Введение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме
1.1. Понятие физическая культура
1.2. Особенности организации процесса физического воспитания на уроках физической культуры
Глава 2. Технологии формирования физической культуры Личности
2.1. Развитие интеллектуальных способностей
2.2. Формирования мотивационно-ценностной ориентации
2.3. Личностно-творческий компонент физической культуры личности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно, гуманистическими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей.
Все это в существенной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных социально-экономических преобразований в нашем обществе, изменений его структуры. В ситуации идеологического вакуума его частично заполнить могут средства физической культуры, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совершенства, развитие многих человеческих достоинств, органически связанных с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности. Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям, которые, укрепляясь в сознании и привычках, также становятся личностными чертами.
Рассматривая разностороннее влияние физической культуры на человека, на процесс развития у него личностных качеств, целесообразно ориентироваться на определенные критерии их сформированности. Это удобно в свете осмысления феномена физической культуры личности с учетом ее и биологической и социальной сторон.
Глава 1. Анализ литературы по проблеме
1.1. Понятие физическая культура
К основным понятиям сферы физической культуры можно отнести, во – первых, саму «физическую культуру» как наиболее общее понятие, а также другие, составляющие её структуру (физическое воспитание, физическое образование, физическую подготовку, физическую активность человека). Физическая культура как часть общей культуры есть совокупность всех процессов и достижений в области физического воспитания человека. А физическое воспитание – педагогически организованный процесс физической культуры, её основа, обуславливающая все другие процессы и их физкультурно-спортивные результаты.
Физическая культура и спорт – это мощные социальные феномены, способные формировать и преобразовывать как социальную реальность, так и личность. Движущей силой этого явления были и остаются потребности отдельного человека и общества в воспитании физически здорового поколения, в подготовке его к жизни, в разностороннем развитии личности. Известно, что здоровый и физически подготовленный человек, владеющий многообразными двигательными умениями и навыками, быстрее и успешней освоит новую профессию, его труд будет более эффективен[3].
Физическое воспитание, в основе которого лежит двигательная деятельность в форме занятий физическими упражнениями, способствует, в первую очередь, укреплению здоровья, развитию определённых психофизических качеств, необходимых человеку в различных сферах деятельности, активному отдыху и снятия нервно-психического и физического утомления. Существенное увеличение доли умственного труда в процессе современного производства не снижает требований к физической подготовленности работников, так как технический прогресс ещё более обостряет проблемы надёжности в системе «человек-машина», высокотехнологическом производстве.
Глава 2. Технологии формирования физической культуры личности
2.1. Развитие интеллектуальных способностей
В последние годы мы наблюдаем настоящий бум саморазвития и самообразования по всему миру. Постоянно ускоряющаяся современная жизнь требует от человека быть конкурентоспособным, приобретая новые и новые знания. Вечерними курсами, вебинарами, мастер-классами уже никого не удивишь. Они помогают «добрать» знания, которые почему-то были упущены или просто недоступны во время основной учебы в школе или университете. Но что, если «прокачать» можно не только запас знаний, но и умение получать и обрабатывать информацию — иными словами, когнитивные способности?
Задумывались ли вы когда-нибудь, как изменилась бы ваша жизнь, если бы природа наделила вас лучшими интеллектуальными данными? Если бы вы были внимательнее, могли запоминать больший объем информации, быстрее находили бы решение задач?
Казалось, что интеллектуальные (или когнитивные) способности — то, что не поддается исправлению, они были заложены в глубоком детстве и даже в утробе матери. Тем не менее, это не так: новейшие исследования показывают, что развивать свой мозг можно точно так же, как и тело — на протяжении всей жизни. Как только стало понятно, что интеллект можно развивать — появление специфических «тренажеров» для мозга стало делом времени. На западе самые крупные проекты такого типа — Lumosity и BrainHQ, которыми пользуются миллионы человек по всему миру. Популярность платформ когнитивного развития еще раз доказала — современный человек стремиться к самосовершенствованию и улучшению качества жизни и заинтересован в инструментах такого развития[12].
Заключение
Процесс формирования физической культуры личности приобретает управляемый характер при использовании образовательных технологий, опирающихся на закономерности построения.
Педагогическая технология формирования личности физической культуры личности является функциональной системой организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельности и рассматривается как упорядоченная совокупность, действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса.
Основными элементами технологической структуры является: информационная составляющая (цель, содержание обучения и принципы его реализации); инструментальная (программное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение); социальная составляющая (профессионально-подготовленные и ориентированные на достижение цели педагогические кадры, субъекты формирования). Образовательные технологии в физической культуре могут быть ориентированы как на целостное формирование физической культуры личности, так и на ее отдельные компоненты.
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания/ Б.Г. Ананьев - М.:Гуманит. изд. центр Владос, 2002.–327с.
2. Аксельрод С.Л. Спорт и здоровье/С.Л. Аксельрод.- М.: Владос, 2004. – 472с.
3. Ахметов А. М. Теоретический курс по дисциплине «Физическая культура» лекции / А. М. Ахметов. - Набережные Челны : РИО НИСПТР, 2013. - 213 с.
4. Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики практикум: учеб. пособие / Г. Ф. Вечорко. - Минск: Тетралит, 2014. - 271 с.
5. Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопросы / Г. Ф. Вечорко. - Минск: Тетралит, 2013. - 191 с.
6. Воробьева В. Л. Педагогика учеб. пособие / В. Л. Воробьева ; Московский государственный строительный университет. - Москва: МГСУ, 2011. - 218 с.
7. Воспитание силы и быстроты учеб. - метод. пособие / Л. А. Аренд [и др.] ; под общ. ред. Г. П. Галочкина. - Воронеж: Воронеж. ГАСУ, 2013. - 177 с.
8. Гитман Е. К. Технология концентрированного обучения учеб. пособие / Е. К. Гитман; Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь: ПГГПУ, 2012. - 70 с.
9. Годлиник О. Б. Основные вопросы и концепции педагогики учеб. Пособие / О. Б. Годлиник, Е. А. Соловьёва. - Санкт-Петербург: СГАСУ, 2011. - 84 с.
10. Гуревич П. С. Психология и педагогика учебник / П. С. Гуревич. -Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с.
11. Ермаков В. А. Психология и педагогика учеб. пособие / В. А. Ермаков. - Москва: ЕАОИ, 2011. - 302 с.
12. Каинова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие / Э.Б. Каинов. - М: ИД «Форум» : ИКФРА, 2009. – 208 с.
13. Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности//Психология. - М., 2005, - с. 347
14. Макеева В. С. Теория и методика физической культуры учеб.-метод. пособие / В. С. Макеева; Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ). - Орел: МАБИВ, 2014. - 132 с.
15. Организация физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях учеб. пособие для практ. занятий / А. Г.Сетко [и др.] ; Оренбургская государственная медицинская академия ; под ред. А. Г. Сетко. - Оренбург: ОрГМА, 2012. - 97 с.
16. Петрова О. О. Педагогика учеб. пособие / О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина. - Саратов: Научная книга, 2012. - 191 с.
17. Писарева Т. А. Общие основы педагогики учеб. пособие / Т. А. Писарева. - [Саратов]: Научная книга, 2012. - 127 с.
18. Пименов А.Г. Педагогика современной школы учебное пособие/ А.Г. Пименов – Томбов: АН Консалт, 2014.- 44 с.
19. Пономарева М. А. Общая психология и педагогика ответы на экзаменац. вопросы / М. А. Пономарева, М. В. Сидорова. - Минск: Тетралит, 2013. - 144 с.
20. Попов Е. Б. Основы педагогики учеб. пособие для слушателей магистратуры / Е. Б. Попов. - Оренбург: Оренбург. ин-т (филиал) Московского гос. юрид. ун-та им. О.Е. Кутафина, 2015. - 112 с.
21. Резепов И. Ш. Психология и педагогика ответы на вопросы : учеб. пособие / И. Ш. Резепов. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 105 с.
22. Смирнова Н. Г. Педагогика учеб.-метод. пособие для студентов вузов / Н. Г. Смирнова ; Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - 2-е изд., доп. - Кемерово : КемГУКИ, 2010. - 124 с.
23. Столяренко А. М. Общая педагогика учеб. пособие / А. М. Столяренко. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 479 с.
24. Тимохов А.Д. Общая педагогика учеб. пособие / А. Д. Тимохов - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 79 с.
25. Хакимова Н. Г. Педагогика учеб. пособие / Н. Г. Хакимова ; Набережночелнинский государственный педагогический институт. -Набережные Челны: НГПИ, 2010. - 103 с.
26. Хаскина В.Н. Педагогика в школе / учеб. пособие В. Н. Хаскина; Набережночелнинский государственный педагогический институт. - Набережные Челны: НГПИ, 2011. - 83 с.
27. Хохлова В. В. Педагогическое взаимодействие в информационном обществе учеб. пособие / В. В. Хохлова. - Саратов: Вузовское образование, 2014. - 238 с.
28. Шадриков В.Д. Качество педагогического образования монография / В. Д. Шадриков. - Москва: Логос, 2012. - 200 с.
29. Шелехова Л. В. Математические методы в психологии и педагогике в схемах и таблицах: учебное пособие / Л. В. Шелехова. - Изд. 2-е, испр. - Санкт- Петербург: Лань, 2015. - 224 с.