Введение
1 Теоретические основы формирования выносливости, как физического качества человека
1.1 Понятие о выносливости, ее виды
1.2 Факторы, обуславливающие развитие выносливости
1.3 Задачи развития выносливости
1.4 Возрастные особенности развития выносливости
Выводы по первой главе
2 Средства и методы развития выносливости
2.1 Методические приемы развития различных видов выносливости
2.2.1 Методика и средства развития общей выносливости
2.2.2 Методы и средства развития скоростной выносливости
2.2.3 Методы и средства развития силовой выносливости
2.2.4 Методы и средства развития координационной выносливости
2.2 Критерии и методы оценки развития выносливости
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Реферат
Курсовая работа: 31 страница, 22 источника
Ключевые слова: развитие выносливости, общая выносливость, специальная выносливость, факторы развития выносливости, критерии развития выносливости
Объект исследования: выносливость, ка физическое качество человека.
Цель курсовой работы: изучить выносливость, как физическое качество и методику ее развития.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы.
Выводы: воспитание выносливости на занятиях физической культурой и спортом является важным для развития организма занимающегося, повышения функционирование его организма. Развитие различных видов выносливости должно базироваться на методических принципах и использовать средства, позволяющие достигать максимальной эффективности. Развитие специальных видов выносливости проходит на основании данных об изучении сензитивных периодов для ее развития.
Практическая значимость: материал, изложенный в курсовой работе, может быть использован студентами факультета физической культуры для подготовки к практическим и семинарским занятиям по «Теории и методике физической культуры».
Введение
Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
На настоящем этапе развития общества пересматриваются ориентиры физического развития подрастающего поколения в результате чего совершенствуется Концепция физического развития в государственном масштабе, в частности и в дошкольных учреждениях. На первый план выходит проблема экологизации и гуманизации образования в целом и физического в частности. Ориентир выставлен на мотивацию и формирование здорового образа жизни начиная с детского возраста, осознания потребности в двигательной активности и ведении здорового образа жизни.
Физическое воспитание является открытой системой. Поэтому под влиянием изменения социокультурной ситуации и экономических условий продолжаются процессы трансформации системы взглядов, определяющих его целевые установки, содержание и педагогические технологии. Определяющим в этой системе взглядов является отношение к человеку.
Выносливость, как одно из основных физических качеств человека обеспечивает успешное выполнение им задач при занятий физической культурой и спортом и в повседневной деятельности. Поэтому, развитие выносливости, с учетом ее переноса на другие двигательные качества (силу, скорость, координацию движений) необходимо целенаправленно формировать в процессе физического воспитания в школе. Данная работа проходит с учетом сензитивных периодов, которые проходит обучаемый.
Развитие выносливости обеспечивается функционированием центральной нервной системы и аэробных возможностей человека. Центральная нервная система в процессе тренировок оптимизирует работу организма для ее выполнения в заданном темпе в определенном периоде или с определенной нагрузкой. Нагрузку можно снизить повышением навыка выполнения данного действия или повышением качества техники его выполнения. Усталость прежде всего проявляется на высоких уровнях нервной организации, поэтому независимо от вида выносливости необходимо тренировать центральную нервную систему на выполнение упражнений и двигательных действий в оптимальном режиме, в соответствии с наименее энергозатратной техникой.
Виды выносливости классифицируют в зависимости от выполнения двигательного действия (прыжковая, беговая) и в зависимости от превалирующего физического качества, которое взаимодействует для выполнения упражнения (силовая выносливость, координационная выносливость, скоростная выносливость). Общая выносливость в большей мере и определяется успешной координацией нервной системы и аэробных возможностей. В зависимости от вида специальной выносливости для успешного овладения данным качеством необходимо развивать силу, координацию движений или скорость.
На формирование выносливости влияет ряд факторов, которые следует учитывать при организации учебно-тренировочного процесса и отборе перспективных спортсменов. Особенностью совокупности этих факторов является то, что некоторые из них можно коррегировать под воздействием учебно-тренировочного процесса, а некоторые являются врожденными.
Для целенаправленной деятельности по формированию выносливости, как физического качества необходимо в зависимости от уровня подготовленности занимающихся, что для общей массы школьников определяется возрастным периодом развития, необходимо определить круг задач, которые будут решаться в процессе физического воспитания на занятиях физической культурой и при занятиях выбранным видом спорта в спортивных секциях.
Одним из самых информативным и простым методом определения результатов сформированности физического навыка или развития физического качества является тестирование. Стандартизированные тесты для определения выносливости широко применяются при оценке эффективности работы в этом направлении в практике физического воспитания.
Актуальность работы обусловлена тем, что выносливость является одним из основный физических качеств человека. Важность его развития подчеркивает необходимость для реализации достижений в любом виде спорта и повседневной жизни. Развитием выносливости целенаправленно занимаются тренеры по отдельным видам спорта и преподаватели в школе. Однако, совершенствование методики постоянно изменяется за новыми техниками.
Цель исследования – изучить выносливость, как физическое качество и методику ее развития.
Для реализации цели курсовой работы необходимо решить следующие задания:
1. сформулировать теоретические основы определения выносливости, как физического качества человека;
2. изучить основные направления современных методик в области развития различных видов выносливости;
3. определить критерии и методы оценки развития выносливости.
В ходе выполнения работы применялись информационный, аналитический, сравнительный, творческий и описательный методы, а также метод синтеза.
Область возможного практического применения: на основании проведенных теоретико-методических обобщений можно строить систему учебно-тренировочного процесса по развитию выносливости, как общей, так и отдельных ее видов.
Практическая значимость: материал, изложенный в курсовой работе, может быть использован студентами факультета физической культуры для подготовки к практическим и семинарским занятиям по «Теории и методике физической культуры».
1 Теоретические основы формирования выносливости, как физического качества человека
1.1 Понятие о выносливости, ее виды
Выносливость, как одно из основных физических качеств человека обеспечивает успешное выполнение им задач при занятий физической культурой и спортом и в повседневной деятельности. Поэтому, развитие выносливости, с учетом ее переноса на другие двигательные качества (силу, скорость, координацию движений) необходимо целенаправленно формировать в процессе физического воспитания в школе. Данная работа проходит с учетом сензитивных периодов, которые проходит обучаемый.
Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности, то есть способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Общая выносливость – способность длительного выполнения работы умеренной интенсивности с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма с использованием всего мышечного аппарата [1, с.78].
Данный режим работы обеспечивается преимущественно способностями выполнять упражнения в зоне умеренных нагрузок преимущественно зависит от функциональных возможностей вегетативных систем организма, в особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Иначе говоря, физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека.
Общая выносливость, складывается как итоговый результат развития конкретных типов специальной выносливости и определяется функциональными возможностями вегетативных систем организма, поэтому ее еще называют общей аэробной.
Специальная выносливость означает продолжительность работы, которая определяется зависимостью характера утомления от содержания решения двигательной задачи.
Специальная выносливость классифицируется:
– по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача;
– по признакам взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для успешного решения двигательной задачи [2, с.52].
Специальная выносливость – не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции или определенного времени.
2 Средства и методы развития выносливости
2.1 Методические приемы развития различных видов выносливости
2.2.1 Методика и средства развития общей выносливости
Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.
Систематичность эффективности физических упражнений, то есть влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований.
Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, то есть ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом [15, с.81].
Доступность заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, то есть организм адаптируется к нагрузкам.
Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований в выполнении упражнения, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья [15, с.79].
Постепенность выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах занимающихся можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться.
Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140—150 уд./мин.
Заключение
Выносливость определяется, как способность организма выполнять определенные действия в оптимальном режиме действия всех систем организма без потери качественных характеристик. Развитие выносливости обеспечивается функционированием центральной нервной системы и аэробных возможностей человека. Центральная нервная система в процессе тренировок оптимизирует работу организма для ее выполнения в заданном темпе в определенном периоде или с определенной нагрузкой. Нагрузку можно снизить повышением навыка выполнения данного действия или повышением качества техники его выполнения. Усталость прежде всего проявляется на высоких уровнях нервной организации, поэтому независимо от вида выносливости необходимо тренировать центральную нервную систему на выполнение упражнений и двигательных действий в оптимальном режиме, в соответствии с наименее энергозатратной техникой. Виды выносливости классифицируют в зависимости от выполнения двигательного действия (прыжковая, беговая) и в зависимости от превалирующего физического качества, которое взаимодействует для выполнения упражнения (силовая выносливость, координационная выносливость, скоростная выносливость). Общая выносливость в большей мере и определяется успешной координацией нервной системы и аэробных возможностей. В зависимости от вида специальной выносливости для успешного овладения данным качеством необходимо развивать силу, координацию движений или скорость.
Факторами, имеющими влияние на развитие выносливости являются биоэнергетические, которые контролируют процессы выработки энергии в организме, его скорейшее восстановление и выведение продуктов метаболизма; факторы функциональной устойчивости позволяют выполнять действие без снижения качественных характеристик, при нарастающем утомлении; факторы функциональной и биохимической экономизации, которые регулируют выполнение действия при минимальных затратах ресурсов и условиях их постоянной ограниченности в организме; личностно-психологические факторы позволяют мотивировать работу спортсмена с максимальной отдачей; факторы среды и наследственности, которые подтверждают, что коэффициент воздействия наследственности 0,4 – 0,8, среда, выражающаяся в тренировках, режиме, других внешних оздоровительных, закаливающих, гигиенических факторах, которые положительно влияют на процессы восстановления, эффективности тренировки и, как следствие, выносливости организма. Таким образом, вышеперечисленные факторы взаимодействуя, оказывают влияние на формирование выносливости организма человека.
Формирование выносливости, как физического качества человека ставится задачей на протяжении всего школьного курса физической культуры. Развитие выносливости также является необходимым условием при занятиях всеми видами спорта вне школьной программы. Основными задачами, которые отвечают градации этапов развития данного качества являются: развитие аэробных возможностей, а затем развитие специальных видов выносливости. Начиная от дошкольников и младших школьников, когда не рекомендованы или не целесообразны направленные программы по развитию физических качеств, развитие выносливости обеспечивает здоровье сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что необходимо для здоровья человека. При достаточном уровне подготовленности аэробных возможностей можно переходить к направленном формированию специальных видов выносливости, в основу развития которых ложится совершенствование силы, скорости, координации.
На основании морфологических особенностей развития организма можно рекомендовать на протяжении всего школьного возраста неуклонное планомерное развитие общей выносливости, поскольку эта деятельность может быть организована, даже с младшими школьниками. Общая выносливость важна как база для развития любых видов специальной выносливости. Младшему и среднему школьному возрасту на основании особенностей развития опорно-двигательного аппарата, взаимодействия процессов возбуждения и торможения лучше начать формировать скоростную, а затем и координационную выносливость в основном игровыми методами с постепенным применение циклических упражнений. Старшим школьникам, при сформированности опорно-двигательной системы, росте мышечной массы можно повышать интенсивность упражнений и вводить упражнения на формирование силовой выносливости. Таким образом, планирование развития выносливости в школьном периоде должно соответствовать возможностям организма занимающихся и сензитивным периодам ее различных специализаций.
Развитие общей выносливости в основном происходит за счет совершенствования функций центральной нервной системы и аэробного обмена. Это достигается методами постоянной и переменной непрерывной нагрузки и интервальным методами. В основу программы повышения тренированности общей выносливости ложатся принципы доступности нагрузки, ее систематичности и постепенного повышения характера нагрузки. Метод постоянной нагрузки используется с менее подготовленной аудиторией занимающихся. Метод переменной нагрузки дает более выраженный эффект тренированности, поскольку изменения нагрузки предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой системе и центральной нервной системе за счет постоянной перестройки работы организма, а также позволяет в периоды снижения нагрузки восстановить силы организма и восполнить кислородный долг. Метод же интервальной работы можно применять только с подготовленными спортсменами, поскольку он интенсифицирует нагрузку до максимальной и субмаксимальной. При этом необходимо следить за частотой сердечных сокращений.
Скоростная выносливость – физическое качество организма, которое проявляется как возможность выполнения физического действия на максимально высокой скорости продолжительное время без ее снижения. Скоростная выносливость также может подразделяться в зависимости от вида деятельности, что может определять методику ее совершенствования. В любом случае, чаще всего применяется повторный метод, а методики его использованию могут быть разными (максимальная скорость при увеличении длинны дистанции или субмаксимальная на укороченном отрезке). Кроме повторного метода часто применяется интервальный спринт.
Развитие координационной выносливости имеет большое значение для игровых видов спорта и единоборств, связанных с выполнением сложно-координированных действий. Для тренировки координационных способностей также применяют методы повторных упражнений и интервальные метод. Применяется метод расчлененного упражнения или подводящих упражнений при разучивании особенно сложных связок при обучении гимнастов, фигуристов. Методика развития координационных способностей имеет особенности в сторону увеличения интенсивности и сокращения интервалов отдыха. Применяют также работу на станциях, каждая их которых будет отличаться характером деятельности.
Критериями эффективности формирования выносливости являются стандартизированные тесты и некоторые показатели, которые рассчитываются на основе данных тестов. Тесты можно разделить на две группы специфические и неспецифические. Неспецифические тесты дают возможность оценить потенциальные возможности самого спортсмена, а специфические его поведение в ситуации максимально приближенной к соревновательной. Также применяется расчет показателей, таких как запас скорости, индекс и коэффициент выносливости. Биомеханические критерии оценки выносливости можно применять для оценки координационной выносливости. Система критериальной оценки развития выносливости рассматривает формирование данного качества и потенциальные возможности спортсмена с различных сторон для того, чтобы более полно иметь представление о динамике его развития и эффективности тренировочного процесса. Для школьников результаты тестирования не должны напрямую выражаться в оценку по учебному предмету, поскольку в первую очередь должна оцениваться динамика ученика при занятиях, уровень его начальной подготовки, а также эти показатели должны быть дифференцированы в зависимости от физических возможностей обучающихся.
1 Евстафьев, Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б.В Евстафьев. - Л.: ВДКИФК, 2005. - 132 с
2 Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2006. – 321с
3 Фурманов, А.Г. Методика массовой физкультурно-оздоровительной работы / А.Г. Фурманов.- Мн.:Госкомспорт 1996. – 107с
4 Выдрин, В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учеб. Пособие / В.М.Выдрин. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - 45 с
5 Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие / БР. Голощапов. - М., 2001. - С. 292-293
6 Рубцов, А.Т. Группы здоровья / А.Т. Рубцов. – М.: ФиС, 1997. - 241с
7 Юспа, М.Б. Организация работы и оборудование физкультурно-оздоровительных центров: Методические рекомендации / М.Б. Юспа, А.Г. Фурманов. – Мн.: БГОИФК, 1985. – 527с
8 Кряж, В.Н. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь / В.Н. Кряж, З.С.Кряж // Физкультура и здоровье. - 2010. - № 4 (21). - С. 3-24
9 Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие для институтов физической культуры / Я.Р. Вилькин, Т.М. Канивец. – М.: ФиС, 2005. – 261с
10 Разумов, А. Здоровье здорового человека / А. Разумов, В. Пономаренко, В. Пискунов.- М.: Медицина, 1996. – 173с
11 Кряж, В.Н. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов / ВН. Кряж, Е.Н.Ворсин, А.А.Гужаловский. - Мн., 2001. - 52 с
12 Масюкова, Н.А. Проектирование в образовании / Под ред. проф. Б.В. Пальчевского. - Мн.: Технопринт, 1999. - 288 с
13 Каганов, В.Я. Занятия трудящихся физкультурой и спортом с оздоровительной направленностью: учебное пособие / В.Я. Каганов, А.Г. Фурманов, И.В. Гончарова. – Мн.: БГОИФК, 2000. – 274с
14 Кряж, В.Н. Основные направления совершенствования физического воспитания учащихся / В.Н. Кряж. - Мн., 1998. - 16 с
15 Выдрин, В.М. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пособие./ Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. - Воронеж: ВГУ, 1991. - 160 с
16 Кошман, М.Г. Методологический анализ концепции учебного предмета «Физическая культура»/ М.Г. Кошман // Физическая культура и здоровье. - 2014. - № 2 (35). - С. 115-120
17 Дядичкин, В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В.П. Дядичкин. – Мн.: Вышэйш. школа, 1990.- 314с
18 Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 1. - С. 11-17
19 Гриненко, М.Ф. Сколько же надо двигаться / М.Ф. Гриненко, Т.Я. Ефимова. – М.: Знание, 2005. – 127с
20 Кряж, В.Н. Концепция учебного предмета «Физическая культура» в начальной и базовой школе / В.Н. Кряж. - Мн., 2003. - 16 с
21 Михаленя, В.М. Физическое воспитание студентов/ Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. - Мн., 2008. – 267с
22 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.С. Кузнецов - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с