Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией
1.1. Сущность понятия о словообразовании
1.2. Возрастные нормативы формирования навыков словообразования у детей
1.3. Особенности формирования навыков словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией
Глава 2. Экспериментальное изучение состояния сформированности навыков словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией
2.1. Цель, методика, организация экспериментального исследования
2.2. Анализ экспериментальных данных
Глава 3. Рекомендации по формированию словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что словообразование, выполняя множество функций, оказывает значительное влияние на развитие языковой компетентности и речевой коммуникации школьника в целом. Словообразование представляет собой важнейший компонент, оказывающий влияние на сформированность лексико-грамматического строя у учащихся младшего школьного возраста. Замедление процесса словообразования, слабое овладение словообразовательных операций может быть связано с нарушениями устной и письменной речи.
Проблема развития навыков словообразования у младших школьников является особенно важной и актуальной, так как недоразвитие словообразовательной компетенции оказывает выраженное негативное влияние на овладение младшими школьниками с как устной, так и письменной речью, существенно снижает успешность в овладении учебными знаниями, умениями и навыками в процессе школьного обучения.
В современной литературе исследуются особенности формирования словообразования у младших школьников с нарушениями речи (Н.Н. Баль, М.Г. Рак, Т.В. Туманова, Е.А. Бабенко, А.С. Юсупова и др.). Однако, проблема особенностей особенности формирования навыков словообразования у учащихся младших классов с дисграфией остается недостаточно освещенной.
Противоречие между необходимостью формирования словообразования у младших школьников и отсутствием методического обеспечения работы по формированию словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией определяет актуальность настоящего исследования.
Цель курсовой работы: составление рекомендаций по формированию словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией.
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией
1.1. Сущность понятия о словообразовании
Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, то есть выводится из него по смыслу и по форме посредством специальных средств, присущих языку. В лингвистике и психолингвистике понятие «словообразование» рассматривается в разных аспектах.
Понятие словообразования в лингвистике употребляется в двух значениях: как название раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему языка и как название процесса образования новых слов в языке. Термин «словообразование» современными авторами рассматривается в качестве пути пополнения словарного состава языка (З.А. Потиха); основного средства расширения словарного запаса (К.А. Левсковская, В.В. Лопатин, К.А. Тимофеев) [21, с. 3].
С другой стороны, словообразование связывается с механизмом создания производных слов и определяется в качестве совокупности способов, правил образования новых слов (Н.М. Шанский); сложного разветвленного механизма, производящего слова (Б.Н. Головин); действия языкового механизма, связанного с образованием новых слов (В.Н. Немченко) [21, с. 4].
С понятием словообразования тесным образом связана проблема морфологической структуры слова, системы производных слов. В русском языке формы слова и новые слова образуются при помощи морфем. Словообразование изучает слово со стороны его морфемной структуры. Значение производного слова, образованного морфологическим способом, возникает только из слияния значений морфем.
Глава 2. Экспериментальное изучение состояния сформированности навыков словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией
2.1. Цель, методика, организация экспериментального исследования
Экспериментальное изучение состояния сформированности навыков словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией включало констатирующий эксперимент.
Цель экспериментального исследования: выявить уровень сформированности навыков словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 141 г. Минска». Всего в исследовании приняли участие 3 учащихся 1-го класса с заключением дисграфия. Возраст испытуемых 7-8 лет.
Для определения уровня сформированности навыков словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией в констатирующем эксперименте применялась методика «Исследование способности словообразования» М.М. Алексеевой и В.И. Ляминой [1].
Методика включает в себя следующие задания:
Задание №1. «Кто у кого?». Цель: выявление умения правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе, навыков употребления существительных с суффиксами -онок, -енок, - ат, -ят. Учащимся показывают картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка и т.д.
Глава 3. Рекомендации по формированию словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией
На основании результатов экспериментального исследования нами разработаны методические рекомендации по формированию словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией. В основе рекомендаций также лежат методы работы, предложенные Н.Н. Китаевой [12], И.А. Смирновой [17], Т.Б. Уваровой [20].
Формирование процесса словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка.
В процессе коррекции нарушений словообразования важно учитывать онтогенетический принцип, поэтапность работы, необходимость повторения пройденного материала, возвратные и индивидуальные особенности учащихся, уровень сформированности грамматического строя речи.
В процессе формирования словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией необходимо больше внимания уделять выполнению заданий, направленных на:
1) развитие умения употреблять наименования предметов в различном падеже;
2) развитие умения критически оценивать речь;
3) развитие умения находить ошибки в употреблении способов словообразования;
4) развитие умения образовывать слова с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ) и путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное).
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией и проведенное экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Словообразование представляет собой важную подсистему грамматического строя языка и рассматривается как путь пополнения словарного состава языка и основное средство расширения словарного запаса. Словообразование – это образование слов от других слов посредством определенных операций, предполагающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Овладение словообразованием детьми в процессе онтогенетического развития определяется степенью усвоения предметных отношений и их связей с языковыми явлениями. Освоение словообразовательной системы родного языка начинается уже в возрасте 2-х лет и заканчивается в младшем школьном возрасте. У младших школьников с дисграфией имеются нарушения словообразования, связанные с недоразвитием у морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью языковых операций, в процессе которых осуществляется грамматическое конструирование.
2. Экспериментальное исследование состояния сформированности навыков словообразования у учащихся младшего школьного возраста с дисграфией позволило выявить следующее. Учащиеся младшего школьного возраста с дисграфией имеют средний уровень сформированности навыков словообразования. Это свидетельствует о том, что у них недостаточно развиты навыки образования слов от других слов посредством определенных операций, предполагающих содержательные и формальные изменения характеристик слова.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : книга для воспитателей детского сада / А .Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
3. Ахутина, Т. В. Влияние индивидуально-психологических особенностей высших психических функций младших школьников на формирование навыка письма / Т. В. Ахутина, Ю. Д. Бабаева, А. А. Корнев // Вестник Московского ун-та. – 2008. – № 3. – С. 63-79.
4. Бабенко, Е. А. Аграмматическая дисграфия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Е. А. Бабенко, А. С. Юсупова // Научный альманах. – 2015. – № 2. – С. 39-43.
5. Багичева, Н. В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий : период дошкольного детства / Н. В. Багичева // Филологический класс. – 2004. – № 2. – С. 32-42.
6. Баль, Н. Н. Особенности формирования словообразования у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи / Н.Н. Баль, М. Г. Рак // Збiрнiк наукових праць Кам’янець-Подiльського нацiонального унiверсiтету iм. I. Огiенка / Кам’янець-Подiльський, 2010. – Вып. 15. – С. 106-110.
7. Баранова, А. С. Формирование навыков словообразования глаголов у младших школьников с общим недоразвитием речи / А. С. Баранова // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8. – С. 54-56.
8. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке / Н. С. Валгина. – М. : Логос, 2003. – 304 с.
9. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка : часть I / А.Н. Гвоздев ; под ред. С.И. Абакумова. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 268 с.
10. Грибова, О. Е. Формирование словообразовательных навыков у учащихся общеобразовательной школы в условиях логопедического пункта / О. Е. Грибова, Т. А. Носкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 1. – С. 13-23.
11. Дудников, А. В. Современный русский язык / А. В. Дудников. – М. : Смысл, 1990. – 425 с.
12. Китаева, Н. Н. Состояние словообразования существительных у детей с аграмматической дисграфией / Н. Н. Китаева, А. В. Полякова // Царскосельские чтения. – 2013. – № 1. – С. 92-95.
13. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 224 с.
14. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. – СПб.: Союз, 2004. – 485 с.
15. Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Детство-пресс, 2007. – 80 с.
16. Смирнова, И. А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования / И. А. Смирнова // Логопед. – 2006. – № 6. – С. 38-46.
17. Тамбовцева, А. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду : автореф. дис. канд. пед. наук / А. Г. Тамбовцева. – М. : МГУ, 1983. – 19 с.
18. Туманова, Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова // Дефектология. – 2004. – № 5. – С. 34-41.
19. Уварова, Т. Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР / Т. Б. Уварова // Логопед. – 2009. – № 5. – С. 48-60.
20. Ушакова, Т. Н. О причинах детского словотворчества / Т. Н. Ушакова // Вопросы психологии. – 1970. – № 6. – С. 114-127.
21. Хохлова, А. А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / А. А. Хохлова. – СПб., 1999. – 23 с.
22. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи : учеб. пособие / С. Н. Цейтлин. – СПб. : ИД «Мим», 1997. – 192 с.
23. Эльконин, Б. Д. Детская психология / Б. Д. Эльконина. – М. : Академия, 2011. – 521 с.