Введение
Глава 1. Теоретико - методические основы оценки технической и физической подготовленности юных баскетболисток
1.1 Анатомо-физиологические особенности баскетболисток 14-15 лет
1.2 Понятие физической и технической подготовленности и формы их проявления
1.3 Средства и методы, направленные на воспитание технической и физической подготовки учащихся ДЮСШ
Глава 2. Техническая и физическая подготовленность юных баскетболисток
2.1. Техническая и физическая подготовленность баскетболисток 14-15 лет
2.2 Способы оценки технической подготовки спортсменок
2.3 Способы оценки физической подготовки спортсменок
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Баскетбол является одним из ведущих спортивных средств физического развития и воспитания молодежи. Для игры характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
Баскетбол не перестает развиваться в основном за счет профессионализации спорта и введения в игру новых правил. Одновременно с развитием игры происходит формирование ее техники и тактики. Спортивные успехи и высокие результаты квалифицированных спортсменов достигаются в результате многолетних тренировок и база создается именно в подростковом возрасте. Рациональная организация комплексного контроля за уровнем биологического развития юных баскетболисток дает возможность осуществлять контроль за их морфофункциональным состоянием и планировать тренировочный процесс.
Физическая и техническая подготовка при работе с юными баскетболистами играет огромное значение. Результативность соревновательной деятельности юных баскетболисток зависит от уровня подготовленности спортсмена, приобретенного им в учебно-тренировочном процессе, в том числе от уровня развития физических способностей и умения их реализовывать в процессе выполнения технико-тактических действий. Процесс тренировки должен быть организован таким образом, чтобы поступательно повышались требования к уровню развития способностей спортсмена, обеспечивающему ведение борьбы в условиях возрастающего противоборства.
Овладение рациональной техникой в наиболее короткие сроки предполагает знание путей развития игры и планомерное построение многолетнего тренировочного процесса. На каждом этапе подготовки перед спортсменом ставятся задачи, в соответствии с которыми подбираются методы и средства. Задачи совершенствования техники меняются с возрастом и ростом квалификации игрока. Для того чтобы добиваться наилучших результатов в мгновенно складывающихся игровых положениях, баскетболист должен владеть всем богатством разнообразия технических приёмов, быстро и точно их выполнить. Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.
В своём теоретическом исследовании мы опирались на общие принципы спортивной тренировки, изложенных в трудах Л.П. Матвеева, А.Я. Гомельского, В.П. Матрунина, Ю.М. Портнова, М.Ю. Скворцовой, Е.Р. Яхонтова.
Цель исследования: изучить, обобщить и систематизировать научные исследования по проблеме физической и технической подготовленности баскетболисток 14-15 лет.
Объект исследования: физическая и техническая подготовленность баскетболисток-подростков.
Предмет исследования: условия организации физической и технической подготовки баскетболисток 14-15 лет.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение статистических данных, научных обобщений, наблюдение.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать анатомо-физиологические особенности баскетболисток 14-15 лет.
2. Раскрыть понятие физической и технической подготовленности баскетболисток и формы их проявления.
3. Выделить средства и методы, направленные на воспитание технической и физической подготовки учащихся ДЮСШ.
4. Определить способы оценки физической и технической подготовки спортсменок
Данная курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников. Полный объем составляет 32 страницы. Список использованной литературы содержит 25 источников.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об организации физической и технической подготовки юных баскетболисток.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ
1.1 Анатомо-физиологические особенности баскетболисток 14-15 лет
Для применения рациональной методики обучения необходимо знать закономерности возрастного развития главнейших систем организма. Изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма юных спортсменов, обусловлены не только воздействием систематических занятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями.
Баскетбол относится к нестандартным ситуационным физическим упражнениям резкой переменной интенсивности. В процессе игры интенсивность движений может быть то максимальной, то умеренной, а в отдельные моменты игры активная мышечная деятельность может быть прекращена. Подобные изменения интенсивности происходят непрерывно, что определяется изменяющейся обстановкой, условиями игры. В результате при игре в баскетбол складывается своеобразный динамический стереотип нервных процессов, обеспечивающий быстрый переход, переключение функций с одного уровня деятельности на другой, с высокого на низкий и наоборот [7с. 45].
Подростковый возраст приходится на 12-16 лет (мальчики 13-16 лет; девочки 12-15 лет). Границы этого возрастного периода нельзя считать строго установленными, поскольку начало и завершение полового созревания, в зависимости от ряда факторов, могут сдвигаться в сторону более старшего или младшего возраста.
Физическое развитие в период полового созревания изменяется значительно. С 13-14 лет происходит активный рост в длину. Годичные прибавки роста достигают 8 см, а в отдельных случаях 12-15 см. Вес также увеличивается (до 14-15 лет на 1-2 кг, а затем до 18 лет на 8 кг и более в год).
К 15 годам вес мышц достигает 32,6 % общего веса, значительно возрастает сила мышц рук. В 13-15 лет происходит усиленный рост мышц и образование массивных волокон. Вес мышц по отношению к весу тела у подростка 14 лет составляет 32,6 %. К 13-14 годам становая сила
увеличивается у мальчиков на 60 %, а у девочек на 70 % мускулатуру
необходимо развивать равномерно, так как чрезмерное развитие одной из
мышечных групп задерживает рост костей в длину [12, с. 33].
Наступают изменения и в сердечно-сосудистой системе. Начиная с 12-14 лет повышается двигательная деятельность, вызывая усиленное развитие сердца. К 15 годам сердце увеличивается почти в 15 раз по сравнению с сердцем новорожденных. В период полового созревания темп роста сердца превышает темп роста кровеносных сосудов.
ГЛАВА 2. ТЕХНИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК
2.1. Техническая и физическая подготовленность баскетболисток 14-15 лет
Особенности женского организма должны учитываться преподавателями, как при выборе задач, так и при проведении самих занятий.
Содержание занятий по баскетболу для девочек-подростков, прежде всего, должны содействовать всесторонней физической подготовке. Частные задачи решаются с учетом особенностей женского организма, с учетом влияния на него применяемых упражнений. Так, например, применяя в занятиях общеразвивающие упражнения, следует особо выделить те из них, которые непосредственно оказывают положительное влияние на специфические функции организма женщины, специально укрепляют мышцы и связочный аппарат тазовой области, мышцы спины, живота, ног. Следует отдавать предпочтение наклонам туловища вперед, а не назад, отводящим и приводящим движениям ног, шире использовать упоры стоя. Подбирая упражнения, тренер должен знать, что при получении любых физических нагрузок и особенно упражнений, в которых активно участвуют мышцы туловища (преимущественно брюшного пресса), оказывается влияние на мускулатуру и связочный аппарат внутренних половых органов женщины [12, с. 34].
При подборе упражнений следует учитывать и большую склонность девочек к мягким, плавным движениям, чем к резким силовым.
Хорошо проходят занятия в женских баскетбольных группах с применением скакалок, легких набивных мячей.
Работая с девочками 14-15 лет над изучением или совершенствованием технических приемов, следует помнить, что, как правило, период образования двигательного стереотипа у них несколько больший, чем у мальчиков-подростков. В практике ведется обучение девушек тем же элементам, что и юношей, отводя для этого несколько больше времени [19].
Работая с девушками, нельзя увлекаться ранней специализацией, даже если видно, что в группе имеются будущие центровые или разыгрывающие игроки. Выполнение определенных функций девушки начинают, попадая в группу более старшего возраста, куда подключают наиболее успевающих из младших групп. Такое постоянное пополнение ведущей группы в детской спортивной школе дает положительные результаты. Находясь в среде более опытных игроков, девушки быстрее совершенствуют свое мастерство [23].
Характерной особенностью физической подготовки в современном баскетболе является всемерное повышение требовательности к выполнению скоростных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Баскетбол – это подвижная игра, популярность которой основывается на её эмоциональности, зрелищности, динамичности, воздушности. В баскетболе огромное количество технических приемов. Дух коллективизма и игровой рисунок заражает болельщиков и спортсменов и способствует популяризации баскетбола, как в нашей стране, так и во многих странах мира.
Соревновательная деятельность будет результативна при высоком уровне физической и технической подготовленности спортсмена, наработанной им на учебно-тренировочных занятиях. Хорошо развитые физические способности должны реализовываться в процессе технико-тактических действий.
Ведущее значение в игровой ситуации имеют такие физические качества как выносливость, гибкость, а также скоростные и скоростно - силовые способности, обеспечивающие эффективность и надёжность тактико-технических действий.
Техническая подготовленность баскетболиста характеризуется степенью освоения им системы двигательных действий с мячом и без мяча, которые обеспечивают достижение высоких соревновательных результатов. Баскетболисты должны в совершенстве владеть техникой движений и обширным комплексом технических приемов и способов их выполнения. Поэтому одной из основных частей тренировки баскетболистов является техническая подготовка.
На начальном этапе технической подготовки основной задачей является освоение основных технических приемов баскетбола, таких как бросок, ловля мяча, передача мяча ведение мяча, перемещение по площадке с мячом и без мяча, остановки и повороты. Это та база, опираясь на которую юные баскетболисты в дальнейшем овладеют большим количеством различных способов выполнения технических приемов.
В ситуации соревнований от юных баскетболистов требуется быстрее и эффективное исполнение сложных технических элементов, что ещё больше осложняется непредвиденностью ситуации игры, временным и пространственным ограничение и нарастающим утомлением.
В 14-15 лет уровень физическая подготовленность девушек и уровень развития двигательных качеств значительно улучшается, что является предпосылкой успешного овладения технической составляющей баскетбола.
Физическая и техническая подготовленность баскетболисток в условиях ДЮСШ – это процесс многолетний и последовательный, организация которого учитывает возрастные, индивидуальные, половые, гендерные особенности спортсменок и их реальные и потенциальные возможности в каждом возрастном диапазоне.
Выводы:
1. Физическая и техническая подготовка юных баскетболисток является главным этапом в формировании профессионального спортсмена.
2. Достижение высоких спортивных результатов девушками в баскетболе возможно только при овладении широким спектром технических и тактических приёмов, и умении своевременно применять их в ситуации игры.
3. Возраст 14-15 лет – важная ступенька к будущим высоким результатам. Физиологические изменения в организме, интенсивные преобразования скелета, мышечной системы и внутренних органов. оказывают влияние на весь процесс спортивной тренировки и подготовки спортсмена.
4. В учебно-тренировочном процесс первостепенно нужно учитывать особенности и возможности женского организма и физиологические изменения, происходящие в нем под воздействием спортивных тренировок.
1. Бабушкин, В.З. Технико-тактична подготовка юных баскетболистов / В.З. Бабушкин. – К.: Здоровья, 1996. –154 с
2. Аксарина, И. Ю., Григорович, А. А. Обучение техническим приемам игры в нападении: метод.пособие / И.Ю. Аксарина, А.А. Григорович. – Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2006. – 39 с
3. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют // Физкультура в школе. –1999. – № 7 С.15 –17
4. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под. ред. Ю.М. Портнова. – М.: Физкультура и Спорт, 1997. – 480
5. Белов, С. А. Секреты баскетбола /С.А. Белов. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 72 с
6. Благуш, П.К. К теории тестирования двигательных способностей / П.К. Благуш. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 164 с
7. Герасимова, Г.Н., Павлычева, Л.А. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств / Г.Н. Герасимова, Л.А. Павлычева. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 186 с
8. Годик, М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека /М.А. Годик // Теория и практика физической культуры. – 1994. – № 5. – С. 24 –32
9. Головина, Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников / Л.Л. Головина. – М.: Спорт, 1998. – 197 с
10. Гомельский, А. Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского / А. Я. Гомельский. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2003. – 352 с
11. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников /А.А. Гужаловский. – Мн.: Народная асвета, 1996. – 88 с
12. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учеб.пособие для студентов ВУЗов / Ю.А. Ермолаев. – М.: Спорт, 1985. – 80 с
13. Захаров, Е.О, Карасев, А. М, Сафонов, А И. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Е.О. Захаров, А.М. Карасёв, А.И. Сафонов. – М.: Лептос, 1994. – 360 с
14. Казаков С.В. Спортивные игры: энциклопедический справочник / С.В. Казаков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004
15. Кузин, В.В., Полиевский, С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения / В.В. Кузин, С.А. Полиевский. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 133 с
16. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико – методические аспекты спорта профессионально – прикладных форм физической культуры): Учеб.для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с
17. Матрунин, В.П. Баскетбол на уроках в 9 –11 классах / В.П. Матрунин// Физкультура в школе. – 1990. – № 1. – С.18 – 21
18. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. – М.: Владос, 2004. – 336 с
19. Обреимова, Н.И., Петрухин, А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 165 с
20. Портнов, Ю.М., Костикова, Л.В. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов /Ю.М. Портнов, Л.В. Костикова. – М.: Спорт, 1999. – 116 с
21. Скворцова, М. Ю. Методика проведения занятий по физической подготовке баскетболистов: учеб. пособие / М. Ю. Скворцова; ГУ КузГТУ. – Кемерово, 2007. – 112 с
22. Спортивные игры в современной системе физического воспитания: Материалы регион.науч. - практ. конф. посвящ.10-лет. каф. спорт. игр ГрГУ им. Я. Купалы / под ред. В.В. Григоревича. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 99 с
23. Фомин, Н. А., Вавилов, Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224 с
24. Шерстюк, А.А. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: Учебное пособие / А.А. Шерстюк. – Омск: ОМПУ, 1991. – 60 с
25. Яхонтов, Е. Р. Баскетбол / Е.Р. Яхонтов. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – 160 с