ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
1.1. «Ответственность» как нравственная категория
1.2. Формирование ответственного отношения к труду как задача нравственно-трудового воспитания
1.3. Дежурство как форма приобщения дошкольников к труду в природе
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕЖУРСТВА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ
2.1. Особенности и уровень воспитанности у детей от 5 до 6 лет ответственного отношения к труду в процессе дежурства в уголке природы
2.2. Содержание работы по формированию ответственного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства в уголке природы
2.3. Динамика проявления ответственного отношения к труду у старших дошкольников в условиях дежурства в уголке природы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Труд является одним из универсальных средств познания человеческой культуры, социализации и формирования личности ребенка. Следует констатировать, что в последнее время общество потеряло уважение к труду, но вместе с тем труд необходим человеку для удовлетворения их жизненных потребностей, а не только физического удовлетворения. Это самый важный источник нравственного воспитания, эстетики, сенсорных и других форм обучения. Конечно, образование определенных навыков у дошкольников еще не решает проблему нравственного развития детей. Однако труд имеет большое значение для формирования личности ребенка, поскольку любой процесс овладения навыком или способность всегда связаны с проявлением воли, упорством и решительностью.
Обучение труду детей в детском саду – это ознакомление детей с работой взрослых, вовлечение детей в их профессиональную деятельность. Задача формирования привычки работы (привычка на доступном уровне для ребенка дошкольного возраста, интенсивность физической, умственной и моральной силы, необходимой для решения проблем) впервые включена в программу в средней группе детского сада. Это требует, чтобы педагог имел полное знание содержания задания - создавать у каждого ребенка умение трудиться (физически, когда нужно что-то приносить и морально, когда приходится сталкиваться с какой-либо проблемой, несмотря на то, что, к примеру, сверстники зовут играть и т.д.).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
1.1. «Ответственность» как нравственная категория
Ценности, обеспечивающие существование и функционирование общества и человека, их развитие в современных условиях, характеризуются как социально значимые. В современном обществе социальная значимость ценности «ответственности» очень велика. Она определяет поведение человека, влияющее на его жизнь. Без ответственности развитие ценностного сознания человека и признание его принадлежности к человечеству и конкретному обществу невозможно.
Ответственность рассматривается в современном мире как главный принцип возрождающегося гуманизма, а ответственный субъект является доминирующей ценностной картиной мира.
«Ответственность» – междисциплинарная научная категория. Она используется в философии, этике, праве, психологии, педагогике, политике, теологии и других областях знаний.
Основой для понимания понятия «ответственность» является его философское обоснование. В этом аспекте «ответственность» интерпретируется через категории «свобода», «значение», «мораль», «совесть» (В. С. Библер, М. С. Каган, В. А. Канке, Л. В. Коган, А. Г. Спиркин, В. П. Тугаринов, В. Франкл, М. Хайдеггер, К. Ясперс).
В социологическом аспекте ответственность рассматривается как форма социальной регуляции взаимодействия между людьми, их группами, индивидуумом и группой, индивидуумом и обществом. Ответственность понимается как синоним обязательства что-то сделать, следствие нарушения обязательства принимать или налагать определенные обязательства, а также представление на этой основе требований к соответствующему субъекту с последующими санкциями в случае невыполнения обязательств.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕЖУРСТВА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ
2.1. Особенности и уровень воспитанности у детей от 5 до 6 лет ответственного отношения к труду в процессе дежурства в уголке природы
С целью определения уровня сформированности трудовых умений дежурных в уголке природы у детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование.
Гипотеза исследования: целенаправленная работа со старшими дошкольниками в уголке природы способствует повышению уровня воспитанности у детей дошкольного возраста ответственного отношения к труду при дежурстве в уголке природы.
Экспериментальной базой исследования стало государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка «Золотой ключик» г. Слуцка». В эксперименте участвовали 24 старших дошкольника. Диагностическое исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально в виде наблюдения за дошкольником в ходе выполнения заданий.
Задание 1. Ребенку предлагается полить растения, удалить с них пыль, подровнять землю:
Критерий оценки: понимание цели труда в уголке природы.
3 балла –высокий,
2 балла – средний,
1 балл – низкий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Ответственность рассматривается в современном мире как главный принцип возрождающегося гуманизма, а ответственный субъект является доминирующей ценностной картиной мира. Ответственность тесно взаимосвязана с такими качествами, как независимость, свобода выражения собственных мыслей, инициатива. Чувство ответственности не возникает само по себе. Оно начинается в дошкольном возрасте и начинается с добросовестного выполнения ребенком требований взрослого, группы сверстников. Важно сформировать ответственность уже в дошкольном возрасте. Ответственность как волевого качества необходима дошкольному ребенку для будущей школьной жизни. И здесь, безусловно, требуется мобилизация волевых усилий, требуется определенное самоограничение.
Труд в сочетании с наблюдениями обогащает детей знаниями о растениях и животных, условиями их роста и развития, людьми, которые преображают природу и используют ее ресурсы человеком. В процессе труда дети осваивают самые простые навыки выращивания растений, заботятся о них и для животных, навыки надлежащего обращения с инвентарем и предметы ухода за жителями уголка природы.
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Результаты констатирующего этапа исследования позволили судить о том, что у дошкольников данной возрастной группы преобладает средний и низкий уровни воспитанности у детей дошкольного возраста ответственного отношения к труду при дежурстве в уголке природы.
1. Абульханова-Славская, К. А. Проблема исследования индивидуального сознания / К. А. Абдульханова-Славская, М. И. Воловикова, В. А. Елисеев // Психологический журнал. – 1991. № 4. – С. 27–40.
2. Буре, Р. С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду / Р.С. Буре // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / под ред. Р. С. Буре. - М., 1994. - 201 с.
3. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : учеб.-метод. пособие / Р.С. Буре. – СПб. : Детство-Пресс, 2004. - 144 с.
4. Буре, Р. С. Организация труда детей // Воспитание дошкольника в труде / Р.С. Буре, под ред. В. Г. Нечаевой. - М., 1974. - 234 с.
5. Буре, Р.С. Воспитание детей дошкольного возраста в труде / Р.С. Буре, Л.В. Загик [и др.]. – 3-е изд., испр., доп. – М., 1983.
6. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1987.
7. Васильева, З. И., Ежеленко В. Б. Воспитание дисциплинированности и ответственности у школьников в учебном процессе. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.
8. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 1989. – 180 с.
9. Воспитание дошкольников в труде / под ред. В.Г. Нечаевой. – М. : Просвещение, 1983. – 230 с.
10. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. 2002. К проблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы современной психологии: Сб. науч. тр./Под общ. Ред. Л.И. Дементий.Омск: Омск.гос.ун-т, С.16-27
11. Климова, К. А. О формировании ответственности у детей 6–7 лет / К.А. Климова // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. – М.: Наука, 1994. – С. 328–353.
12. Колберг, Л. Развитие нравственного характера и нравственной идеологии. Обзор исследований развития ребенка / Л. Колберг. – М.: Просвещение, 1989. – 163 с.
13. Кондратьева, Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева. – Санкт-Петербург: Детство Пресс, 2003. – 240 с.
14. Малинина, Д. Е. Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности / Д.Е. Малинина // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). – М.: Буки-Веди, 2018. – С. 38-40.
15. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. – М. : Просвещение, 1989. –144 с.
16. Методика ознакомления с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1992. – 220 с.
17. Минкина, Н. А. Воспитание ответственностью / Н. А. Минкина. – М.: Просвещение, 1990. – 302 с.
18. Мир природы и ребенок / под ред. Л.М. Маневцовой, П.П. Саморуковой. – СПб. : Акцидент, 1998. – 220 с.
19. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. – Л. : Просвещение, 1983. –220 с.
20. Нечаева, В. Г. Особенности труда дошкольника // Воспитание дошкольника в труде / под ред. В. Г. Нечаевой. - М., 1974. - 195 с.
21. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. – М.: Владос, 2003.
22. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 680 с.
23. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 1987.
24. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – М. : Академия, 2015. – 208 с.
25. Спирин, С.В. Отношение дошкольников к природе как психолого-педагогическая проблема / С.В. Спирин // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. – 2010. – № 1 (35). – С. 28-33.
26. Фридман, Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: кн. для учителя / Л.М, Фридман. – М. : Просвещение, 1987. – 210 с.
27. Фурсова, Е.А. Воспитание у дошкольников позитивных установок к труду в природе / Е.А. Фурсова // Профессиональная деятельность педагога: проблемы, поиски, решения материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной к 85-летию ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова». –2017. – С. 180-183.
28. Шишкина, В.А. В детский сад – за здоровьем : пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина. – Минск : Зорны верасень, 2006. – 184 с.
29. Якутина, Е.Ю. Развитие у дошкольника ценностного отношения к природе / Е.Ю. Якутина // Научный форум: Педагогика и психология Сборник статей по материалам XVII международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 37-42.
30. Ясвин, В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: автореф. дис. … доктора психологических наук / В.А. Ясвин. – М., 1998. – 44 с.