Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования навыков репродуктивного здоровья
1.1 Проблема повышения уровня знаний о репродуктивном здоровье у школьников
1.2 Репродуктивное здоровье и поведение как социально-педагогическая проблема
1.3 Репродуктивное здоровье и поведение как медико-социальная проблем
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у учащихся ценностного отношения к репродуктивному здоровью
2.1 Эмпирическое исследование
2.2 Описание метода исследования
2.3 Рекомендации педагога социального и классного руководителя по вопросам репродуктивного здоровья
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В понятии "репродуктивное здоровье" заложено общее здоровье нации, которое определяется, здоровьем лиц фертильного возраста (от лат. fertilis - плодородный; способность организма производить потомство). Понятие было введено еще в 80-ых годы всемирной организацией здравоохранения, которое в свою очередь подразумевает полное отсутствие болезней и недугов репродуктивной системы, а так же её функций и процессов, включая воспроизводство и гармонию, в психосоциальных отношениях в семье, но и состояние полного физического, умственного и социального благополучия.
В своих трудах белорусские учёные Е.Д. Смоленко, И.М. Прищепа, О.Л. Кудина, О.А. Пересада определяют репродуктивное здоровье, как удовлетворение сексуальной потребности, а так же способность к воспроизведению (деторождению) и самостоятельному решению вопросов планирования семьи.
В связи с этим в нашей стране проводятся различные ежегодные акции ("Здоровый я - здоровая семья"), мероприятия в которых делается акцент на престиж здоровой семьи, а так же проводится внедрение программ факультативов и спецкурсов по подготовке учащихся к семейной жизни.
В настоящий момент в республике Беларусь существует нормативно – правовые акты по проблемам охраны здоровья детей и молодёжи, значимость проблемы в современном обществе велика, так как укрепление здоровья детей и молодёжи, а так же профилактика девиантного поведения, ориентация на семейные традиции и ценности семейной жизни, все это является приоритетным направлением в работе различных подразделений республики.
На основании вышесказанного, следует, что проблема репродуктивного здоровья является актуальной в современном обществе.
Объект исследования: репродуктивное здоровье учащейся молодежи.
Предмет исследования: формирование ценностного отношения к репродуктивному здоровью у учащейся молодежи.
Цель исследования: проанализировать уровень сформированности знаний о репродуктивном здоровье.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты по формированию репродуктивного здоровья.
2. Проанализировать уровень сформированности знаний о репродуктивном здоровье у учащейся молодежи.
3. Разработать рекомендации педагога социального и классного руководителя по вопросам репродуктивного здоровья учащихся.
Практическое значение – факультативы.
База исследования – школьные мероприятия.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
1.1 Проблема повышения уровня знаний о репродуктивном здоровье у школьников
Для полноценного и правильного формирования у подростков отношения к репродуктивному здоровью важным критерием является тесное взаимодействие всех специалистов учреждений образования, а так же их законных представителей [4].
Зачастую семья школьника не располагает полной (научной) информацией о проблеме репродуктивного здоровья, поэтому так важно включение всех работников учреждения образования.
Важнейшей задачей всех специалистов школы является обучение и воспитание подростков по вопросам репродуктивного здоровья, необходимо расставить перед учащимися ряд общезначимых ориентиров, при этом избегая бестактности и навязчивости, а также не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем учитывая особенности возраста и характер физиологических сдвигов в организме в период полового созревания.
Одним из направлений в работе социального педагога является работа по формированию ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью [1].
В параграфе целесообразно рассмотреть формы организации работы в школе по вопросам репродуктивного здоровья:
Фрагменты уроков и отдельные уроки, которые могут включать в себя такие учебные предметы как: биология, литература, обществоведение, история.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕПРОДУКТИВНОМУ ЗДОРОВЬЮ
2.1 Эмпирическое исследование
Цель исследования: выявить уровень информированности о проблеме репродуктивного здоровья.
Исследование проходило на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 177 г. Минска».
Участникам исследования была предложена анкета "Мое репродуктивное здоровье", которая включала 18 вопросов с вариантами ответа (Приложение А).
Выборка: в исследовании приняли участие 30 респондентов десятых классов, возраст которых составил в среднем 16 лет.
Областью экспериментальной работы является репродуктивное здоровье школьников, а так же условие формирования, которое в свою очередь выступает одним из видов культуры общества, культура здоровья, имея видовые отличия, несет в своем содержании и общие родовые черты: знания, гуманистическая направленность усвоения и развития знаний, их применение в ходе деятельности, умелое использование в практической деятельности. Для достижения положительных результатов необходимо интегрировать усилия органов власти, медицинских учреждений, различных воспитательных и специализированных центров с усилиями образовательного учреждения в единую систему, способную стимулировать развитие репродуктивного здоровья молодого поколения, находящегося в его пределах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассмотрены теоретические аспекты репродуктивного здоровья молодежи.
На основании изученного материала необходимо отметить некоторые значимые моменты исследования. Для решения проблемы формирования репродуктивного здоровья подростков необходимо: актуализация значимости официально зарегистрированного брака; снижение доли семей, возникших по причине наступления беременности; формирование ответственного отношения к планированию зачатия ребенка, рождению и воспитанию ребенка, как у будущих матерей, так и будущих отцов (даже в большей степени).
Влияние никотина, алкоголя и наркотиков на репродуктивные функции будущих родителей крайне негативно. Вследствие этого существует угроза прерывания беременности, бесплодия, повышается вероятность рождения больного или неполноценного потомства. Пьянство и алкоголизм осложняют социально-демографическую ситуацию в стране, влияют на численность населения и его психические и физические возможности, снижают социально полезную активность. Злоупотребление алкоголем приводит к снижению уровня рождаемости и увеличению числа детей с врождёнными физическими и психическими отклонениями.
Повышение уровня знаний о репродуктивном здоровье молодёжи является одной из основных задач современного общества. Формирование здорового образа жизни должно выражаться в закреплении в молодёжной среде комплекса оптимальных навыков, умений и жизненных стереотипов, исключающих пагубные привычки.
А так же необходим комплекс определенных мер по улучшению здоровья молодежи.
Молодые люди должны владеть информацией и четко понимать значение собственного здоровья как важнейшей ценности, немало важным является и тот аспект проблемы, что необходимо расширять доступа молодежи (критический возраст - 15-16 лет) к информации о планировании беременности, безопасном сексуальном поведении.
Роль системы здравоохранения на современном этапе должна быть направлена на формирование и оптимальную реализацию репродуктивного потенциала молодежи как категории общественного прогресса, а для достижения цели необходимо: понимание и поддержка все медицинских и педагогических структур, осознание необходимости подключения общества и его институтов к решению задач охраны здоровья.
Репродуктивное здоровье молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы в целом и социального педагога и классного руководителя в частности по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
Целью экспериментального исследования стало изучение отношений подростков к своему репродуктивному здоровью.
На основании результатов проведенного исследования, было установлено, что большинство респондентов, стараются следить за своим здоровьем и считают, что у пьющих и курящих родителей не может быть здорового потомства, но не смотря на это не спешат избавляться от своих вредных привычек, употребляют алкоголь и курят «за компанию».
1. Гапличник, Т.И. Репродуктивное сексуальное поведение, мотивы, установки подростков и молодежи / Т.И. Гапличник // Социология. – 1999. - №3. - С. 77
2. Гатальская, Т.В. Развитие осознанного отношения к здоровью в юности / Т.В. Гатальская // Психологический журнал. - 2008. −№2. – С. 57 – 59
3. Герман, И. Ухудшение репродуктивного здоровья - цена сексуального невежества молодежи / И. Герман // Веснік адукацыі. - 2004. - N 9. - С. 77-80
4. Курило, Т.И. Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью / Т.И.Курило // Сацыяльна-педагагiчная работа "У дапамогу педагогу". - 2007. − №7. – 60 с
5. Ласточкина, М.А. Социально-гигиеническая грамотность как фактор репродуктивного поведения женщин / М.А. Ласточкина // СОЦИС. - 2007. − №9. – 117 с
6. Леонова, Т. А. Профилактика нарушений репродуктивного здоровья детей и подростков / Т. А. Леонова // Здаровы лад жыцця. - 2004. - N 9. - С. 30-32
7. Мельничук, И.А. Педагогический аспект проблемы репродуктивного здоровья молодежи / И.А. Мельчук // Социально-педагогическая работа, - 2004. - №2. - С. 89 – 93
8. Роженко, О.В. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем / О.В. Роженко // Здаровы лад жыцця, - 2000. - №1. - С. 12-13
9. Семкина, И.А. Социально-педагогические аспекты репродуктивного здоровья девочек-подростков / И.А. Семкина // Сацыяльна-педагагiчная работа "У дапамогу педагогу". - 2008. − №7. - С. 59 - 61
10. Сергеев, А.С. Болезни, передающиеся половым путем / А.С. Сергеев // Краткая энциклопедия / под общ. ред. А.С. Сергеева. Минск: Юнипресс, 2003. - 128 с
11. Сидоренко, В.Л. Особенности репродуктивного здоровья в современных условиях / В.Л. Сидоренко // Здаровы лад жыцця. – 2002. - №10. - С. 22-24
12. Смоленко, Е.Д. .Репродуктивное здоровье женщины: Учебно-методические материалы для кураторов студенческих групп / Е.Д. Смоленко, ИМ Прищепа. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. - 60 с
13. Сурмач, М. Рождение будущего / М. Сурмач // Беларуская думка. - 2008. − №10. − С. 104 - 109
14. Харитонова, Л.А Репродуктивное здоровье мальчиков и девочек / Л.А. Харитонова // Начальная школа. - 2008. − №9. - С. 65 - 67
15. Чугунова, Н.П. Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя / Н.П. Чугунова // Начальная школа. - 2008. − №9. - С. 65 - 67