ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению влияния белорусского фольклорного творчества на развитие детей младшего дошкольного возраста
1.1 Особенности и характеристики детского фольклора
1.2 Роль фольклора в развитии личности детей младшего дошкольного возраста
1.3 Белорусский фольклор в формировании этнической идентичности младших дошкольников
Вывод по первой главе
ВВЕДЕНИЕ
Многие исследователи фольклора В.Е. Гусев, П.Г. Богатырев, Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин, А.Н. Афанасьев, В.П. Аникин считают, что существуют особые свойства языкового феномена, которые находят отражение в языковых структурах, в языке фольклорных текстов. Малые фольклорные формы, вызванные к жизни, по выражению Г.Е. Виноградова «педагогическими потребностями народа», представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность по сравнению с другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос, обрядовая лирика).
Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор. Благодаря простоте и мелодичности звучания, приближенности к игре, дети раннего возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Акутальность настоящей работы обусловлена тем, что малые формы фольклора широко используются в современной педагогической работе: каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Однако отсутствие системы в использовании малых форм фольклора, неумение подчинить работу целям речевого развития не позволяют добиться выраженных результатов в данном направлении.
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению влияния белорусского фольклорного творчества на развитие детей младшего дошкольного возраста
1.1 Особенности и характеристики детского фольклора
Успешное протекание процесса национально культурного возрождения во многом определяет будущее белорусского государства. Однако осознание национального достоинства народа в цивилизованном государстве непременно должно быть сопряжено с соблюдением принципов социальной справедливости и уважения к каждой конкретной личности. Поэтому тенденции развития духовной культуры на современном этапе определяются тремя направлениями: формирование общих черт духовного единства; учет особенностей духовной культуры соответствующих историко-этнографических регионов; сохранение специфических черт культуры отдельных народов.
Программа духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования предполагает воспитание учащихся начальной школы на основе национального воспитательного идеала. Высшей целью образования является «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Беларуси, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях [Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум; под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Юрайт, 2016. – 468 с., с.2].
1.2 Роль фольклора в развитии личности детей младшего дошкольного возраста
Гармоничное развитие личности ребенка является приоритетной задачей любой программы дошкольного образования. Учитывая, что дошкольный возраст выступает как сенситивный период, когда происходит становление всех познавательных процессов, то уже в младшем дошкольном возрасте мы можем, наблюдает первые попытки проявления способностей у детей. Ключевая роль дошкольной образовательной организации состоит в создании условий для формирования духовно богатой, интеллектуально - развитой личности. Значимую роль в данном векторе играет русский фольклор. Ознакомление детей с фольклором стимулирует раскрытие в них творческого потенциала, помогает проходить адаптацию к социальной среде.
Значение фольклора в развитии личности дошкольника изучали многие отечественные ученые, такие как: З.А. Богатеева, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, А.П. Усова и др.
В науке нет общепринятого мнения по поводу содержания понятия «детский фольклор». Так, например, В.П. Аникин под детским фольклором понимает «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее с течением времени детским, и собственно детское творчество» [Аникин, В.П. Русский фольклор: Учебное пособие для вузов. – М.: Просвещение, 2007. – 288 с. с. 167]. Данные ученные характеризуя детский фольклор, обычно, начинают с описания текстов, созданных взрослыми и исполнения ими для детей (колыбельные песни, пестушки и потешки). Первым, кто наиболее полно раскрыл суть понятия «детский фольклор», назвав его «особым явлением обособленного детского быта и обособленной детской жизни» [Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии: Учебное пособие. – Иркутск, 2010. – 277 с., с. 66], был Г.С. Виноградов.
Одномоментно с Г.С. Виноградовым О.И. Капица высказала свой подход к пониманию понятия детский фольклор. По ее мнению термин «детский фольклор» используется для обозначения всех текстов устного народного творчества, предназначенных для детей. Носителями и авторами детского фольклора выступают взрослые и дети» [Капица, О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мысль, 2008. – 240 с. 6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2007. – 290 с., с. 66]. Пока нет общепризнанной классификации жанров детского фольклора. Так Г.С. Виноградов определил пять основных разделов детской народной поэзии: игровой фольклор, потешный фольклор, сатирическую лирику, бытовой фольклор и календарный.
1.3 Белорусский фольклор в формировании этнической идентичности младших дошкольников
Белорусский фольклор – богатейший источник исторических и культурных знаний, система исторической памяти белорусского народа. Он включает в себя почти все жанры, связанные с этим творчеством: календарную и семейно-обрядовую поэзию, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, загадки, народный театр в разных его видах, социально-бытовую лирику и анекдоты и т.д. Фольклор белорусской культуры – основа творчества его поэтов и писателей: В. Дунина-Марцинкевича, Ф. Богушевича, Я. Лучины, А. Гуриновича, М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа [Арпентьева, М.Р. Белорусский фольклор в исторической памяти народа / М.Р. Арпентьева. – Калуга, 2017.– С. 59-60, 60].
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. А. С. Пушкин писал: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому». В детском саду дети учатся и могут петь, а так как желание петь заложено в детях генетически, следовательно, первыми песнями должны быть материнские, народные. Детские народные песни, как правило, связаны с играми, хороводами. Это своеобразные игры состязания с танцевальными движениями, с импровизацией, так характерной для настоящего народного искусства – это было в обычаях, в традициях народа. С педагогических позиций ценность игры в их коллективности, в том, что они воспитывают чувство красоты, говорят о высокой эстетической и нравственной, музыкальной культуре народа.
Детская игра – одно из величайших достижений народа. В играх отражаются национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом белорусского народа, трудом, бережном отношении к природе [Беларускі дзiцячы фальклор. Традцыйныя запiсы, апрацоукi и аутарскiя творы. / склад: А. М Аляхновiч iiнш. / Мн.: Беларусь, 1994, 129 с.]. Именно возможность импровизации в игре дает детям свободу действий в выражении собственных эмоций.
Поскольку средства межфразовой связи и структуры связного текста в русском и белорусском языках идентичны, то проблему создает только формирование у детей мотивации речевой деятельности на белорусском языке. Наилучший результат дает сочетание игровой и коммуникативной мотивации. Игры, цель которых – непосредственно развитие связной белорусской речи дошкольников, постепенно развивает лексические, грамматические и фонетические навыки.
Вывод по первой главе
Таким образом, мы рассмотрели основные понятия: фольклор, детский фольклор, белорусский фольклор.
Нами была представлено несколько классификаций детского фольклора по В.А Василенок и М.Н. Мельникову, также классификация устного народного творчества.
Также мы выявили, что детский фольклор содействует развитию моральных качеств, речи, нравственному отношению к окружающей среде, то есть происходит всестороннее развитие человеческой личности.