, укрепить сердечно - сосудистую и дыхательную систему, корректировать массу тела, развивать общую и специальную скоростную выносливость, силовые качества, ловкость и координацию движений.
- Памп-аэробика - направление танцевальной аэробики с использованием спортивных снарядов (перекладины, мини - штанги, гантели, амортизаторы).
- Слайд-аэробика - программа различной физической подготовки на основе латеральных (боковых) движений ногами, заимствованные из конькобежного спорта.
Заключение
При реализации целей исследования сформулированы следующие выводы:
1. Можно сформулировать вывод, что оздоровительная физическая культура – это часть общей культуры человека, направленная на освоение знаний, умений, навыков выполнения технически правильно двигательных действий спортивного и повседневного характера, знаний об основах здорового образа жизни, внутренняя потребность в двигательной активности. Задачами оздоровительной физической культуры являются поддержание в тонусе всех систем организма, повышение иммунитета, постепенное повышение тренированности и формирование физических качеств. Функциями оздоровительной культуры являются: в первую очередь, общее постепенное оздоровление организма методами физических упражнений; во вторую – ознакомление с техниками и методиками занятий физическими упражнениями и основами здорового образа жизни; в третью – воспитывать личность в процессе занятий спортивной деятельностью в направлении волевых качеств, саморегулирования, целеустремленности, командной работы, лидерских качеств; в четвертую – способствовать восстановлению по средствам активного отдыха, переключаемости, снятия стресса. Реализация данных функций проходит на основании принципов оздоровительной физической культуры, которые распространяются на все направления в рамках данного направления физической культуры.
Основным принципом в оздоровительной физической культуре является направленное планомерное оздоровление занимающихся. Это является абсолютно понятным в теоретическом аспекте, однако, на практике часто не так легко реализуемым. В настоящее время появилось много методик в свободном доступе, о правильности которых могут судить только профессионалы. Поэтому при занятиях физической культурой еще со школы необходимо делать упор на то, что занятия физической культурой не просто игры, а стройная научная теория, проверенная практикой, пренебрегать которой опасно для здоровья занимающихся. Со школьной скамьи следует обучить и привить навык правильной техники выполнения основных двигательных действий, знаний о методиках формирования физических качеств, различных средствах и методиках тренировки. Лучшим способом достичь результата, являются занятия под руководством тренера, преподавателя. Педагог должен обладать знаниями об основных методах и приемах физического воспитания, составлять тренировочную программу с учетом целей и задач, а также индивидуальными особенностями самого занимающегося. Нагрузки должны быть посильными, интервалы отдыха оптимальными для выбранной методики тренировок. Проведение врачебно-педагогического контроля обязательно для наблюдения за тренировочным процессом и анализа его эффективности. Также занимающегося необходимо обучить методам самонаблюдения за состоянием здоровья и физической подготовленности.
Двигательная активность является необходимым условием физиологической жизнедеятельности человека. Отсутствие двигательной активности сначала может вызвать негативные симптому, потом хронические заболевания, связанные с атрофированием мышц, и как следствие нарушением многих жизнеобеспечивающих процессов в организме. Поддержание оптимального уровня двигательной активности ведет к оздоровлению организма, повышению иммунитета, общего тонуса организма, снятию стресса и усталости, более короткому процессу восстановления. Процесс тренировок должен быть строго дозированным, потому, что эффект перетренированности также ведет к истощению сил организма и возникновению явления гипертензии мышц.
2. Оздоровительно-рекреативная физическая культура направление оздоровительной физической культуры, которое направленно на скорейшее физическое и психологическое восстановление сил индивида. При этом средства оздоровительно-рекреативной физической культуры делятся на физические упражнения различного плана, методики и гигиенические факторы, к которым относится природа, климат и другие. Учитывая цели восстановления конкретного индивида необходимо учитывать характер труда и индивидуальные предпочтения, поскольку на них откладывают отпечаток возрастные, образовательные, гендерные и другие характеристики. Однако, основными средствами оздоровительно-рекреативной физической культуры являются физические упражнения во всем многообразии оздоровительных технологий и видов занятий.
Лечебная физическая культура является одним из направлений оздоровительно-реабилитационной физической культуры. Реабилитацию нужно рассматривать, как процесс восстановления после негативного воздействия нагрузок на организм, частичной или полной утрате дееспособности в результате травмы или заболевания. Лечебная физическая культура является как направлением оздоровительной физической культуры, так и самостоятельной медицинской дисциплиной. Дуализм взглядов на предмет не отменяет того, что основное средство лечебной физической культуры – это физические упражнения, как предпосылка для активизации восстановительных процессов в организме, способствующих выздоровлению.
Спортивная реабилитация – направление оздоровительно-реабилитационной физической культуры, также применяющей физические упражнения для восстановления и реабилитации спортсменов после травм различного характера и ли восстановления после тяжелого соревновательного периода. Восстановительные мероприятия после соревновательного периода обычно планируются в годичном цикле и включают в себя смену тренировочного графика, понижение нагрузок, большое количество расслабляющих гигиенических процедур, повышающих общую сопротивляемость организма с помощью оздоровительных общефизических методик.
Организация и проведение мероприятий гигиенической физической культуры должны быть должным образом подготовлена со стороны педагога организатора или самостоятельно занимающимся. В комплексы утренней гимнастики могут входить упражнения для различных групп мышц. В настоящее время актуальны такие направления как йога, пилатес, стрейчинг. В зависимости от предпочтений человек может выбрать для себя, что его более гармонично настроит на рабочий день. Комплексы физических упражнений для утренней гимнастики можно найти в сети интернет, в телепрограммах и других мультимедийных и литературных источниках. При выборе упражнений для физкультминутки или паузы нужно рассматривать возможности участвующих, их возрастной состав.
3. В настоящее время на основании общих принципов оздоровительной физической культуры разрабатываются все новые физкультурно-оздоровительные технологии (пилатес, шейпинг, сайкл, степ-аэробика), направленные на восстановление организма и повышение его жизненного тонуса. Эти технологии строятся с использованием новых технических средств или известных в рамках какой-либо специфической деятельности методик (йога, у-шу, тай-бо, TRX). При всем многообразии, которое скорее всего, вызвано маркетинговыми предложениями оздоровительных комплексов, правила и основные принципы построения для оздоровительного воздействия на организм остаются неизменными.
1. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 234с
2. Выдрин, В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учеб. Пособие / В.М.Выдрин. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - 45 с
3. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие / БР. Голощапов. - М., 2001. - С. 292-293
4. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие для институтов физической культуры / Я.Р. Вилькин, Т.М. Канивец. – М.: ФиС, 2005. – 261с
5. Выдрин, В.М. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пособие./ Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. - Воронеж: ВГУ, 1991. - 160 с
6. Дядичкин, В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В.П. Дядичкин. – Мн.: Вышэйш. школа, 1990.- 314с
7. Евстафьев, Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б.В Евстафьев. - Л.: ВДКИФК, 2005. - 132 с
8. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2006. – 321с
9. Разумов, А. Здоровье здорового человека / А. Разумов, В. Пономаренко, В. Пискунов.- М.: Медицина, 1996. – 173с
10. Рубцов, А.Т. Группы здоровья / А.Т. Рубцов. – М.: ФиС, 1997. - 241с
11. Юспа, М.Б. Организация работы и оборудование физкультурно-оздоровительных центров: Методические рекомендации / М.Б. Юспа, А.Г. Фурманов. – Мн.: БГОИФК, 1985. – 527с
12. Кряж, В.Н. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов / ВН. Кряж, Е.Н.Ворсин, А.А.Гужаловский. - Мн., 2001. - 52 с
13. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании / Под ред. проф. Б.В. Пальчевского. - Мн.: Технопринт, 1999. - 288 с
14. Каганов, В.Я. Занятия трудящихся физкультурой и спортом с оздоровительной направленностью: учебное пособие / В.Я. Каганов, А.Г. Фурманов, И.В. Гончарова. – Мн.: БГОИФК, 2000. – 274с
15. Кряж, В.Н. Основные направления совершенствования физического воспитания учащихся / В.Н. Кряж. - Мн., 1998. - 16 с
16. Михаленя, В.М. Физическое воспитание студентов/ Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. - Мн., 2008. – 267с
17. Кошман, М.Г. Методологический анализ концепции учебного предмета «Физическая культура»/ М.Г. Кошман // Физическая культура и здоровье. - 2014. - № 2 (35). - С. 115-12
18. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 1. - С. 11-17
19. Гриненко, М.Ф. Сколько же надо двигаться / М.Ф. Гриненко, Т.Я. Ефимова. – М.: Знание, 2005. – 127с
20. Кряж, В.Н. Концепция учебного предмета «Физическая культура» в начальной и базовой школе / В.Н. Кряж. - Мн., 2003. - 16 с
21. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.С. Кузнецов - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с
22. Фурманов, А.Г. Методика массовой физкультурно-оздоровительной работы / А.Г. Фурманов.- Мн.:Госкомспорт 1996. – 107с
23. Кряж, В.Н. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь / В.Н. Кряж, З.С.Кряж // Физкультура и здоровье. - 2010. - № 4 (21). - С. 3-24
24. Кряж В.Н. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь / В.Н. Кряж, З.С.Кряж, В.С. Овчаров. - Мн., 1999. - 35 с