ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФАКТУРА МЕЛОДИЧЕСКИХ ГОЛОСОВ
ГЛАВА 2 ИЗЛОЖЕНИЕ МЕЛОДИЧЕСКИХ ГОЛОСОВ В ПРОЦЕССЕ ИНСТРУМЕНТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ИНСТРУМЕНТОВКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.МЕРЕНКОВА «КУЛИКОВО ПОЛЕ»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Термин «инструментовка» имеет двоякое значение: он относится одновременно и к процессу сочинения музыки, и к области музыкальной теории. Применительно к сочинению музыки под инструментовкой понимают изложение музыкального произведения для ансамбля инструментов или оркестра. В этом смысле инструментовка является неотъемлемой частью творческого процесса [1, c.4].
Основными средствами музыкальной выразительности, создающими музыкальный образ, являются мелодия, гармония и ритм. Инструментовка же дополняет музыкальную мысль, усиливает, подчеркивает образно-смысловую конкретность музыки. Следовательно, задача инструментовки состоит в том, чтобы использовать все богатство выразительных средств отдельных инструментов и оркестра в целом, добиваясь наиболее яркого воплощения музыкального содержания.
Объектом курсовой работы является инструментовка произведения А.Меренкова «Куликово поле».
Цель: выявить особенности изложение мелодических голосов в процессе инструментовки (на примере инструментовки произведения А.Меренкова «Куликово поле»).
Задачи:
1. Дать определение понятию фактуры мелодических голосов
2. Разобрать основные приемы выделения мелодии в партитуре
3. Разобрать и проанализировать изложение мелодических голосов в процессе инструментовки (на примере инструментовки произведения А.Меренкова «Куликово поле»)
Первая глава посвящена детальному рассмотрению и определению понятия фактуры мелодических голосов.
Вторая глава – разбор произведения, выявление содержательных моментов в разрезе распределения оркестровых функций в разных группах инструментов.
В заключении обозначены выводы по теме курсовой работы.
ГЛАВА 1 Фактура мелодических голосов
Мелодия, в которой, прежде всего, воплощается тема как рельефный запоминающийся материал, является основной функцией оркестровой фактуры. Из всех элементов музыкальной ткани она наиболее доступна для восприятия. Изложение других компонентов фактуры во многом зависит от характера мелодии, диапазона, в котором она расположена, динамического рисунка. При инструментовке необходимо выделять основную мелодическую линию, стремиться, чтобы изложение не было бы излишне перегружено второстепенными голосами.
Выделение мелодии достигается рядом приемов:
- удвоение мелодии в унисон;
- удвоение в октаву или в несколько октав;
- проведение мелодии в другом по отношению к остальным функциям контрастном тембре;
- проведение мелодии на некотором, расстоянии от гармонических голосов, способствующее ее обособлению.
Зачастую на значительном по времени отрезке в каком-либо произведении звучит только одна мелодия без всякого сопровождения. Иногда мелодия расходится на несколько голосов, образуя подголоски, характерные для русской народной песни. Мелодия может быть выделена также тембрально. Весьма распространен прием изложения мелодии в другом, контрастном по сравнению с изложением других оркестровых функций тембре. При удвоении мелодии, выделенной в оркестровой фактуре в самостоятельную функцию, часто применяется и сочетание различных тембров в унисонном звучании (например, альтовые домры tremolo + баян legato, малые домры staccato + баян staccato и т. д.) [2, c.33].
ГЛАВА 2 Изложение мелодических голосов в процессе инструментовки (на примере инструментовки произведения А.Меренкова «Куликово поле»)
Произведение А.Меренкова «Куликово поле» состоит из трех частей: «Утро», «Поле Куликово» («Битва»), «Бессмертие». Однако, на концертных площадках часто исполняются отдельные его части. Не является исключением и анализируемая партитура.
Представленная в курсовой работе партитура состоит из двух частей. Третья часть «Бессмертие» отсутствует.
Инструментовка написана для состава оркестра белорусских народных инструментов. В исполнительский состав входят: цимбалы примы, цимбалы альт, домры альтовые и басовые, аккордеон, баяны, баян бас, группа ударных (тарелка, малый барабан, треугольник), скрипка, балалайки прима, секунда, альт, гитара бас.
На протяжении всего произведения тональность не меняется (e-moll). Тем не менее нельзя сказать, что тональный план однообразен. Для произведения характерны модуляции в родственные тональности (чаще S и D) без указания знаков при ключе, но с использованием случайных знаков, а также уменьшенных и увеличенных интервалов Такой прием позволяет «имитировать» применение старинных ладов, подчеркивая тем самым историчность сюжетной линии.
Вступление начинается с проведения на тремоло мелодической линии у цимбал. Музыкальное предложение состоит из канонически повторяющихся однотактовых попевок, создающих «эффект эха»: вначале у цимбал прим, затем у цимбал альтов, которых дублируют также домры альт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инструментовка, как теоретическая дисциплина, тесно связана со смежными отраслями музыкальной науки и, в первую очередь, с гармонией, полифонией, учением о музыкальных формах и историей музыки.
Непосредственная связь инструментовки с гармонией и полифонией выражается в том, что формирование оркестровых голосов, из сочетания которых слагаются произведения гомофонного или полифонического склада, базируется на закономерностях этих двух дисциплин. Только твердо усвоив нормы гармонического и полифонического голосоведения, а также приемы оркестрового изложения, инструментовщик в состоянии работать со знанием дела.
Изложение музыкальной мысли меняется одновременно с ее течением и развитием. Поэтому успешная работа инструментовщика немыслима без ясного представления о строении музыкальных произведений. Понимание закономерностей формы даст ему возможность распределить выразительные средства оркестра в масштабах всего произведения, учитывая своеобразие музыкальной композиции. Благодаря такому распределению эти выразительные средства сами становятся важными элементами композиции.
Первую главу автор курсовой посвятил детальному рассмотрению и определению фактуры мелодических голосов. А также возможному практическому применению методов изложения мелодии в оркестровых и ансамблевых партитурах.
Вторая глава – собственно разбор произведения, выявление содержательных моментов в разрезе изложения мелодических голосов в партитуре на примере инструментовки произведения А.Меренкова «Куликово поле».
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о достижении поставленной вначале цели.
1. Карс, А.И. История оркестровки. / А.И.Карс – М.: Музыка, 1990. – 170 с.
2. Клебанов, Д.Л. Искусство инструментовки / Д.Л. Клебанов. – К.: Муз. Україна, 1972. – 220 с.
3. Яканюк, Н.П./ Кузминич М.Л. Инструментоведение и инструментовка для оркестров и ансамблей белорусских народных инструментов. – Мн.: БГУКИ, 2003. – 76 с.
4. Шишаков, Ю.И. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов / Ю.И.Шишаков – М.: Музыка, 1970. – 212 с.
5. Розанов, В.И. Пособие для руководителей оркестров рус. нар. инструментов / В. Розанов. - Изд. перераб. и доп. - М.: Сов. композитор, 1981.– 134 с.
6. Холопова, В. Фактура: Очерк. / В.Холопова – М.: Музыка, 1979. – 87 с.
7. Шахматов, Н. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов: Учебное пособие. / Н.Шахматов – Л.: Музыка, 1985. – 120 с.
8. Поздняков, А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании. / А. Поздняков – Москва, 1975. – 236 с.
9. Скрепкова-Филатова, М.С. Фактура в музыке / М.С.Скрепкова-Филатова – М.: Музыка, 1985. – 285с.
10. Назина, И.Д. Белорусские народные музыкальные инструменты: Самозвучащие, ударные, духовые. /И.Д.Назина – Мн., 1979. – 225 с.