ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ТЕМБРОВ
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЕДИНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ТЕМБРОВ НА ПРИМЕРЕ ИНСТРУМЕНТОВКИ САУНДТРЕКА К КИНОФИЛЬМУ «ТИТАНИК» (МУЗЫКА ДЖ.ХАРНЕРА)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Музыка очень многогранна. Это целый мир звуков: тиканье часов и гул моторов, шелест листьев и завывание ветра, пение птиц и голоса людей. Испокон веков наша земля была гигантской музыкальной мастерской и концертной эстрадой. В любой глуши человек пел, играл, выделывал то, что свистит, гудит, гремит. Это было нужно как воздух, ибо музыка помогала ему в труде, украшала радость, облегчала печаль. Музыка сближала, роднила, объединяла людей. Она всюду. Без неё нельзя. По старинным верованиям, музыка не только услада, но и причина событий. Она способна вызвать солнце и утопить хлеб в дождях.
Но что же издаёт музыку? Это множество музыкальных инструментов, обладающих красочным многообразием звучаний, которые позволяют особенно ярко воплощать любые образы – от картин природы и событий общественной жизни до тончайших оттенков человеческих переживаний.
Курсовая работа основана на изучении основные принципы соединения инструментальных тембров на примере инструментовки саундтрека к кинофильму «Титаник» (музыка Дж.Харнера).
Объектом курсовой работы является инструментовка саундтрека к кинофильму «Титаник»
Цель: выявить основные принципы соединения инструментальных тембров.
Задачи:
1. Дать определение понятию музыкальных тембров.
2. Разобрать и проанализировать оркестровые тембровые соединения на примере указанного произведения.
Первая глава посвящена детальному рассмотрению природы возникновения различных тембров и использование их в музыке.
Вторая глава – разбор произведения, выявление содержательных моментов в разрезе соединения оркестровых тембров, а также краткая характеристика произведения в контексте принадлежности последнего к мировым шедеврам.
В заключении обозначены выводы по теме курсовой работы.
ГЛАВА 1 Определение и понятие музыкальных тембров
Тембр – это окраска, характер звука, качество по которому различаются звуки одной и той же высоты и благодаря которому звучание одного голоса или одного инструмента отличается от другого. Тембр зависит от формы колебаний звука и определяется числом и интенсивностью частичных тонов или обертонов – гармоник, его составляющих. В образовании тембра звуков нижнего регистра участвует 20 и более гармоник, у звуков среднего регистра 8-10 гармоник, у высокого всего лишь 2-3, поэтому звуки верхнего регистра, как правило, беднее по тембру.
Качество тембра зависит так же от наличия одной или нескольких формант (зоны сосредоточения звуковой энергии) на протяжении всего диапазона звучания инструмента, их местонахождения, ширины и формы. Звуки, входящие в зону действия форманты, попадают в тембровый фокус и звучат более характерно, рельефно и ярко. Обертоны извлекаемых звуков в зоне форманты приобретают больший размах и интенсивность. Количество и устойчивость формант определяется резонансовыми качествами голоса, инструмента или звучащего тела.
Музыкант, владеющий тембром, несмотря на самостоятельность тембровой характеристики каждого регистра своего инструмента, должен достигнуть единства звучания всего диапазона. Для достижения качества тембра необходимо наличие тембрового, а точнее художественного вкуса исполнителя, т.е. умение придавать звучанию инструмента необходимый тембр в зависимости от требований художественного момента.
Тембр является одной из важнейших субъективных характеристик звукового сигнала, которые лежат в основе механизмов слухового распознавания источников звука. Он также служит идентификатором физического механизма образования звука по целому ряду признаков. Проблема оценки музыкального тембра является одной из первостепенных в области исследования особенностей музыкального восприятия. Особенную актуальность она приобрела в последнее десятилетие в связи с интенсивными исследованиями в области автоматического компьютерного распознавания музыкальных тембров и их синтеза. Одно из свойств тембра как параметра, относящегося к субъективным характеристикам звукового сигнала, заключается в невозможности его конкретного вербального описания. «Ни в одном языке мира, а также в научной и инженерной терминологии нет таких слов, которыми можно было бы точно охарактеризовать такие понятия, как, например, тембр скрипки или тембр голоса певца» [1, с.48].
ГЛАВА 2 Основные принципы соединения инструментальных тембров на примере инструментовки саундтрека к кинофильму «Титаник» (музыка Дж.Харнера)
Приступая к разбору произведения, автор курсовой работы считает целесообразным уделить некоторое внимание личности композитора и самому фильму.
Джеймс Рой Хорнер (англ. James Roy Horner; 14 августа 1953, Лос-Анджелес – 22 июня 2015, штат Калифорния) – американский кинокомпозитор, обладатель двух премий «Оскар» 1998 года за музыку и песню для фильма «Титаник».
Автор музыки к фильмам «Сорок восемь часов», «Каспер», «Джуманджи», «Мальчик в полосатой пижаме», «Забытое», «Балто», «Игры разума», «Титаник», «Столкновение с бездной», «Крулл», «Чужие», «Коммандо», «Легенды осени», «Храброе сердце», «Аполлон-13», «Маска Зорро», «Двухсотлетний человек», «Идеальный шторм», «Враг у ворот», «Четыре пера», «Троя», «Апокалипсис», «Аватар», «Новый Человек-паук», «Левша» и многим другим. Его музыка отличается частым использованием электронных и хоровых элементов, а также добавлением кельтских мотивов.
Данное сочинение является саундтреком (озвучка) к мировому блокбастеру «Титаник». «Тита́ник» (англ. Titanic) — американский фильм-катастрофа 1997 года, снятый режиссёром Джеймсом Кэмероном, в котором показана гибель легендарного лайнера «Титаник». Главные роли в фильме исполнили Кейт Уинслет (Роуз Дьюитт Бьюкейтер) и Леонардо Ди Каприо (Джек Доусон). Герои фильма, будучи членами различных социальных слоёв, влюбились друг в друга на борту корабля, совершавшего свой первый и последний рейс через Атлантический океан в 1912 году.
В 1998 году «Титаник» был выдвинут на соискание кинопремии «Оскар» в 14 номинациях, в результате получил 11 из них, включая награду «Лучший фильм» 1997 года. Фильм стал рекордсменом по числу полученных наград «Оскар» наряду с такими фильмами, как «Бен-Гур» (1959) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003), в связи с чем часто признаётся лучшим фильмом в жанре мелодрама. 5 апреля 2012 года, в год 100-летия легендарной катастрофы состоялась премьера этого фильма в формате 3D и IMAX 3D.
В 2017 году фильм был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов США.
Саундтрек к фильму состоит из коллажа 5 песен (вокальных партий, мелодий), использованных в киноленте: «Take Her To Sea, Mr. Murdoch», «Never An Absolution», «Southampton», «Hard To Starboard», «My Heart Will Go On». Именно в такой последовательности звучат мелодии этих песен композиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная сюжетная линия проанализированного произведения – любовь. Именно это чувство является сквозным во всех тематических линиях. Несмотря на жизненные обстоятельства остаться верным чувству, быть способным пожертвовать жизнью ради высших целей – вот вечные для человечества темы для восхищения и преклонения!
В полной мере это отражено как в самом гениальном фильме, так и в музыке, являющейся органическим его составляющим.
В первой главе автор курсовой дал определение понятию музыкального тембра, указал на его разнообразие и обозначил целесообразность использования особенностей звучания как отдельных музыкальных инструментов в инструментовке, так и их сочетаний.
Вторая глава – разбор произведения, выявление содержательных моментов в разрезе соединения оркестровых тембров.
Задачи данной работы выполнены, цель достигнута.
1. Выготский, Л.С. Психология искусства. / Л.С.Выготский – М.: Искусство, 1986. – 572 с.
2. Ержемский, Г.Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. / Г.Л.Ержемский – М.: Музыка, 1988. – 280 с.
3. Иванченко, Г.В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.- С.72-81.
4. Гарбузов, Н.А. Зонная природа динамического слуха. / Н.А.Гарбузов. – М.: Гос. муз. изд-во,1955. – 107 с.
5. Яканюк, Н.П./ Кузминич М.Л. Инструментоведение и инструментовка для оркестров и ансамблей белорусских народных инструментов. – Мн.: БГУКИ, 2003. – 76 с.
6. Холопова, В. Фактура: Очерк. / В.Холопова – М.: Музыка, 1979. – 87 с.
7. Шахматов, Н. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов: Учебное пособие. / Н.Шахматов – Л.: Музыка, 1985. – 120 с.
8. Карс, А.И. История оркестровки. / А.И.Карс – М.: Музыка, 1990. – 170 с.
10. Поздняков, А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании. / А. Поздняков – Москва, 1975. – 236 с.