ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Особенности формирования навыков коммуникации и взаимодействия в дошкольном возрасте
1.2 Условия и содержание развития навыков коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2 ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Диагностические задания изучения коммуникативных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Результаты изучения коммуникативных умений у детей 4–5 лет с интеллектуальной недостаточностью
2.3 Приемы работы и комплекс упражнений по формированию коммуникативных навыков у детей 4–5 лет с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент исследователи уделяют значительное внимание детям с интеллектуальной недостаточностью. Как научные исследования, так и педагогическая практика говорят о том, что количество дошкольников с интеллектуальной недостаточностью чрезвычайно велико и увеличивается. Развитие ребёнка с интеллектуальной недостаточностью с начала жизни отличается от нормы.
Для формирования полноценной личности дошкольника, его гармоничного психофизического развития, а также его успешного обучения играет большую роль своевременное овладение различными средствами общения. Данная проблема интересовала многих педагогов и психологов: М. И. Лисину [19], И. Г. Галушко [8], Т. А. Репину [23], Л. Н. Галигузову [7], Я. Л. Коломинского [16], Л. С. Выготского [5], А. Н. Леонтьева [18], Д. Б. Эльконина [28], С. А. Шмакова [27], О. А. Карабанову [14], Г. С. Бондареву и К. В. Булах [4] и др.
Общеизвестным является тот факт, что ребёнок развивается во время коммуникации со взрослым, который основан на эмоциональном контакте ребёнка и взрослого. Эмоциональный контакт взрослого и ребёнка при нормальном уровне развития начинается довольно рано. Во время эмоционального контакта у ребёнка появляется потребность в общении со взрослым. Тем не менее, для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему миру. В связи с этим, в отличие от нормально развивающихся сверстников, как эмоциональный контакт со взрослым, так и потребность в коммуникации с ним у них не возникает. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью находится в некоторой зависимости от социальной помощи. В связи с тем, что он является более слабым партнёром по коммуникации, возникает опасность в том, что он или отдаляется от контакта, или впадает в коммуникативный негативизм. В связи с этим, коммуникация для развития ребенка является очень важной. Приспособление их к обществу, процессы интеграции находятся в зависимости не только от некоторых знаний, но и от уровня коммуникативных навыков. Следовательно, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования навыков общения детей с интеллектуальной недостаточностью.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Характеристика навыков коммуникации и взаимодействия в дошкольном возрасте как средства социализации детей
Коммуникация представляет собой взаимодействие двух или более людей, в ходе которых они обмениваются разнообразной информацией для координации и объединения усилий и построения отношений. Общение – это не просто действие, а взаимодействие: оно происходит при взаимной активности участников. Каждый участник общения действует в нем не как физическое тело или организм, а как субъект, который наделен своей собственной деятельностью и своим отношением к другим. Концентрация внимания на деятельности другого и на его отношении является основной особенностью общения [7]. Любой акт, даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, выражение лица, жесты), не может считаться коммуникацией, если его субъект лишен способности воспринимать или реагировать на умственную деятельность. Только ориентация на отношение другого и его деятельность может указывать на то, что этот акт является общением.
Чтобы определить, является ли конкретный тип взаимодействия коммуникацией, можно использовать критерии, предложенные М. И. Лисиной [19]. Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому, без которого невозможно взаимодействие. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого означает, что субъект воспринимает другого человека, что он ориентируется на него. Общение представляет собой не просто безразличное восприятие другого человека, но это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия действий партнера является вторым критерием общения.
Второй критерий коммуникации – это инициативные действия, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение подразумевает взаимный процесс, человек должен быть уверен, что партнер воспринимает его и относится к его воздействию. Желание пробудить интерес другого, привлечь его внимание, является наиболее характерным элементом общения.
ГЛАВА 2 ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Диагностические задания изучения коммуникативных умений у детей 4–5 лет с интеллектуальной недостаточностью
В средней группе (от 4 до 5 лет) продолжается развитие эмоциональной сферы детей посредством стимуляции их ощущений, закрепляются представления о себе, развивается интерес слушать и слышать взрослого, выполнять задания, просьбы, поручения, формируются умения обращаться к педагогам группы по имени (имени- отчеству), называть имена сверстников, приветливо откликаться на обращение, просьбу, закрепляются умения вступать в контакт со взрослыми и детьми группы, воспитывается доброжелательное отношение к деятельности сверстников; формируются умения давать простую оценку результатов труда, формируется понимание противоположных эмоций радость-печаль, а также состояния спокойствие на примерах жизненного детского опыта; формируются умения правильно понимать эмоциональные состояния окружающих в процессе совместной деятельности; формируются умения с помощью педагога выражать определенное эмоциональное состояние при выполнении мимической гимнастики, в различных бытовых ситуациях; воспитываются добрые чувства и заботливое отношение к животным и растительному миру [22].
Для того, чтобы подобрать формы и методы работы по формированию навыков коммуникации и взаимодействия, следует оценить состояние коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. При помощи психолого-педагогического исследования необходимо изучить сформированность следующих умений:
ориентироваться в общественных отношениях и включаться в них;
соблюдать последовательность в разговоре;
использовать навыки общения в повседневной жизни;
использование вербальных средств;
использование невербальных средств общения (мимики, жестов).
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №10 г. Лида».
Участники эксперимента (5 человек) – дети 4–5 лет с интеллектуальной недостаточностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммуникация является чрезвычайно важной для развития ребенка. В процессе общения ребенок впитывает опыт, накопленный поколениями людей, в связи с этим взаимодействие со взрослыми является важным источником усвоения и закрепления детьми опыта других поколений. Для подобного усвоения требуется социализация со взрослыми и со сверстниками. Общение представляет собой обязательное условие существования личности. Общение играет важную роль как в процессе обогащения детского сознания, так и в приобретении новых знаний. В процессе общения со взрослыми дошкольники учатся понимать простые задачи, стремятся находить их решение.
Общение представляет собой самый важный фактор психического развития. При помощи социализации человек поддерживает свою жизнедеятельность, ведь без общения само существование индивидуальностей не представляется возможным. Для всех групп детей с интеллектуальной недостаточностью характерным является трансформация способов коммуникации, которое проявляется в нарушении речевого общения, а также в том, что у многих общение происходит при активизации невербальных средств.
Вопрос обучения дошкольника с интеллектуальной недостаточностью общению имеет большое значение, ведь речь ребенка – это самое важное для общения со взрослыми и сверстниками. Целенаправленное и систематическое проведение с детьми с интеллектуальной недостаточностью комплекса коррекционных мероприятий в специально организованных условиях, что предоставляет дошкольнику возможность корректно взаимодействовать с окружающими людьми в разнообразных ситуациях.
Известно, что развитие детей с интеллектуальной недостаточностью подчиняется главным закономерностям развития психики дошкольников в норме. В это же время следует отметить наличие своеобразных закономерностей развития психики. Общение детей с интеллектуальной недостаточностью находится на более низком уровне развития и отличается рядом особенностей. К примеру, коммуникация детей имеет эпизодический характер, многие дети предпочитают играть одни, в тех случаях, когда ребята играют вдвоем, их действия имеют несогласованный характер.
1. Амасьянц, Р. А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник / Р. А. Амасьянц, Э. А. Амасьянц. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 320 с.
2. Андреева, К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью / К. А. Андреева // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 715-718.
3. Бетанова, С. С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости / С. С. Бетанова // Вестник Московского государственного областного университет. – 2012. – №3. – С. 97-107.
4. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, 2004. – 512 с.
6. Гаврилушкина, О.П., Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя / О. П. Гаврилушкина. – M., 1985. – 72 с.
7. Галигузова, Л. Ступени общения: от года до 6 лет. О психологии маленького ребенка / Л. Галигузова, Е. О. Смирнова. – M., 2006г. – 160 с.
8. Галушко, И. Г. Социализация детей и всестороннее развитие ребенка / И. Г. Галушко // Концепт. – 2015. – Т. 37. – С. 106-110.
9. Дмитриева Е. Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2004. – №6. – С. 11-17.
10. Евдокимова, О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста / О. В. Евдокимова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2 (51). – С. 205-207.
11. Емельянова, И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: Дис. ... канд-та пед. наук / И.А. Емельянова. – Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 2009. – 274 с.
12. Иванова, Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Иванова. – Череповец : ЧГУ, 2002. – 150 с.
13. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 573 с.
14. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. – М. : Академия, 1997. – 386 с.
15. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – M., 2009, – 208 с.
16. Коломинский, Я. Л. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизневский // Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – С. 35-42.
17. Кузнецова, Н. А. Развитие социального взаимодействия старших дошкольников в условиях интегрированного обучения / Н. А. Кузнецова // Науковедение. – 2012. – № 2. – С. 17-73.
18. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. – М. : МОиПК, 1995. – 144 с.
19. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения / М. И. Лисина. – M., 1986г., – 144 с.
20. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
21. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие / А. А. Осипова. – М .: Сфера, 2002. – 510 с.
22. Программа коррекционных занятий «Социально-эмоциональное развитие» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью I—V годы обучения. – Минск, 2016. – 25 с.
23. Репина, Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Т. А. Репина. – М .: Педагогика, 1987. – 192 с.
24. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 128 с.
25. Федосеева, Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. Г. Федосеева. – Москва : МПГУ, 1999. – 191 с.
26. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 384 с.
27. Шмаков, С. А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / С. А. Шмаков. – Москва, 1997. – 19 с.
28. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М. : Владос, 1999. – 360 с.