ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
1.1. Определение понятия «семья», её классификация, функции
1.2. Роль воспитания в современной семье. Стили и типы современного воспитания
1.3. Воспитательный потенциал семьи
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Методы исследования
2.2. Анализ результатов
2.3.Рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На всех этапах развития общества семья была и остается важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Вместе с тем, на протяжении последних десятилетий ряд объективных и субъективных факторов оказывают как позитивное, так и негативное влияние на состояние семьи, внутрисемейные и детско-родительские отношения. Особую озабоченность вызывает состояние духовного и морального единства семьи, снижение авторитета родителей, культура общения родителей и детей, уровень педагогической культуры родителей.
Значение семьи как первичного социального института в жизни ребёнка трудно переоценить. Именно в семье ребёнок впервые сталкивается с обществом, с его законами, обычаями и правилами. Здесь он впервые осознаёт себя как личность, учиться мыслить, чувствовать, выражать себя во всём многообразии и бесконечности своих человеческих проявлений.
Его первыми и главными учителями, помощниками и проводниками в этой жизни становятся родители. Они определяют его интересы, увлечения, наклонности. Роль родителей в жизни ребёнка невообразимо велика. От того, насколько правильно родители построят свою воспитательную деятельность в отношении ребёнка, будет зависеть всё последующее его отношение к миру, обществу и своей роли в этом обществе
Для счастливого будущего ребёнка важно иметь полную семью с любящими родителями. Проблемы с деньгами, личные, на работе, в отношениях с супругами, родственниками, плохо влияют на гармоничную жизнь людей. Важно учиться родителям, контролировать свои эмоции, искать пути в организации своего времени на общение с детьми, работу, отдых. Счастье семьи зависит не от количества заработанных денег, а от рационального использования того заработка, который может иметь определённая семья. На семейном совете желательно решить, что является главным и необходимым для гармонии семьи, а потом уже искать пути достижения своих целей.
ГЛАВА 1 СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
1.1. Определение понятия «семья», её классификация, функции
В Малом энциклопедическом словаре понятие семьи трактуется как «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью» [1, с. 616].
В зависимости от времени и развития семьи как социального института, можно наблюдать различное трактование понятия «семья» от великих преподавателей.
М.И.Демков отмечает, что «семья - это маленький мирок, вызывающий к деятельности все силы, это семейный дом, впервые наполняющий ум, чувство и волю ребёнка определённым содержанием, сообщающий его душе известное нравственное направление. Именно в семье дети познают мир» [3, с. 61].
А. С. Макаренко, в своей «Книге для родителей» приводит следующее определение семьи: «Семья есть коллектив, то есть, такая группа людей, которая объединяется общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем» [5, с. 7].
В.А.Сухомлинский всю свою сознательную жизнь посвятил самому благородному делу на Земле - воспитанию человека. В его книге «Мудрость родительской любви» мы находим следующее определение семьи: «Семья в нашем обществе - первичная ячейка многогранных человеческих отношений - хозяйственных, нравственных, духовно-психологических, эстетических» [6, с. 17].
Любопытное определение семьи предлагает нам в своей книге «Дела семейные» венгерский писатель Домокош Варга: «Любая семья, даже самая малочисленная, - это густое переплетение потаённых чувств, болезненных переживаний, привязанностей, индивидуальных устремлений» [7, с. 160].
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Методы исследования
Нами было организованно исследование тенденций семейного воспитания, в котором приняли участие 20 семей, учащихся 10 классов, ГУО указать школу и город. Для определения типов детско-родительских отношений мы применили следующие методики:
- тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В.Столин)
- опросник: «Стратегии семейного воспитания»;
Рассмотрим эти методики.
Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин). Полный текст данного опросника в Приложении А.
Цель: выявление родительского отношения по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник содержит 61 вопрос., представляющие 5 шкал: Принятие, кооперация, симбиоз, авторитарная, маленький неудачник.
Опросник: «Стратегии семейного воспитания». Полный текст данного опросника в Приложении Б.
С помощью этого теста оценивается стратегия семейного воспитания самими родителями. В опроснике 10 вопросов.
Данные полученные в результате использования этой методик позволяют определить, какой стиль общения предпочтителен в семье. В методике, имеются следующие шкалы, описывающие стиль общения: авторитетный стиль общения, авторитарный стиль общения и индифферентный стиль общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ и обобщение психолого-педагогических исследований позволили раскрыть основные современные тенденции семейного воспитания в Республике Беларусь.
Анализ теоретической литературы по проблеме развития семейного воспитания на современном этапе позволил выяснить, что, во-первых, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Во-вторых, под понятием современная семья понимается следующее: семья, живущая в современных условиях, которые отличаются от предыдущих.
В современных условиях трансформации белорусского общества происходят изменения исторического типа белорусской семьи. Меняется структура семьи (модели), происходят социально-демографического характера изменения (снижение уровня брачности, рост числа разводов, депопуляция). К особенностям развития современной семьи относятся: специфика социального уклада в городской и сельской семье; чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе; происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей; идет процесс разукрупнения семьи - выделение молодой брачной семьи; уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей; увеличение числа разводов; увеличение числа однодетных семей.
1. Антонова, Н.В. Личностная идентичность и общение современного педагога / Н.В.Антонова // Вопросы психологии, 1997. - №6. - 89-92 с.
2. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.:
3. Прогресс, 1986. - 367 с.
4. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В.Сериков // Педагогика, 2003.-№10. - 33-38 с.
5. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А.
6. Василькова, Ю.В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. -240 с.
7. Вердербер, Р Психология общения / Р.Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2003. - 93-110 с.
8. Глуханюк, Н.С. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печеркина. - М.: Академический проект, 2005. - 480 с.
9. Головина, Н.Н. Социально-педагогическая диагностика семейного социума дошкольного учреждения: методическое пособие / Н.Н. Головина, С.Ю. Алексеева, А.А. Гумерова. - Йошкар-Ола, 2003. - 24 с.
10. Горянина, В.А. Психологические предпосылки непродуктивности межличностного взаимодействия / В.А. Горянина // Психологический журнал. 1997. - № 6. - 330 с.
11. Желтонова, Ю.А. К вопросу об условиях достижения взаимопонимания в общении. Сборник научных работ молодых ученых / Ю.А. Желтонова. - Ростов - на -Дону: РГУ, 1999. - Вып. 4. - 650 с.
12. Желтонова, Ю.А. Возможные пути гуманизации отношений в образовании. Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия / Ю.А. Желтонова. -Уфа.: БашГПИ, 1999. - Ч. 1.- 480 с.
13. Иванов, Д.А. Компетентность и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
14. Крайг, Г., Бокум Д. Психология развития. / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
15. Макаренко А.С. Что значит воспитать ребёнка? // Пед. соч. в 8 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4
16. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К.Маркова // Советская педагогика, 1990. - №8. 56-59 с.
17. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. - СПб.: Речь, 2002. - 260 с.
18. Минаева, В.М. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов / В.М. Минаева. - М.: Трикста, 2004. - 122 с.
19. Молчанов, С.Г. Эффект Герострата. / С.Г. Молчанов // Аргументы и факты, 2015. - № 42 (1823), 14-20 октября. - 19 с.
20. Мягер, В.К., Мишина, Т.М. Семейная психотерапия: Руководство по психотерапии. - Л.: Медицина, 1979. - 297-301 с.
21. Мясищев, В.А.Психология отношений / В.А. Мясищев. - М.: Модэк, 1995. - 356 с.