ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о комнатных растениях
1.2. Сущность и особенности дидактических игр в образовательном процессе учреждения дошкольного образования
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ
2.1. Определение степени сформированности представлений о комнатных растениях у детей 6-го года жизни
2.2. Методика использования дидактических игр в формировании представлений о комнатных растения у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Динамика сформированности представлений о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое воспитание является важным компонентом образовательного процесса. В современных условиях, когда воспитательные возможности и потребности общества возрастают, эта проблема приобретает особую остроту.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. Дошкольный период является сензитивным для развития личности основных качеств личности ребёнка и оснащение его нужным багажом знаний. В этом возрасте у ребёнка развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
Большой вклад в разработку данной проблемы внесли П.Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Л.С. Мишаткина, И. А. Хайдурова, Н. Н. Верлов, В. И. Ложнова, А.М. Федотова, И.Р. Колтунова, Н.А. Рыжова, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин и др.
Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у детей 6-го года жизни основ культуры рационального природопользования.
Такие исследователи, как В. Г. Грецовая, Л. Ф. Захаревич, Р. Н. Мурсагулова, Н. К Постникова, И. А. Хайдурова, Н. Е. Хрипач, Т. В. Христовская говорили об важности формирования представлений о комнатных растениях, что играет большую роль в формировании личности дошкольника[16, с. 27].
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Благодаря правильно организованному воспитательному пространству, у ребёнка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о комнатных растениях
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Этот период представляет большие возможности для физического и умственного развития, закладываются основные черт характера и моральные качества личности.
К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Он обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. Л.Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде он видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к родине. Так как дети дошкольного возраста достаточно впечатлительны, их легко заинтересовать, то важно обучение проводить в комплексе с работой на природе[4, с. 92].
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ
2.1. Определение степени сформированности представлений о комнатных растениях у детей 6-го года жизни
Как отмечалось выше в первой главе, формирование представлений о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста играет большую роль в формировании личности, поэтому для подтверждения этих слов нами был проведён констатирующее исследование, в котором мы определили цель и задачи нашего исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «РубельскийЯсли-сад№ 2». В эксперименте принимало участие 15 детей, возраст которых 5-6 лет
Для исследования были подобраны контрольные задания для определения степени сформированности представлений о комнатных растениях (Приложение А).
С детьми была проведена беседа на тему «Что я знаю о комнатных растениях», чтобы изучить имеющиеся представления о комнатных растениях.
Результаты выполнения диагностических заданий (Приложение Б):
1) У 5 детей (33%)недостаточная степень сформированности представлений о комнатных растениях. Путали растения, на поставленные вопросы отвечали с трудностями, часто требовались наводящие вопросы, не знают для чего нужны некоторые атрибуты для ухода за растениями. Сформированы элементарные практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Например: Екатерина Ч. не знала ни одного названия растения, но знала как за ними ухаживать.
2)У 7 детей (47%) относительно достаточная степень сформированности представлений о комнатных растениях. Все предложенные цветы дети назвали, затруднялись. Владеют навыками ухода за растениями. Проявляют интерес в работе и с удовольствием её выполняют. Стараются ответить на поставленный вопрос, чаще используют однословные ответы. Некоторые дети понимали, что растению нужна помощь, но не всегда правильно выбирали помощь для его. Например, Михаил П. не проявлял заинтересованности в уходе за растениями, если забывал названия растений, говорил похожее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактическая игра - это метод в экологической работе учреждения дошкольного образования, благодаря которому закрепляются полученные знания на занятиях.
Дошкольный возраст требует от воспитателя активной содержательно насыщенной деятельности, активного взаимодействия с окружающей действительностью.
Проблема нехватки представлений у детей 6-го года жизни о комнатных растениях актуальна и значима в настоящее время, так как уровень экологического воспитания определяет полноту познания окружающего мира, поэтому важно проводит экскурсии, викторины, игры, чтение художественных произведений, что положительно влияет на формирование представлений и бережного отношения не только к растениям, но и ко всему живому, которое нас окружает.
В условиях разного уровня развития общества на современном этапе уделяется недостаточное внимания экологической культуре, поэтому ведущая роль в обозначенном направлении отводится в дошкольном возрасте.
В теоретической части исследования было раскрыто: отношение дошкольников к природе, представление старших дошкольников о комнатных растениях и дидактические игры как средство формирования представлений о комнатных растениях.
Из полученных результатов на контрольном этапе мы видим, что первое задание выполнили 53% на достаточном, 27% на относительно достаточной и 20% на недостаточной степени сформированности представлений о комнатных растениях. Второе задание выполнили в достаточной степени 47%, на относительно достаточном 47% и в недостаточной степени 7% детей.
1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В. Н. Аванесова. – Электронные данные.- М. – Режим доступа:http://www.mdk-arbat.ru/ Дата доступа:
2. Багаутдинова, Т. В. Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. — Уфа: Лето, 2013. – 94 с.
3. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Электронный ресур]. – / С. А. Веретенникова. Электронные текстовые данные.– М : Просвещение. – Режим доступа : http://www.mdk-arbat.ru/ Дата доступа:
4. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Электронный ресур].-/ С.А. Веретенникова. Электронные текстовые данные.– М.: Просвещение. – Режим доступа : http://www.mdk-arbat.ru/ Дата доступа:
5. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Е.В. Гончарова. – Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 2008. – 326с.
6. Программа развития и воспитания детей в детском саду [Электронный ресур]. – Электронные данные. – СПб. – Режим доступа: http://e-bookshelf.info.
7. Дерябо, С. Д., Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2001. – 480 с.
8. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В.А. Дрязгунова. – М., 1981.
9. Как знакомить дошкольников с природой // под ред. П. Г. Саморуковой – М : Просвещение.
10. Любарова, В., Мир комнатных растений / В. Любарова, Т. Марковская. – Санкт-Петербург, 2003.
11. Манохина, Е. Знакомим дошкольников с растениями. – Мурманск, 2003.
12. Михайлова, Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2016. – № 12. – 78 с.
13. Мурсагулова, Р. Н. Роль ознакомления с комнатными растениями и садовыми растениями в умственном воспитании детей. Автореф. дис. .кан. пед. наук. Баку. - 99 с.
14. Мухаметшина, И. М. Влияние дидактических игр в ознакомлении дошкольников с растениями [Электронный ресурс]/ И.М. Мухаметшина. – Режим доступа: http://e-bookshelf.info.
15. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
16. Пономарева, Л. И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников. Монография. [Текст] / Под ред. З. И. Тюмасевой. – СПб.: МИНПИ, «Астерион», 2005. – 183с.