ВВЕДЕНИЕ
Процесс перехода страны к рыночной экономике затронул все сферы хозяйственной и культурной деятельности, в том числе и музыкальную индустрию. В этой области культуры произошли коренные изменения. Самым главным изменением является выделение экономического блока отношений в музыкальной индустрии. Таким образом, экономика музыкального проекта, наряду с творчеством, стала неотъемлемой частью музыкального проекта. Взаимодействие этих двух составляющих обеспечивает конкурентоспособность и оригинальность того или иного музыкального проекта.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что современная эстрада диктует жесткие условия продвижения карьеры артиста. Она требует от исполнителей не только полной самоотдачи, но также строгого соблюдения отдельных правил. Популярность артистов, помимо соответствующих вокальных способностей и внешних данных во многом зависит от его продюсера.
В наши дни проблема музыкального продюсерства приобретает все большую актуальность, что обусловлено активизацией данного явления в постсоветский период, когда оно становится не только многофункциональным, охватывающим колоссальное акустическое пространство, но и социально значимым. Имея прямые выходы в художественную практику, музыкальное продюсерство включает в себя творческий компонент, что непосредственно касается духовной сферы социума. Вместе с тем, именно музыкальное продюсерство может выступать в качестве средства, способного улучшать художественные вкусы публики, повышать ее эстетический потенциал, совершенствовать культурный уровень, реализуя тем самым воспитательную функцию искусства.
Продюсирование художественных (музыкальных) проектов активно поддерживается предпринимательством и бизнесом. В него входят исторически устоявшиеся формы, обеспечивающие выживание искусства: меценатство, антрепренерство, спонсорство, патронат.
Цель работы: раскрыть роль продюсерства как эффективного механизма продвижения музыкальных эстрадных проектов.
Задачи работы:
- изучить теоретическую литературу по теме исследования;
- исследовать нормативно-правовую основу продюсерской деятельности;
- рассмотреть историко-теоретический аспект продюсерской деятельности в музыкальной сфере;
- проанализировать менеджмент проекта по продюсированию рок-группы «Nizkiz»;
- проанализировать маркетинг проекта по продюсированию рок-группы «Nizkiz».
Объект исследования – продюсерствов сфере культуры.
Предмет исследования – продюсерство музыкальных эстрадных проектов.
Методы исследования – метод теоретического анализа и обобщения научной и методической литературы по теме исследования, метод структуризации фактического материала, качественный анализ полученной в ходе исследования информации, целевое проектирование.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОДЮСИРОВАНИЯ
1.1 Обзор теоретической литературы по теме исследования
Значительная часть работ, сыгравших важную роль в создании теоретико-методологической базы данной проблемы, принадлежит зарубежным авторам: Э. Канетти, Г. Лебону, X. Ортега-и-Гассету, С. Московичи, 3. Фрейду. Основное внимание в их работах было отведено проблемам генезиса массового сознания, вопросам соотношения индивидуального и массового, механизмам взаимодействия личности и толпы. Основоположником социологии музыки считается Т. Адорно, который впервые заявил о проблеме на уровне взаимодействия социологического и музыкального аспекта.
Свой вклад в изучение данного явления внесли и российские авторы. Одно из направлений исследований посвящено вопросам социологии искусства и социологии культуры, социального генезиса основных видов и форм искусства, вопросам слушательской типологии. Оно освещено в работах Ю. Давыдова, Л. Ионина, А. Михайлова. Другое направление связано с более углубленной проработкой имманентных свойств массовых музыкальных жанров. Данный вопрос освещен в трудах В. Конена, Т. Чередниченко.
Отечественные труды, в которых, так или иначе, затрагиваются вопросы продюсерства, представлены не только работами по теории и истории искусства, музыковедению, но и музыкально-социологическими, психологическими, коммуникативными теориями. В 1920-30-х. гг. над этой проблемой работали Б. Асафьев, С. Беляева-Экземплярская, Р. Грубер, В. Каратыгин, А. Луначарский, Б. Яворский. В 1960-80-х. гг. к этим вопросам обратились Ю. Давыдов, М. Каган, Ю. Лотман, В. Медушевский, Е. Назайкинский, Е. Орлова, А. Сохор, Ю. Капустин, В. Фомин, Н. Хренов, В. Цукерман.
Стоит отметить, что проблема музыкального продюсерства в академическом искусстве не являлась предметом специального рассмотрения в отечественной научной литературе. Работ, относящихся к изучению специфических аспектов деятельности продюсера-академиста, существует немного, в основном они имеют лишь косвенное отношение к нашей теме. Преобладают источники по общим и специальным вопросам музыкального менеджмента, прежде всего по управлению шоу-проектами (бизнес, экономика, право). Однако, судя по появившимся публикациям в журналах: «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Проблемы музыкальной науки», определенный интерес к новой проблематике по музыкальному менеджменту в последние годы постепенно пробуждается.
ГЛАВА 2 ПРОДЮСИРОВАНИЕ РОК-ГРУППЫ «NIZKIZ»
2.1 Менеджмент проекта
2.1.1 Описание продукта
Могилевская группа «Nizkiz» является молодым музыкальным коллективом, созданным в 2008 г. Это белорусская рок-группа, исполняющая песни на русском и белорусском языках.
Состав группы: фронтмен и автор текстов – Александр Ильин, также исполняет некоторые гитарные партии; Дмитрий Холявкин – барабаны; Леонид Нестерук – гитара; Сергей Кульша – бас-гитара. Стоит отметить, что все музыканты группы не имеют профессионального музыкального образования. И, тем не менее, это не мешает группе создавать качественный музыкальный продукт и успешно завоевывать авторитет среди музыкантов и новую аудиторию. Коллектив исполняет музыку исключительно собственного сочинения.
«Nizkiz» – белорусский коллектив, который играет альтернативный рок. Их песни на русском и белорусском языках как-то сами собой западают в душу и еще долго прокручиваются в голове после прослушивания. За плечами ребят множество реальных побед на различных конкурсах, и это не только потому, что на большой сцене они чувствуют себя как рыба воде. Их музыку отличает свежее и качественное звучание вкупе с живыми текстами, харизматичным вокалом и бешеной энергетикой» [25].
Наиболее активно группа стала выступать с 2012 г. Творческим прорывом в истории группы стала победа в конкурсе «Rock Smena», организованного группой «Lumen» и компанией «Sennheiser».
Далее следуют победа за победой. В 2013 г. в белорусских отборах фестивалей «Соседний Мир», «Emergenza». Группа получает возможность живого выступления в прямом эфире «Нашего Радио» в Москве, а также участвует в концерте «Живой Рок», который транслирует телеканал ОНТ. Активно гастролирует в Беларуси, России, Украине.
Также важным этапом в творческой жизни группы стал выход двух видеоклипов в 2013 г. на песни «Кроме» и «Это я сам», а также первая песня на белорусском языке – «Guantanama», которая сразу возглавила чарты порталов Tuzin.fm, Ultra-music.com, Racyja.com.
В 2014 г. коллектив завоевал премию Euroradio.fm за «сингл года». Также группа «Nizkiz» – первая белорусская группа, которая выпуска альбома в формате 3plet, в виде приложения для iOS и Android. В этом же году коллектив выступил в минском Дворце Спорта совместно с голландцами «Within Temptation». Далее последовала серия концертов по Беларуси, России и Польше. Конец года был посвящен студийной работе. Также «Nizkiz» приняли участие в проекте телеканала ОНТ – «Легенды.Live».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы было выяснено, что значительная часть работ, сыгравших важную роль в создании теоретико-методологической базы вопросов продюсерской деятельности, принадлежит зарубежным авторам: Э. Канетти, Г. Лебону, X. Ортега-и-Гассету, С. Московичи, 3. Фрейду. В отечественной науке также представлены труды, в которых так или иначе затрагиваются вопросы продюсерства. В 1920-30-х. гг. над этой проблемой работали Б. Асафьев, С. Беляева-Экземплярская, Р. Грубер, В. Каратыгин, А. Луначарский, Б. Яворский. В 1960-80-х. гг. к этим вопросам обратились Ю. Давыдов, М. Каган, Ю. Лотман, В. Медушевский, Е. Назайкинский, Е. Орлова, А. Сохор, Ю. Капустин, В. Фомин, Н. Хренов, В. Цукерман.
Стоит отметить, что проблема музыкального продюсерства в академическом искусстве не являлась предметом специального рассмотрения в отечественной научной литературе. В настоящее время, несмотря на широкую и активную демонстрацию музыкального продюсерства в концертной практике, сущность этого уникального явления пока не получила всобщего научного осмысления, особенно в трудах российских исследователей.
В ходе работы была проанализирована нормативно-правовая основа продюсерской деятельности. Продюсерская деятельность регулируется следующими законодательными актами: Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон о культуре в Республике Беларусь, законами Республики Беларусь «О предпринимательской деятельности в Республике Беларусь», «О хозяйственных обществах», законы Республики Беларусь по налогам и Указы Президента Республики Беларусь по этим вопросам, Указ Президента РБ от 05.06.2013 г. № 257 «Об отдельных вопросах организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий», Республики Беларусь «О предпринимательстве», Закон «Об авторском праве и смежных правах».
В ходе работы было установлено, что понятие «продюсер» и «продюсерская деятельность» появились на западе и на сегодняшний день прочно вошли в практику. Музыкальное продюсирование – это сложный и многоуровневый процесс и ряд последовательных действий, которые доводят проект до узнаваемости и востребованности. Понятие «музыкальное продюсирование» в нашей стране и России отличается от этого понятия в других странах. Продюсирование является неотъемлемым компонентом продвижения музыкального проекта на рынок музыкальной индустрии. В современном мире, как правило, именно от качества продюсерской деятельности зависит успешность того или иного проекта.
В ходе работы выделены основные задачи продюсера: стратегическая, административная, экспертно-инновационная, социально-психологическая, лидирующая. В процессе работы перед продюсером возникают следующие цели: формирование творческого коллектива, выделение новой целевой аудитории, создание спроса на продукт, накопление ресурсов, поиск финансирования, пробуждение предпринимательской активности, освоение и внедрение новых технологий.
В ходе работы был разработан проект по продвижению рок-группы «Nizkiz». Дано краткое описание деятельности группы и ее творческий портрет. Разработан организационный план проекта. Поскольку группа является коммерческим музыкальным проектом, ее основная деятельность заключается в участии в концертах. В связи с этим организационный план проекта направлен на повышение публичности коллектива, а именно увеличение количества концертов, распространение информации о группе в интернете и СМИ, расширение целевой аудитории в России, проведение публичных рекламных кампаний. Так же отмечена необходимость поиска спонсора. В ходе работы по продвижению коллектива было запланировано разработка сайта, так как целевая аудитория группы является уверенными пользователями интернета, и большинство информации черпают оттуда.
В ходе работы был составлен ориентировочный бюджет проекта, а также разработаны рекомендации по рекламной деятельности проекта. Было установлено, что реклама на телевидении хоть и придает определенный статус группе, но не имеет особой эффективности, так как в Беларуси практически не представлены музыкальные проекты на телевидении, в которых могла бы поучаствовать группа. Наиболее эффективным способом рекламы являются видеоролики и клипы, на «YouTube», который в настоящее время является самой массовой и востребованной платформой видео рекламы. Эффективным способом рекламы будут видео приглашения на концерты, видео презентации, которые можно располагать в соц. сетях посредством репоста. Такой вид рекламы является наиболее действенным и наименее затратным. Также в настоящем проекте предусмотрено заключение контрактов на выпуск в эфир песен с наиболее популярными радиостанциями «UNISTAR», «Альфа радио», «Радиус-FM», «Пилот FM», что является рекламой на радио. Также актуальным для группы будет использование музыкальных платформ для продажи и распространения музыки. Например Bandcamp, Sinepool, Telegram.
В ходе работы установлено, что проект является коммерчески успешным.
1. Атанесян, А. Краткая инструкция для начинающего продюсера / А. Атанесян. – М.: Издательство УНЦ ДО, 2004, – 130 с
2. Иванов, Г. П. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: учеб. пособ. / Г. П. Иванов, П. К. Огурчиков, В. И. Сидоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 719 с
3. Кияновская, Л. Опера как рынок: спектакль как маркетинговый ход // Музыкальная академия / Л. Кияновская. – 2008. – № 4. – С. 74-77
4. Корнеева, С. Музыкальный менеджмент: учеб. пособ. для студентов вузов / С. Корнеева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 303 с
5. Котлер, Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер, Дж. Шефф. – М.: Классика-ХХ1, 2004. – 688 с
6. Малышев, В. С. Продюсерство. Управленческие решения: учеб. пособие / В. С. Малышев , Ю.В. Криволуцкий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 376 с
7. Пахтер, М. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке / М. Пахтер, Ч. Лэндри. – М.: Классика-ХХ1, 2003. – 95 с
8. Переверзев, М., Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособ. / М. Переверзев, Т. Косцов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 192 с
9. Сергеева, И. В. Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры: дис. канд. социол. наук: 22.00.06. – Саратов, 2004. – 159 c
10. Тульчинский, Г. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособ. / Г. Тульчинский, Е. Шекова. – СПб.: Лань, 2007. – 528 с
11. Уткин, Э. История менеджмента / Э. Уткин. – М.: ЭКМОС, 1997. – 224 с
12. Якупов, А. Н. Музыкальная коммуникация. Вопросы теории и практики управления / А. Н. Якупов. – Москва, 1993. – 178 с
13. Якупов, А. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации / А. Якупов. – М.: МГК, 1994. – 292 с
14. Якупов, А. Печали и радости топ-менеджера в сфере искусства (от практики к теории управления): монография / А. Якупов. – М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. – 274 с
15. Гражданский Кодекс Республики Беларусь. Статья 44. Понятие юридического лица / Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://kodeksy by.com/grazhdanskij_kodeks_rb/44.htm. – Дата доступа: 30.08.2017
16. Гражданский Кодекс Республики Беларусь. Статья 46. Коммерческие и некоммерческие организации / Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/grazhdanskij_kodeks_rb/46.htm. – Дата доступа: 30.08.2017
17. Группа Nizkiz представляет альбом для хороших эмоций. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://people.onliner.by/2017/04/21/nizkiz. – Дата доступа: 07.09.2017
18. Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belzakon.net/Законодательство/Закон_РБ/1994/2123. – Дата доступа: 30.08.2017
19. Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakonipravo.hav.by/zakon-rb-o-hozyaystvennyih-obshhestvah. – Дата доступа: 30.08.2017
20. Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 17 мая 2011 г. № 262-З. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://kodeksy by.com/zakon_rb_ob_avtorskom_prave_i_smezhnyh_pravah.htm. – Дата доступа: 30.08.2017
21. Закон РБ «Об авторском праве и смежных правах». Статья 45. Авторский договор / Закон РБ «Об авторском праве и смежных правах». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_avtorskom_prave_i_smezhnyh_pravah/45.htm. – Дата доступа: 30.08.2017
22. Кодэкс Рэспублiкi Беларусь аб культуры 20 лiпеня 2016 г. № 413-З. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bii.by/tx.dll?d=325942. – Дата доступа: 30.08.2017
23. Указ Президента Республики Беларусь от 05.06.2013 № 257 «Об отдельных вопросах организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num00/d00746.html. – Дата доступа: 30.08.2017
24. У Nizkiz вышла цифровая пластинка в формате 3plet. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://euroradio.fm/ru/u-nizkiz-vyshla-cifrovaya-plastinka-v-formate-3plet. – Дата доступа: 07.09.2017
25. NIZKIZ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blackbirdradio.ru/eti-iz-seti/nizkiz.html. – Дата доступа: 07.09.2017.
26. NIZKIZ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.experty.by/content/nizkiz-nizkiz-audio. – Дата доступа: 07.09.2017.