ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Ознакомление с неживой природой в психолого-педагогической литературе
1.2. Экспериментирование как метод познания окружающего мира
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ
2.1. Характеристика представлений детей старшего дошкольного возраста о неживой природе
2.2. Содержание и методика использования метода экспериментирования в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе
2.3. Результаты контрольного этапа исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Экологическому образованию детей дошкольного возраста в последнее время уделяется особое внимание. Экологическая культура ребенка дошкольного возраста может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему природному миру.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает множество открытий, общаясь с ней. Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира.
На протяжении дошкольного возраста у детей формируют представления о смене дня и ночи, о типичных погодных явлениях: наличие теплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений (ветер, дождь, снег, иней, гроза и т.д.).
Система представлений о неживой природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой природой.
У детей формируются представления об агрегатном состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха. В детском саду воспитанников знакомят с такими объектами неживой природы как глина. С этими природными материалами дети любят играть. Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений. У ребят формируют представления и о некоторых космических телах: о Луне, звездах, Солнце.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Ознакомление с неживой природой детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой является важным средством воспитания у них экологической культуры. Без знания природы, без любви к ней невозможно человеческое существование.
Большое значение природе, как одному из важнейших средств воспитания, придавали лучшие педагоги. К. Д. Ушинский отмечал, что необходимо детей «вводить» в природу, это благоприятно влияет на их умственное и словесное развитие.
Е. Н. Водовозова и Е. И. Тихеева в своих работах продолжили идеи К. Д. Ушинского. Они уделяли много внимания природе как средству умственного воспитания детей.
С. Н. Николаева отмечает: «В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы» [5; с. 32-33].
Ознакомление детей дошкольного возраста с явлениями неживой природы занимает особое место в познании ими окружающего, поскольку предмет ознакомления присутствует, его можно увидеть, ощутить. Различные явления неживой природы окружают ребенка с раннего детства: днем он видит солнце, дождь, снег. Вечером – луну и звездное небо. Все это дает ребенку новую информацию, которая содействует его развитию.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ
2.1. Характеристика представлений детей старшего дошкольного возраста о неживой природе
Как отмечалось выше, формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста играет большую роль в формировании разносторонне развитой личности, поэтому для подтверждения этих слов нами был проведён констатирующий этап исследования.
В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы «Почемучки».
Диагностические задания мы проводили с детьми в знакомой обстановке, в дневное время, в индивидуальном порядке.
Были подобраны контрольные задания для определения степени сформированности представлений о неживой природе [11].
В результате были определены три степени сформированности представлений о неживой природе у воспитанников.
Достаточная степень: у ребёнка сформирован широкий круг представлений об объектах неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
Относительно достаточная степень сформированности: у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст требует от воспитателя активной содержательно насыщенной деятельности, активного взаимодействия с окружающей действительностью.
Проблема нехватки представлений детей о неживой природе актуальна и значима в настоящее время, так как уровень представлений определяет полноту познания окружающего мира, поэтому важно проводить экскурсии, викторины, игры, чтения художественных произведений, опыты, что положительно влияет на формирование представлений и бережного отношения не только к неживой природе, но и ко всему живому, которое нас окружает.
В теоретической части исследования было раскрыто: особенности овладения детьми старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе и экспериментирование как метод познания неживой природы.
Из полученных результатов на контрольном этапе мы видим, что диагностическое задание выполнили 8 детей в достаточной степени, 3 ребенка выполнили задания на относительно достаточной и 1 ребенок в недостаточной степени сформированности представлений о неживой природе. Такие показатели свидетельствует об эффективности проведенной нами работы.
1. Варивода, В.С. Экологическое воспитание дошкольников / В. С. Варивода. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. - 122 с.
2. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.by/view/454770153/?*=sg11iSybb%2B9n4X6dCCTBEaJDJoF7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vVkx2S2FpSDNRZzBNVU4vTy9GcE1xSTVobkxzWFlJWjBxcGp0djkvTzErRT0iLCJ0aXRsZSI6IjMucGRmIiwidWlkIjoiNDU0NzcwMTUzIiwieXUiOiI3NDcxNjQxMTQ5OTE4ODQyNiIsIm5vaWZyYW1lIjpmYWxzZSwidHMiOjE1NDMyNDE4MjY2MTB9 . – Дата доступа:
3. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 56с.
5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
6. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения/ Е. А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с.
7. Рыжова, Н. А. Что у нас под ногами: Блок занятий “Песок. Глина. Камни” - М.: “КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА”, 2005. – 224 с.
8. Суркина, С. А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие/ С. А. Суркина. - Саратов: Изд-во "Саратовский источник", 2011. - 103с.
9. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр “Академия”, 2002. – 336с.
10. Учебно-методический комплекс Н.А.Рыжовой «Лаборатория в детском саду и дома».
11. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе. – М.:Смысл, 2000. – 456с.