ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ В ПАРТИТУРЕ КОМПОНЕНТОВ ОРКЕСТРОВОЙ ФАКТУРЫ МЕЛОДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
1.1 Мелодия
1.2 Контрапункт
ГЛАВА 2 ИЗЛОЖЕНИЕ МЕЛОДИЧЕСКИХ ГОЛОСОВ В ПРОЦЕССЕ ИНСТРУМЕНТОВКИ НА ПРИМЕРЕ ПАРТИТУРЫ М.ТОВПЕКО ПАРАФРАЗ «ОЙ, ПРИ ЛУЖКЕ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Инструментовка (оркестровка) – изложение музыки для исполнения ее каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Процесс инструментовки требует от композитора (любого инструментатора) знания специфики музыкальных инструментов – их технических возможностей, технических приемов, устройства. Чем глубже эти знания, тем ярче и выразительней звучит оркестровая партитура.
Из всех элементов музыкальной ткани мелодия наиболее доступна для восприятия. Изложение других компонентов фактуры во многом зависит от характера мелодии, диапазона, в котором она расположена, динамического рисунка. При инструментовке необходимо выделять основную мелодическую линию, стремиться, чтобы изложение не было бы излишне перегружено второстепенными голосами.
Данная курсовая работа основана на изучении изложения мелодических голосов в процессе инструментовки.
Объектом курсовой работы является инструментовка М.Товпеко Парафраз «Ой, при лужке».
Цель: выявить способы изложения мелодических голосов в процессе инструментовки на примере собственной инструментовки произведения М.Товпеко Парафраз «Ой, прилужке».
Предмет: особенности изложения в партитуре мелодических голосов.
Задачи:
1. Выявить выразительные особенности изложения в партитуре компонентов оркестровой фактуры мелодической группы.
2. Разобрать и проанализировать основные принципы изложения в партитуре компонентов оркестровой фактуры мелодической группы.
3. Проанализировать партитуру М.Товпеко Парафраз «Ой, при лужке».
ГЛАВА 1 СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ В ПАРТИТУРЕ КОМПОНЕНТОВ ОРКЕСТРОВОЙ ФАКТУРЫ МЕЛОДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
1.1 Мелодия
Среди всех функций оркестровой фактуры мелодия занимает ведущее положение, так как она в подавляющем большинстве случаев несет основную эмоциональную нагрузку и является тем основным звеном в музыкальном произведении, которое делает его доступным и запоминаемым для слушателя. При инструментовке это выражается в усилении звучности мелодии по сравнению с остальными оркестровыми функциями, иными словами: мелодия при инструментовке выделяется. Выделение мелодии достигается рядом приемов:
– удвоение мелодии в унисон;
– удвоение в октаву или в несколько октав;
– проведение мелодии в другом по отношению к остальным функциям контрастном тембре;
– проведение мелодии на расстоянии от гармонических голосов
[1, с.262].
Зачастую на значительном по времени отрезке в каком-либо произведении звучит только одна мелодия без всякого сопровождения. Иногда мелодия расходится на несколько голосов, образуя подголоски, характерные для русской народной песни.
ГЛАВА 2 ИЗЛОЖЕНИЕ МЕЛОДИЧЕСКИХ ГОЛОСОВ В ПРОЦЕССЕ ИНСТРУМЕНТОВКИ НА ПРИМЕРЕ ПАРТИТУРЫ М.ТОВПЕКО ПАРАФРАЗ «ОЙ, ПРИ ЛУЖКЕ»
Не боюсь ошибиться, говоря, что украинская народная песня «Ой, при лужке» получила особую популярность после выхода музыкальной комедии Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке» (экранизация одноименной оперетты народного артиста СССР Бориса Александрова) в 1967 году.
Парафраз на народную тему является инструментальным воплощением популярной песни.
Инструментовка написана для состава русского народного оркестра. В числе инструментов: домры малые, альтовые, басовые; флейта, гобой; баяны, баян бас; ударные, синтезатор, гусли клавишные; балалайки примы, секунды, альты, контрабасы.
Основу эффектного вступления составляет ритмический рисунок, который имитирует стук копыт (рисунок 2.1). Данный иллюстративный прием используется многими композиторами для придания музыкальной ткани стремительности и динамичности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальное произведение можно представить развёртывающимся в некоем художественном пространстве, которое нельзя ощутить зрительно: оно воссоздаётся лишь в сознании слушателя, его воображении.
Изложение мелодии – главный вопрос в любой инструментовке и подходить к его решению необходимо как из технических и акустических возможностей инструментов, так и исходя из анализа авторской интерпретации произведения.
Главный вывод по итогам данной курсовой работы заключается в том, что мелодию, звучащую у нескольких инструментов, необходимо выделять различными способами: динамикой, удвоением или утроением мелодии, регистровым положением (в низком или верхнем регистре) в зависимости от контекста содержания музыкальной ткани, учитывая вертикальный и горизонтальный анализы партитуры.
Также, по возможности, в состав оркестра необходимо включать дополнительные тембры (инструменты) для максимально точной передачи замысла композитора.
Цели и задачи, поставленные в курсовой считаю выполненными в полном объеме.
Заканчивается произведение монументальной кодой с использованием интонационных мотивов песни в широком аккордовом расположении у всех групп инструментов.
1. Авксентьев, Е. Оркестр русских народных инструментов./ Е. Авксентьев – Москва, 1962. – 254 с.
2. Алексеев, П. Русский народный оркестр / П. Алексеев. – М.: Музыка, 1953. – 89 с.
3. Бриль, И. Практический курс джазовой импровизации / И. Бриль. – М.: Сов. композитор, 1979. – 67 с.
4. Вейнгартнер, Ф. О дирижировании. / Ф. Вейнгартнер – Ленинград, 1927. – 182 с.
5. Вертков, К. Русские народные музыкальные инструменты / К. Вертков. – Л.: Музыка, 1975. – 134 с.
6. Вещицкий, О. Аккорды и аккомпанемент / О. Вещинский. – М.: Музыка, 1971. – 86 с.
7. Клебанов, Д. Искусство инструментовки / Д. Клебанов. – К.: Муз. Украина, 1972. – 76 с.
8. Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Е. Максимов. – М.: Сов. композитор, 1983. – 174 с.
9. Махов, Н. Исполнительский анализ партитуры для оркестра русских народных инструментов / Н. Махов. – Л.: Музыка, 1963. – 92 с.
10. Пирсон, В. Оркестровка / В. Пирсон. – М.: Сов. композитор, 1990. – 112 с.
11. Попонов, В. Как делать переложение для народных инструментов / В. Попонов. – М.: Профиздат, 1965. – 68 с.
12. Шахматов, Н. Анализ оркестровой партитуры / Н. Шахматов. – Л., ЛДИК., 1967. – 89 с.
13. Назина, И.Д. Белорусские народные музыкальные инструменты: Самозвучащие, ударные, духовые. /И.Д.Назина – Мн., 1979. – 225 с.