ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Речь как средство общения детей дошкольного возраста
1.2 Понятие «стёртая дизартрия» в психолого-педагогической литературе
1.3 Речевые особенности детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Методика и организация экспериментального исследования
2.2 Организация коррекционной работы по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников со стёртой дизартрией
2.3 Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. Одним из важнейших компонентов всестороннего развития личности ребёнка является коммуникативная функция речи. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Реализация этой задачи всегда занимало значительное место в системе обучения. Особое внимание этой работе уделяется в дошкольных учреждениях образования.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, поэтому вопросам развития речи дошкольников необходимо уделять особое внимание не только со стороны учителя-дефектолога, но и родителей [11].
Анализ теории и практики особенностей формирования коммуникативных навыков дошкольников со стёртой дизартрией свидетельствует о ее существенных недостатках. Недостаточно изучена структура коммуникативных навыков дошкольников, не рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных навыков таких детей.
Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются такими учёными таких, как: Я. Л. Коломинского, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика, П. М. Якобсона, Я. А. Яноушека и других [14, с. 34].
В настоящее время проблема детей со стёртой дизартрией, имеющих трудности в коммуникативных умениях, остается актуальной, так как её нарушение лишает их полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то они вызовут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем повлекут за собой определённые изменения личности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Речь как средство общения детей дошкольного возраста
В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.
Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа.
На довербалъном этапе ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем.
На втором этапе — этапе возникновения речи —ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.
Овладение разными способами общения с окружающими осуществляется на тертьем этапе развития речевого общения.
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Первой и особо важной формой совместной деятельности является предметная деятельность. В раннем возрасте, когда на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое (познавательное), предметная деятельность становится ведущей.
Сначала малыш, знакомясь со всеми окружающими его предметами, беря их в руки, манипулируя ими, познает их физические свойства — вес, форму, величину, свойства поверхности (материала), узнает их название (ориентировка типа «Что это?»). Но очень скоро, уже на втором году жизни, начинает активно развиваться подлинная предметная деятельность, основанная на усвоении именно тех способов действия с предметами, которые обеспечивают их использование по назначению [4, с. 45].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Методика и организация экспериментального исследования
Нами был проведён эксперимент, в котором мы определили цель и задачи нашего исследования.
Цель работы: изучить коммуникативные умения у старших дошкольников со стёртой дизартрией.
В эксперименте принимало участие 15 детей возраст которых 5-6 лет (Приложение А) [5; 19].
Нами были отобраны методики для изучения коммуникативных навыков старших дошкольников (Приложение Б):
1)Методика определения ведущей формы общения ребенка со взрослым (М.И. Лисина).
2)Методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г. А. Цукерман).
В качестве метода нами был использован анализ психолого-педагогической документации (речевых карт детей), позволивший изучить характер речевого нарушения и логопедическое заключение.
Перед начало выполнения диагностических заданий, каждому ребёнку была объяснен инструкция и пример выполнения задания, для ребёнка создавали условия, в которых он чувствовал бы себя комфортно и уверенно, так же мы убрали отвлекающие игрушки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования и развития словообразования актуальна и значима в настоящее время, так как её уровень определяет в дальнейшем обучение детей в школе.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что большое количество исследователей обращают внимание на тему «коммуникативные умения». Многие работы опираются на необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, эффективных научно-обоснованных путей развития коммуникативных умений у детей со стёртой дизартрией.
Так же мы изучили речевые возможности, так как эти трудности оказывают влияние на формирование полноценного речевого общения.
Общение - решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. Речь развивается только в процессе общения, в связи с потребностью в коммуникации. Вместе с тем потребность в общении и характер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок и от уровня развития коммуникативных навыков. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - с взрослым и со сверстником.
Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми этого возраста.
Цель нашей курсовой работы: изучить коммуникативные умения у старших дошкольников со стёртой дизартрией.
Исходя из проведённого нами эксперимента можно говорить о том, по результатам первой методики: у 33% старших дошкольников уровень развития коммуникативных умений находится на высоком уровне, 60% на среднем уровне, и 7% на низком уровне; вторая методики: у 27% старших дошкольников уровень развития коммуникативных умений находится на высоком уровне, 53% на среднем уровне, и 20% на низком уровне, что говорит о необходимости проведения коррекционной работы.
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.– М., 2008 .
2. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993.
3. Белякова, Г.П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений [Текст]. - М.: Наука, 1982. – 124 с.
4. Белобрыкина, О. А. Речь и общение.-Ярославль: Академия развития [Текст].- 1998. – 87 с.
5. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М.: АПН РСФСР, 1961.- 182 с.
7. Давидович, Л. Р. Ребнок плохо говорит? Почему? Что делать?: Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. – М.: Гном и Д., 2001. – 109 с.
8. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. - М., 1990.
9. Краузе, Е.Н. Логопедия. – Санкт-Петербург, Корона принт, 2002. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 576 с.
10. Кулигина, Е.А., Кислякова, Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера». – 65 с.
11. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, - М.: Владос, 2002.
12. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им.А.И. Герцена. // Дефектология. - 1986. - № 2.
13. Основы логопедической работы с детьми / Под ред.Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
14. Петрова, В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104 с.
15. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
16. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. / Под. ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1950.
17. Самсонова, Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками // Психолог в детском саду. – 2003. - №3. – 281 с.
18. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с нарушением речи. - М.: Педагогика, 2000.
19. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2010. – 291 с.
20. Филатова, И.А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса: Автореф., Екатеринбург, 1998. – 249 с.