Введение
1 Теоретические основы построения системы физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере
1.1 Место физического воспитания физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере
1.2 Основные требования к организации и методике работы по физическому воспитанию в детском лагере
Выводы по первой главе
2 Формы и особенности организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в детском лагере
2.1 Формы организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы
2.1.1 Организация физкультурных занятий в режиме дня
2.1.2 Организация секционной работы в оздоровительном лагере
2.1.3 Организация спортивных соревнований и физкультурных праздников в оздоровительном лагере
2.1.5 Агитационно-пропагандистская работа
2.1.6 Туризм, походы, экскурсии
2.2 Особенности организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в детском лагере
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Реферат
Курсовая работа 28 страницы, 21 источник, 3 приложения
Ключевые слова: спортивно-массовая работа, физкультурно- оздоровительная работа, детский оздоровительный лагерь
Объект исследования: спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.
Цель курсовой работы: изучить методику организации и особенности спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в детском лагере.
Методы исследования: анализ научно методической литературы.
Выводы: организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы во время летнего отдыха развивает физические возможности детей, оказывает оздоровительный эффект на организм, прививает потребность в занятии спортом и физической активностью. Правильная организация физкультурно-оздоровительной работы в детском лагере должна обеспечивать многообразие форм и методов занятий физической активностью детей и обеспечивать их безопасность
Практическая значимость: материал, изложенный в курсовой работе, может быть использован студентами факультета физической культуры для подготовки к летней педагогической практике.
Введение
Система физического воспитания строится на осознании того, что в процессе индивидуального развития человеческий организм проходит определенные стадии развития, в которые он становится более восприимчив к воздействию в направлении развития физических качеств. Система физического воспитания может быть трактована как система воздействия на организм с целью изучения правильных методов осуществления двигательных актов, развития физических качеств.
Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
На настоящем этапе развития общества пересматриваются ориентиры физического развития подрастающего поколения в результате чего совершенствуется Концепция физического развития в государственном масштабе, в частности и в дошкольных учреждениях. На первый план выходит проблема экологизации и гуманизации образования в целом и физического в частности. Ориентир выставлен на мотивацию и формирование здорового образа жизни начиная с детского возраста, осознания потребности в двигательной активности и ведении здорового образа жизни.
Физическое воспитание является открытой системой. Поэтому под влиянием изменения социокультурной ситуации и экономических условий продолжаются процессы трансформации системы взглядов, определяющих его целевые установки, содержание и педагогические технологии. Определяющим в этой системе взглядов является отношение к человеку.
Объект курсовой работы – спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работа в системе физического воспитания.
Предмет курсовой работы – организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере.
Целью курсовой работы является изучение организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере.
Для реализации поставленной цели необходимо в процессе выполнения курсовой работы реализовать следующие задания:
- описать теоретические основы организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере;
- изучить формы организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере;
- систематизировать особенности методики планирования и организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.
В ходе выполнения исследования применялись следующие методы: всеобщие методы научного познания (абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, классификация); метод научного наблюдения; метод изучения научных источников; системный метод.
Область возможного практического применения: на основании проведенных теоретико-методических обобщений можно строить систему спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы по физическому воспитанию детей и молодежи в детском оздоровительном лагере.
Технико-экономическая, социальная и экологическая значимость: применение данных материалов можно положить в основу разработки плана спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, популяризации спорта и здорового образа жизни среди детей и молодежи; более полно реализовывать концепцию стратегических образовательных программ подрастающего поколения в летнее время.
1 Теоретические основы построения системы физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере
1.1 Место физического воспитания физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере
Система физического воспитания может быть трактована как система воздействия на организм с целью изучения правильных методов осуществления двигательных актов, развития физических качеств.
Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает:
- базовый минимум всесторонней физической подготовленности;
- необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков;
- доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей [3, с.81].
Систему физического воспитания можно также рассматривать, как систему учреждений, которые реализуют педагогические принципы системы развития физических качеств. Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работы являются одной из частей физического воспитания здорового молодого поколения, и ставят своей целью гармоничное развитие подрастающего поколения, как с точки зрения физический качеств, так и моральных.
Физическое воспитание – целенаправленный процесс совершенствования физических качеств человека по средствам передачи знаний в области физической культуры и физического совершенствования.
Система физического образования должна строиться на единстве определенных целей, точная формулировка которых позволяет определить основные аспекты и направления физического воспитания человека в целом на протяжении всей жизни, однако в соответствии с возрастными особенностями периодов онтогенеза. Для реализации задач физического образования и воспитания структурируются задачи, которые помогут их достигнуть. Данные задачи охватывают направления работы с учащимися, которые сделают процесс физического воспитания многоплановым, охватывающим различные сферы жизни. Выполнения задач базируется на основополагающих принципах, которые должны поступательно реализовываться на протяжении всего процесса физического образования.
2 Формы и особенности организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в детском лагере
2.1 Формы организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы
В зависимости от целей и решаемых задач в структуре спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в детском лагере можно выделить несколько разновидностей форм занятий:
1. Физкультурные мероприятия в режиме дня. Они называются так потому, что входят в ежедневный распорядок дня и в той или иной мере обязательны для всех ребят. К ним относятся утренняя гимнастика, солнечные и воздушные ванны, купание.
2. Отрядная физкультурная работа. Сюда входят звеньевые и отрядные физкультурные занятия, сборы отрядов с физкультурной тематикой, прогулки, экскурсии, походы, игры на местности.
3. Массовая спортивная работа. Сюда входят спортивные игры отряда «Старты надежд» (спортивные конкурсы, соревнования по различным видам спорта, подвижные и спортивные игры), соревнования по многоборьям, турниры по настольному теннису, бадминтону, городкам, шахматам, шашкам, товарищеские встречи, спартакиады.
4. Учебно-тренировочные занятия кружков (секций), команд по разным видам спорта. В период летних каникул дети, занимающиеся в ДЮСШ и в школьных секциях, нередко должны временно прерывать занятия. Под руководством инструктора по физической культуре, вожатых для них организуются команды, кружки, в которые, несомненно, могут войти и физически подготовленные ребята.
5. Общественно полезные формы труда. Большинство лагерей выезжает ежегодно на одно и то же место. С годами такие лагеря имеют возможность подготовить комплекс спортивных площадок, сооружений, спортивный инвентарь. Много приходится делать самим школьникам. И в том, что они принимают участие в строительстве и разметке площадок, ремонте инвентаря, есть неоспоримая польза.
6. Агитационно-пропагандистская работа. Детям многое полезно знать: о пользе систематических занятий физическими упражнениями, о пользе утренней гимнастики, о лучших спортсменах, об Олимпийских играх, о спортивных событиях в лагере, стране и мире, о новых рекордах, о видах спорта [9, с.63].
Беседы, викторины, встречи с мастерами спорта, плакаты, хорошо оформленные результаты соревнований — вот некоторые виды пропаганды и агитации.
Заключение
Физическая культура являет собой часть общей культуры человека, характеризующую его отношение к двигательной активности, здоровому образу жизни, гигиене; совокупность знаний, умений, навыков о развитии физических качеств, поддержании оптимального уровня двигательной активности. Физическое воспитание – целенаправленный процесс совершенствования физических качеств человека по средствам передачи знаний в области физической культуры и физического совершенствования.
Данные основополагающие определения теории и методики физического воспитания являются базисом для построения физического воспитания в любом возрастном периоде во всем многообразии форм и методов. Однако, именно при работ с детьми дошкольного возраста нужно помнить, что в этот период закладывается основа физического воспитания, воспитывается внутренняя культура, формирующая потребность в двигательной активности, здоровому и активном образу жизни, правила и привычки заниматься физической культурой.
Физкультурно-оздоровительные занятия в детском лагере прежде всего ориентированы на широкую аудиторию не только детей и молодежи, а всех возрастных категорий. Вторым основным признаком является высокий уровень мотивации, самодисциплины, самоконтроля. Привлечение широких масс к занятиям физической активностью в форме занятий физической культурой задача общегосударственного масштаба, поскольку это причина и следствие привития потребности в активном образе жизни, форма социально активного поведения и досуга.
Данные занятия более эффективно решают задачи оздоровительного и воспитательного характера. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий имеет свою специфику, которую обязательно необходимо учитывать, как занимающимся, так и организаторам. Как говорилось выше, большая часть воздействия носит воспитательный и мотивационный характер, однако, обязательно необходимо проводить образовательные и инструкционные моменты, которые позволят избежать травм и опасных ситуаций при самостоятельных занятиях спортом. Таким образом, перечисление особенностей физкультурно-оздоровительных мероприятий делается с целью их учета с последующим устранением негативных эффектов и увеличения позитивного воздействия на организм, развитие физических качеств, общий жизненный тонус занимающихся.
Организация спортивно массовой и физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере – это многоплановый процесс, который ставит целью оздоровление детей во время летнего отдыха через совершенствование их физических навыков и формирование у них потребности в постоянной физической активности и занятиях спортом. Данные задачи решаются с учетом специфики детских коллективов, в которых они проводятся. Можно выделить три направления, которые должны согласованно и гармонично организовывать данный вид деятельности – это спортивное (организация занятий в секциях, спортивных мероприятиях во время смены), воспитательное (физкультурные занятия в течение дня, которые регламентируются воспитателем отряда), оздоровительное (детей проверяют на предмет ограничения возможностей к занятиям спортом, распределяют по группам физической подготовки, план физкультурно-оздоровительной работы согласовывают в врачом лагеря).
Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в детском лагере имеет большое многообразие форм, которые могут заинтересовать широкий круг занимающихся. Мероприятия можно поделить условно на две большие группы: первые планово проводятся в течение дня, вторые специально подготавливаются, согласно планы физкультурно-оздоровительной работы на поток. К первым относятся утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание. В повседневной жизни ребята не привыкли проводить данные мероприятия, поэтому очень важно подобрать интересные упражнения, мотивировать на занятия всех, объяснить какую пользу организму несет правильное активное начало дня. При закаливании очень важно наблюдать за индивидуальной реакцией каждого ребенка, не лишним будет узнать у родителей особенности конкретного ребенка при пребывании на солнце и в воде. Специально подготовленные занятия физической активностью, такие как спортивные соревнования, спартакиада, экскурсии, туристические походы пользуются большим интересом у ребят. При подготовке важно строго регламентировать деятельность, объяснить правила поведения и взаимодействия, провести инструктаж по технике безопасности. Вся совокупность физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в течении потока в лагере должна способствовать мотивации на занятия спортом и активному проведению времени не только в рамках летнего отдыха.
Работа в детском оздоровительном лагере начинается до открытия смены. Специфика работы связанна не только с вновь созданным детским коллективом, но и новым коллективом сотрудников, созданным на время функционирования летнего лагеря. Поэтом очень важно создание настоящей команды сотрудников, ориентированный на результат – содержательный отдых детей, способствующий их оздоровлению. Руководитель лагеря координирует работы физоргов по подготовке плановой документации, обеспечение необходимым инвентарем, подготовка мест для занятий спортом. Главным является обеспечение безопасности детей во время летнего отдыха, поэтому вся территория лагеря должна отвечать требованиям безопасности и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Медперсонал отпределяет режим занятий физическими упражнениями для каждого ребенка на основании иззучения его медицинской справки и передает эту информацию вожатым и физоргам лагеря.
1. Абдулина О.А. Педагогическая практика студентов / О.А. Абдулина. - М.: Просвещение, 1989.- 175 с
2. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие для институтов физической культуры / Я.Р. Вилькин, Т.М. Канивец. – М.: ФиС, 2005. – 261с
3. Выдрин, В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учеб. Пособие / В.М.Выдрин. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - 45 с
4. Выдрин, В.М. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пособие./ Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. - Воронеж: ВГУ, 1991. - 160 с
5. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие / БР. Голощапов. - М., 2001. - С. 292-293
6. Гримоть, А.А. Организация летнего отдыха: Пособие для организаторов летнего отдыха детей / А.А. Гримоть, Т.М. Степанова, С.А. Рачков — Мн.: Университетское, 2001 — 199 с
7. Гриненко, М.Ф. Сколько же надо двигаться / М.Ф. Гриненко, Т.Я. Ефимова. – М.: Знание, 2005. – 127с
8. Девицкий, Г.И. “Веселые старты” в пионерском лагере / Г.И. Девицкий// Физическая культура в школе. — 1984.- № 4.- с. 49-51
9. Дядичкин, В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В.П. Дядичкин. – Мн.: Вышэйш. школа, 1990.- 314с
10. Евстафьев, Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б.В Евстафьев. - Л.: ВДКИФК, 2005. - 132 с
11. Железный, Д.В. Физкультура и спорт в пионерском лагере / Д.В. Железный, Н.В. Туленков. — К.: Здоровье, 1988. – 64с
12. Кряж В.Н. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь / В.Н. Кряж, З.С.Кряж, В.С. Овчаров. - Мн., 1999. - 35 с
13. Кряж, В.Н. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов / ВН. Кряж, Е.Н.Ворсин, А.А.Гужаловский. - Мн., 2001. - 52 с
14. Кряж, В.Н. Основные направления совершенствования физического воспитания учащихся / В.Н. Кряж. - Мн., 1998. - 16 с
15. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 1. - С. 11-17
16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2006. – 321с
17. Рубцов, А.Т. Группы здоровья / А.Т. Рубцов. – М.: ФиС, 1997. - 241с
18. Селиванов, В.И. Педагогическая практика студентов факультета физического воспитания в пионерском лагере : Методические указания / В.И. Селиванов. - Гомель, 1984.- 58 с
19. Фурманов, А.Г. Методика массовой физкультурно-оздоровительной работы / А.Г. Фурманов.- Мн.:Госкомспорт 1996. – 107с
20. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.С. Кузнецов - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с
21. Юспа, М.Б. Организация работы и оборудование физкультурно-оздоровительных центров: Методические рекомендации / М.Б. Юспа, А.Г. Фурманов. – Мн.: БГОИФК, 1985. – 527с