ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФАКТУРА
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРКЕСТРОВОЙ ФАКТУРЫ И СПОСОБОВ ЕЁ ИЗЛОЖЕНИЯ В ПАРТИТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ИНСТРУМЕНТОВКИ ФАНТАЗИИ НА МУЗЫКУ К КИНОФИЛЬМУ «ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ» (МУЗЫКА К.БАДЕЛЬТА, Х.ЦИММЕРА)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время среди учащихся средних специальных, высших учебных заведений музыкального образования (особенно отделений инструментального исполнительства) стали популярными мелодии, фантазии и коллажи из популярных мировых кинофильмов-блокбастеров. Несомненно, музыка к последним стала настолько популярной и подражаемой благодаря гениальности ее создателей. Тем не менее, в этом веянии можно усмотреть и большой воспитательно-образовательный аспект.
В свете общей потери заинтересованности к исполнительской музыке вообще (в виде доказательства, например, можно привести отсутствие предмета «Музыка» как такового в классах второй и третьей ступени образования в школах Республики Беларусь) популярность зарубежных фильмов-хитов позволяет актуализировать музыкальное искусство, пусть даже и на роли подражания. Энтузиазм как студентов, так и преподавателей в творческом поиске воодушевляет к занятию музыкой и более молодое поколение, что положительно отражается и способствует эстетическому развитию учащихся в целом.
Курсовая работа основана на изучении оркестровой фактуры и способов её изложения в партитуре на примере инструментовки фантазии на музыку к кинофильму «Пираты Карибского моря» (музыка К.Бадельта, Х.Циммера).
Объектом курсовой работы является инструментовка фантазии на музыку к кинофильму «Пираты Карибского моря».
Цель: выявить способы изложения оркестровой фактуры в партитуре инструментовки фантазии на музыку к кинофильму «Пираты Карибского моря».
Задачи:
1. Дать определение музыкальной фактуре.
2. Рассмотреть историю развития музыкальной фактур
3. Разобрать и проанализировать оркестровую фактуру на примере партитуры вышеупомянутого произведения.
Первая глава посвящена рассмотрению существующих видов фактур, а также приведен краткий исторический очерк развития данного понятия в музыке.
Вторая глава – разбор произведения, выявление содержательных моментов в разрезе определения музыкальной фактуры.
В заключении обозначены выводы по теме курсовой работы.
ГЛАВА 1 Фактура
Фактура (лат. factura – изготовление, обработка, строение, от facio – делаю, осуществляю, формирую; нем. Faktur, Satz – склад, Satzweise, Schreibweise – манера письма; франц. facture, structure, conformation – устройство, сложение; англ. facture, texture, structure, build-up; итал. Strutture) – в широком смысле – одна из сторон музыкальной формы, входит в эстетико-философское понятие музыкальной формы в единстве со всеми средствами выразительности; в более узком и употребительном смысле – конкретное оформление музыкальной ткани, музыкальное изложение.
У каждого произведения есть тематика и определённая направленность. Поскольку работа здесь исключительно над восприятием, нужно доносить эмоции и ситуации как можно более точно. Грубо говоря – давать чёткую картинку. Например, композитор пишет колыбельную. Есть мелодия, аккомпанемент, но они с тем же успехом могли примениться в военной песне или танцевальной композиции. Нужно придать им окраску спокойствия, тишины, лёгкости. Поэтому не будут использоваться отрывистые штрихи, в приоритете будет легато и более низкие звуки. Без «писка» и резких движений.
Любую эмоцию можно изобразить инструментом. Посвистывающие флейты будут лучше всего олицетворять лёгкость и радость, тяжелые виолончели могут показать скорбь и траур, литавры и колокола придают эпичность. Фактура в музыке – это плод фантазии автора [1, с.7].
Основная классификация фактур.
Самое базовое деление, два основных вида фактуры в музыке характеризуются количеством используемых голосов.
ГЛАВА 2 Анализ оркестровой фактуры и способов её изложения в партитуре на примере инструментовки фантазии на музыку к кинофильму «Пираты Карибского моря» (музыка К.Бадельта, Х.Циммера)
Музыка, ставшая популярная после выхода в прокат кинофильма «Пираты Карибского моря», благодаря гениальному воплощению композиторского замысла в музыкальной «иллюстрации» режиссерского сюжета, передачи «духа времени и устремлений» заняла достойное место в репертуаре многих, в том числе всемирно известных, оркестров.
Анализируемая инструментовка указанного выше произведения включает следующий состав инструментов: цимбалы (первые и вторые), цимбалы альт, домры альтовые (первые и вторые), домра басовая, деревянные духовые (флейта, гобой), аккордеон, баяны (первые, вторые, третьи), группа ударных (малый и большой барабаны, бубен), скрипка, балалайки (прима, секунда, альт), гитара бас.
Оркестровая фактура по своему складу гомофонно-гармоническая.
К специфике изложения данного произведения можно отнести: голосоведение, октавное удвоение, сочинение гармонических подголосков, расположение голосов в многоголосном элементе, изменение количества голосов внутри элемента, присоединение гармонических голосов к мелодии.
Широко использованы принципы и приемы инструментовки.
По своей форме фантазию условно можно назвать пятичастной (А-В-С-D-E), где крайние части похожи в темповом отношении, середина – контраст.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное произведение является одним из хитов оркестровой музыки мирового масштаба. Талант и гениальность композиторов выражены конкретно в оркестровке и распределении функций между инструментами.
Инструментовка для данного состава приближает звучание к оригинальному симфоническому, одновременно добавляя некоторую колоритность народных инструментов.
В инструментовке максимально использованы возможности различных инструментов и их сочетаний для передачи образа и донесения авторского замысла до слушателей. Яркими и красочными являются и проведения мелодических линий, и тутти, и моменты развития. Музыкальная ткань пронизана запоминающимися тембровыми красками. Вся партитура построена таким образом, что в ней нет места «необязательным» элементам. Каждый нюанс в ней имеет смысловое значение. Для учащихся, как исполнителей и дирижеров, необходимо об этом помнить и учитывать при изучении данного материала.
1. Розанов, В.И. Пособие для руководителей оркестров рус. нар. инструментов / В. Розанов. - Изд. перераб. и доп. - М.: Сов. композитор, 1981.– 134 с.
2. Кунцевич, В. Н. Инструментоведение и инструментовка [Ноты] : пособие / В. Н. Кунцевич, В. М. Швед ; Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный педагогический университет - Минск: [БГПУ], 2006. – 67 с.
3. Пересада, А. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов./ А. Пересада. – Москва, 1985. – 394 с.
4. Пистон, У. Оркестровка / У.Пинстон – М.: «Советский композитор», 1990. – 465с.
5. Яканюк, Н.П./ Кузминич М.Л. Инструментоведение и инструментовка для оркестров и ансамблей белорусских народных инструментов. – Мн.: БГУКИ, 2003. – 76 с.
6. Холопова, В. Фактура: Очерк. / В.Холопова – М.: Музыка, 1979. – 87 с.
7. Шахматов, Н. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов: Учебное пособие. / Н.Шахматов – Л.: Музыка, 1985. – 120 с.
8. Карс, А.И. История оркестровки. / А.И.Карс – М.: Музыка, 1990. – 170 с.
9. Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов./ Е. Максимов – Москва, 1983. – 143 с.
10. Поздняков, А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании. / А. Поздняков – Москва, 1975. – 236 с.
11. Шишаков, Ю.И. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов / Ю.И.Шишаков – М.: Музыка, 1970. – 212 с.
12. Скрепкова-Филатова, М.С. Фактура в музыке / М.С.Скрепкова-Филатова – М.: Музыка, 1985. – 285с.