ВВЕДЕНИЕ
Инструментовка – изложение музыки для исполнения ее каким-либо составом оркестра либо инструментального ансамбля. Искусство инструментовки основывается на использовании свойств различных музыкальных инструментов (их тембров, приемов звукоизвлечения, технических и динамических возможностей) и их сочетаний для достижения наиболее выразительного звучания.
Распределение оркестровых функций при инструментовке является одним из основополагающих принципов. Композиционная целостность, логичность построения материала, его подача зависят от грамотного функционирования инструментальных групп и их роли в оркестре. Восприятие слушателем композиторского замысла основано на точной передаче образов посредством музыкальных средств, использование которых зависит от профессионализма инструментовщика.
Объектом курсовой работы является инструментовка произведения В.Кириченко «Путь души».
Цель: выявить особенности распределения оркестровых функций в разных группах инструментов.
Задачи:
1. Дать определение понятию оркестровых функций и их разновидностей
2. Разобрать и проанализировать особенности распределения оркестровых функций в разных группах инструментов на примере собственной инструментовки произведения В.Кириченко «Путь души».
Первая глава посвящена детальному рассмотрению и определению разновидностей оркестровых функций.
Вторая глава – разбор произведения, выявление содержательных моментов в разрезе распределения оркестровых функций в разных группах инструментов.
В заключении обозначены выводы по теме курсовой работы.
ГЛАВА 1 Оркестровые функции и их разновидности
Составные части оркестровой фактуры в теории инструментовки, называются оркестровыми функциями. Выделяют пять разновидностей: мелодия, контрапункт, педаль, фигурация, бас [1, c.6]. Для хорошего звучания оркестра необходима сбалансированность всех этих функций. Недопустимо, например, чтобы основная мелодия заглушалась гармонической педалью или фигурацией. Основная мелодия в свою очередь не должна подавлять сопровождающие ее голоса. Необходимое равновесие в звучании оркестра достигается в том случае, если все элементы музыкальной ткани не мешают друг другу, но вместе с тем все ясно прослушиваются. Оркестровые функции можно разделить на две группы:
- функции оркестровой мелодической группы голосов (мелодия, контрапункт);
- функции оркестровой аккомпанирующей группы (бас, педаль, фигурация).
1.1 Мелодия
Мело́дия (др.-греч. μελῳδία — распев лирической поэзии, от μέλος — напев, и ᾠδή — пение, распев) — один голос музыкальной фактуры, который трактуется в теории музыки и непосредственно воспринимается слухом как композиционно-техническое и ладовое целое.
Мелодия, как музыкальная мысль, должна быть закончена тонально и ритмически, то есть иметь каденцию в конце. Мелодия, состоящая не из равномерных протяжных нот, а из нот разной длительности, заключает в себе мотив, то есть известную ритмическую фигуру, которая повторяется в первоначальном или измененном виде и составляет рисунок мелодии.
Мелодия имеет формы предложения, или периода, или коленного склада. Мелодия, не имеющая строго ритмической симметричной формы мотива, называется речитативом. В обширном сочинении мелодия, имеющая преобладающее значение, называется главной, другие же, менее значительные, — второстепенными. Всего чаще мелодия помещается в верхнем голосе, но встречается и в среднем, и в нижнем.
Мелодия составляет главный элемент в музыке; без неё не обходилось и не обходится ни одно музыкальное сочинение, носящее на себе печать дарования, будь оно безыскусственным продуктом народа или плодом сознательного творчества. Для слушателя музыка без мелодии — то же, что картина без рисунка.
В мелодии обычно ярче всего проявляются характерные черты той или иной мысли.
Музыкальная мысль, имеющая большую или меньшую законченность, или, во всяком случае, развитая до приобретения ею характерного облика, называется темой.
Мелодия образуется из взаимодействия звуковысотных (интервальных) последовательностей и ритма, т.е. организована ладово и ритмически.
Таким образом, мелодия представляет основное начало музыки; «самая существенная сторона музыки – мелодия» (С.С.Прокофьев). Дело других компонентов музыки – кононтрапункта, инструментовки, гармонии «дополнять, дорисовывать мелодическую мысль» (М.И.Глинка).
Мелодии различается по типу и по направлению движения.
Типы движения мелодии:
- плавное, поступенное /секунды, терции/;
- скачкообразное /от кварты до октавы и более
- смешанное / широкие интервалы чередуются с узкими/;
- одноплановое движение – движение в ограниченном диапазоне без заметного отступления от единого уровня движения.
ГЛАВА 2 Особенности распределения оркестровых функций в разных группах инструментов (на примере собственной инструментовки (В.Кириченко «Путь души»))
2.1 Разбор произведения
Произведение В.Кириченко «Путь души» написано для расширенного состава русского народного оркестра, в который помимо традиционных групп инструментов входят деревянные духовые (флейта, гобой), гусли (клавишные), большая группа ударных. Инструментовка данного сочинения осуществлялась автором курсовой работы для белорусского народного оркестра, в состав которого также включены: цимбалы примы, цимбалы альт, домры альтовые и басовые, деревянные духовые (флейта, гобой по объективным причинам заменен кларнетом в си бемоль), аккордеон, группа баянов, ударные, скрипка, группа балалаек (прима, секунда, альт), гитара бас.
По характеру данное произведение несет в себе драматическое начало. Несмотря на это оркестровые функции выполняют группы инструментов в традиционном (классическом) изложении партитуры. Разберем некоторые особенности, характерные для данного сочинения.
Вступление звучит на фоне общего пианиссимо с последующим динамическим развитием. Тональность – fis-moll, темп модерато (умеренно). Распределение оркестровых функций происходит следующим образом: мелодическую линию исполняют домры альтовые (рисунок 1). Данная тема состоит из двух 4-тактовых предложений, каждое из которых состоит в свою очередь из двух повторяющихся одинаковых 2-тактовых попевок. Цимбалы примы, несмотря на свой статус «мелодических» инструментов, выдержанными на легкое тремоло половинными нотами дополняют гармонических фон, основу которого дают группы балалаек и баянов. Только благодаря этим инструментам слушатель может ощутить смену гармоний. Гармонизация вступления происходит на слабые доли тактов. Гармонический аккомпанемент у балалаек звучит через такт. Пропущенный такт заполняется баянными целыми нотами. Этим достигается цельность общей фактуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из особенностей оркестра русских народных инструментов является способность домр и балалаек к монотембровым образованиям, в то время как в белорусском оркестре народных инструментов соединения в унисон инструментов различных групп образуют смешанные тембры (тембровые миксты).
Учитывая данную особенность необходимо очень тщательно подходить к переложению (оркестровке) произведений в народных оркестрах. Поэтому распределение функций в оркестре при подобных переложениях – это не бездумное переписывание партий с одного инструмента на другой, а творческий процесс, основанный в равной степени на теоретической подготовке и практическом опыте.
Анализируя данное произведение, автор курсовой работы хотел показать те способы и нюансы изложения оркестровых функций в партитуре, которые показались ему наиболее значимыми.
Первую главу автор курсовой посвятил детальному рассмотрению и определению разновидностей оркестровых функций.
Вторая глава – разбор произведения, выявление содержательных моментов в разрезе распределения оркестровых функций в разных группах инструментов.
Задачи курсовой работы выполнены в полном объеме. Цель работы достигнута путем изложения и разбора поставленных вопросов.
1. Выготский, Л.С. Психология искусства. / Л.С.Выготский – М.: Искусство, 1986. – 572 с.
2. Розанов, В.И. Пособие для руководителей оркестров рус. нар. инструментов / В. Розанов. - Изд. перераб. и доп. - М.: Сов. композитор, 1981.– 134 с.
3. Клебанов, Д.Л. Искусство инструментовки / Д.Л. Клебанов. – К.: Муз. Україна, 1972. – 220 с.
4. Ержемский, Г.Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. / Г.Л.Ержемский – М.: Музыка, 1988. – 280 с.
5. Иванченко, Г.В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.- С.72-81.
6. Гарбузов, Н.А. Зонная природа динамического слуха. / Н.А.Гарбузов. – М.: Гос. муз. изд-во,1955. – 107 с.
7. Яканюк, Н.П./ Кузминич М.Л. Инструментоведение и инструментовка для оркестров и ансамблей белорусских народных инструментов. – Мн.: БГУКИ, 2003. – 76 с.
8. Холопова, В. Фактура: Очерк. / В.Холопова – М.: Музыка, 1979. – 87 с.
9. Шахматов, Н. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов: Учебное пособие. / Н.Шахматов – Л.: Музыка, 1985. – 120 с.
10. Карс, А.И. История оркестровки. / А.И.Карс – М.: Музыка, 1990. – 170 с.
11. Поздняков, А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании. / А. Поздняков – Москва, 1975. – 236 с.
12. Назина, И.Д. Белорусские народные музыкальные инструменты: Самозвучащие, ударные, духовые. /И.Д.Назина – Мн., 1979. – 225 с.
13. Скрепкова-Филатова, М.С. Фактура в музыке / М.С.Скрепкова-Филатова – М.: Музыка, 1985. – 285с.
14. Шишаков, Ю.И. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов / Ю.И.Шишаков – М.: Музыка, 1970. – 212 с.