Введение
1. Теоретическое обоснование проблемы использования игр и игровых упражнений в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о произведениях живописи
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о произведениях живописи
1.2 Игры и игровые упражнения как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о произведениях живописи
2. Исследование эффективности использования игр и игровых упражнений в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о произведениях живописи
2.1 Организация практического исследования
2.2 Методические рекомендации по повышению эффективности использования игр и игровых упражнений в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о произведениях живописи
2.3 Результаты работы по повышению эффективности использования игр и игровых упражнений в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о произведениях живописи
Заключение
Список информационных источников
Приложения
Введение
Изобразительное искусство имеет неоценимое значение для всестороннего развития и воспитания ребенка. Оно дает возможность детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало либо растрогало, вызвало положительные эмоции, а иногда и отрицательное отношение, к примеру, страх, испуг.
Одним из видов изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность, является живопись.
В основе живописного образа лежит изображение. Живопись создает свои образы на поверхности, это является ее отличительной чертой от скульптуры. В живописи образы обычно цветные, их создают, нанося на плоскость слой красок. Этим живопись отличается от графики. Таким образом, главными художественными средствами живописи являются краска, цвет в неразрывном единстве с светотенью и линиями.
Важную роль в развитии творческой личности отводят формированию художественного восприятия в процессе ознакомления с произведениями живописи. Формирование представлений о произведениях живописи в старшем дошкольном возрасте способствуют общему развитию ребенка и закладывают важную основу для развития творческих способностей, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Формирование представлений о произведениях живописи в старшем дошкольном возрасте рассматривали такие авторы как: Е. Ф. Флерина, Р. М. Чумичева, А. М.Чернышева, Л. В. Пантелеева, Т. С. Комарова, Т. А. Копцева и др.
1. Теоретическое обоснование проблемы использования игр и игровых упражнений в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о произведениях живописи
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о произведениях живописи
Живопись является основным видом искусства и в то же время, очень древним видом искусства. Живопись прошла огромный путь эволюции, от наскальных росписей до новейших течений живописи 21 в. [3, с. 78].Живопись –это вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.
Главная отличительная особенность живописи состоит в том, что изображение формы и пространства, образов и действий строится исключительно с помощью цвета.
Прежде чем выявить особенности формирования представлений о произведениях живописи в старшем дошкольном возрасте, рассмотрим некоторые психические особенности их развития, которые создают возможность приобщения детей к произведениям живописи.
В возрасте 5-6 лет довольно интенсивно формируется произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает базу для формирования последовательного, планомерного и логического восприятия содержания живописи[16, с. 32-44].
В том числе существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, дифференцированными, четкими, связными и системными. Формирование словесно-смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения.
2. Исследование эффективности использования игр и игровых упражнений в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о произведениях живописи
2.1 Организация практического исследования
Практическое исследование представлений о произведениях живописи проводилось на базе ГУО «Ясли - сад № 20 г. Слуцка». В исследовании принимали участие старшие дошкольники группы «Солнышко», в возрасте 5-6 лет, в количестве 23 человек.
Цель: выявить педагогические условия повышения эффективности использования игр и игровых упражнений в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о произведениях живописи.
Для выявления представлений детей о произведениях живописи была
проведена диагностика с подгруппой детей из десяти человек старшего дошкольного возраста при помощи беседы «Что ты знаешь об искусстве».
Показатели сформированных представлений и критерии оценки взяты из учебной программы дошкольного образования РБ [14, стр.318-319]
Показатели сформированных представлений представлены в Приложении 1.
Оценка каждого из показателей осуществляется в баллах:
5– очень сильно;
4 – достаточно сильно;
3 – не достаточно (средне);
2 – слабо;
1 – очень слабо.
Вопросы беседы представлены в Приложении 1.
Ответы дошкольников представлены в Приложении 2.
Заключение
Целью данного исследования являлось выявление педагогических условий повышения эффективности использования игр и игровых упражнений в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о произведениях живописи.
В ходе теоретического анализа проблемы было выявлено, что у детей в возрасте 5-6 лет интенсивно развивается произвольное внимание и существенно меняются образные память и воображение. Это своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию произведений живописи в форме обобщенных представлений. Ребенок в возрасте 5-6 лет способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать правильные логические суждения и делать относительно верные выводы.
В том числе, было выявлено, что развивающий потенциал игр и их влияние на формирование представлений о произведениях живописи детей дошкольного возраста напрямую зависит от содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр.
В ходе исследования эффективности использования игр и игровых упражнений в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о произведениях живописи было проведено диагностирование старших дошкольников при помощи метода беседы «Что ты знаешь об искусстве».
На констатирующем этапе исследования, у двоих детей высокие показатели, большая часть группы (5 человек) имеют низкие показатели.
В результате чего, с группой дошкольников была проведена специально организованная педагогическая деятельность с использованием игр и игровых упражнений.
1. Учебная программа дошкольного образования – М.: Национальный институт образования, 2012. – 416 с.
2. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/ М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 211 с.
3. Владимирская, А. Искусство для простых смертных / А. Владимирская, П. Владимирский. М.: Вильямс, 2006. – 289 с.
4. Гамезо, М.В. Общая психология. Учебно-методическое пособие / М. В. Гамезо. — М.: Ось-89, 2008. — 352с.
5. Гречина, О. Язык человеческих чувств. Дошкольное воспитание / О. Гречина. - 2012. - №2 – 258 с.
6. Казакова, Р.Г. Искусство, которое мы называем изобразительным. Дошкольное воспитание / Р.Г. Казакова - 2006. - №10. – 231 с.
7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.-5-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 254 с.
8. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. - М.: 2009. – 290 с.
9. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова. - М.: Мозайка - Синтез, 2006. – 132 с.
10. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПб.: Речь, 2006. – 301 с.
11. Погодина, С. «Роль изобразительного творчества в становлении ребёнка как личности». Дошкольное воспитание / С. Погодина - 2009. - №9. – 198 с.
12. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2003. - 208с.
13. Смирнова, М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры / М.Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.
14. Учебная программа дошкольного образования. – Мн.: Национальный институт образования, 212. – 417 с.
15. Ушакова, О.С. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / О.С. Ушакова, Л.А. Парамонова. - М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
16. Чумичева, Р.М. «Дошкольникам о живописи» / Р.М. Чумичева. - М., 1992. – 203 с.