ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСКОТЕРАПИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Пескотерапия в педагогике и психологии
1.2. Особенности использования пескотерапии в логопедической работе
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ
2.1. Организация исследования и анализ результатов
2.2. Методические рекомендации по использованию пескотерапии в коррекционной логопедической работе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и воспитания детей на разных возрастных этапах развития ребёнка. Логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, которые помогают найти подход к каждому ребёнку, настроить, мотивировать его на занятия; направлены на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений, таким образом, они ведут к скорейшему выздоровлению и формированию гармоничной личности. Одной из таких технологий является пескотерапия. Игры с использованием песка относятся к древним занятиям человека. Все поколения человеческого рода занимались песочными играми.
Принцип «терапии песком» относится к одной из разновидностей игровой терапии, у истоков песочной терапии стоит Карл Густав Юнг. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли педагоги Санкт-Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». Данные труды стали теоретической основой курсовой работы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСКОТЕРАПИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Пескотерапия в педагогике и психологии
Терапия песочными фигурами – это оригинальная техника арт-терапии. Его также можно найти под названиями «Терапия с помощью игры с песком», «Терапия с игрой с песком», «Песочная терапия» и т. д. А также - под своим оригинальным американским названием «Sand play». Хотя это не может считаться самой популярной и часто используемой арт-терапевтической техникой, терапия с песочными фигурами имеет свое место, ее последователи, но, что более важно, это место в арт-терапевтической практике.
Некоторые авторы принимают его как самостоятельную технику и процедуру искусственной терапии, как «полноценную психоаналитическую технику» [8], в духе аналитической психотерапии Карла Густава Юнга. По словам Татьяны Зинкевич-Евстатьевой, песочная терапия является скорее частью терапии сказками [8, с. 3]. Ольга Чернявская считает, что это единая и неделимая часть интерактивного театра и последняя наиболее активно используемая техника терапии с песочными фигурами в ее «Театре мечты» в Санкт-Петербурге, а также фольклорные игры, тайные представления, так называемая масса театральные взаимодействия и т. д. Методика песчаной фигуры используется некоторыми психологами и психотерапевтами иногда в качестве дополнительной терапии в рамках других терапевтических методов или в качестве консультативной техники.
В терапии с песчаными фигурами открываются новые акценты в направлении образовательной парадигмы, эффективности, особенно в области образования и воспитательной работы с детьми и подростками. Таким образом, при работе с песком появляются дополнительные эффекты, такие как влияние на тактильную чувствительность, развитие так называемого «ручного интеллекта» у детей и оптимизация различных задач развития и обучения. В этом контексте T.C. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко подчеркивают положительное влияние терапии на песчаные фигуры для интенсивного и гармоничного развития когнитивных процессов, чтобы повысить мотивацию детей к практике, преодолеть негативную психическую энергию, гармонизировать психоэмоциональное состояние детей [ 8, с. 4].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ
2.1. Организация исследования и анализ результатов
С целью выявления возможностей использования пескотерапии было проведено экспериментальное исследование.
Базой исследования является ГУО «Ясли-сад № 5» г. Минска. В эксперименте участвовало 14 детей старшего дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи III уровня. Средний физиологический возраст участников эксперимента от 5 до 6 лет. Полученные показатели сравнивались с показателями детей с нормой такого же возраста.
Для решения задач констатирующего эксперимента мы использовали в качестве основы методики Н. В. Нишевой (2012) и Н. М. Трубниковой (1998). Принимая во внимание особенности развития этих детей, эти методки были адаптирован для старших дошкольников, было сделано сокращение объема и выполнения заданий, широко использовались визуальные материалы и игровые приемы. Визуальный материал также был подобран в иллюстративной методике речевой терапии, под редакцией Н. В. Нищевой (20). Диагностические материалы, предлагаемые в этом руководстве, позволяют наиболее полно и качественно изучить нарушения речи в развитии детей. Они просты в использовании, не требуют длительной специальной подготовки.
Принципы диагностики речевого развития детей основаны на принципах систематичности и последовательности, доступности и ясности, с использованием таких педагогических качеств, как доброжелательность, терпение и выносливость, педагогический такт и способность иметь ребенка для общения. Для изучения общего и речевого развития детей с недоразвитием общей речи были диагностированы такие функции, как:
I блок: Моторная сфера
1. Общая двигательная моторика ребенка
2. Мелкая моторика
3. Мимическая мускулатура
4. Артикуляционная моторика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
В последнее время распространение получила такая коррекционная технология, как пескотерапия. Являясь психокоррекционной технологией, направленной на создание положительного эмоционального настроя у ребенка, пескотерапия также способствует концентрации внимания, развитию памяти, мышления и других психических функций и может успешно применяться в процессе формирования речи у детей с речевыми нарушениями.
Использование песочной терапии позволяет стабилизировать психоэмоциональное состояние, совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, развивать навыки общения, связную речь, пространственную ориентацию и др.
В ходе проведенного диагностического исследования был выявлен ряд речевых нарушений у старших дошкольников с ОНР. При исследовании общей моторики было обнаружено, что дети не могли по заданию педагога прыгать на левой ноге, либо на правой ноге, перепрыгнуть через какой-либо предмет. При анализе состояния мелкой моторики дети допускали ошибки в кинестетических основах движений, основную сложность составило умение завязывать шнурки и пользоваться ножницами, а также карандашом. При анализе состояния артикуляционной моторики основные трудности возникали при выполнении статических и динамических упражнений: неполный объем движений, синкенезии в области мышц лица и пальцев рук, двигательное беспокойство, невозможность длительно удерживать позу, гиперсаливация. При исследовании звукопроизношения было отмечено нарушение произношения сонорных звуков, либо они отсутствуют в речи, либо заменяются другими звуками. У некоторых детей отмечается наличие свистящего или(и) шипящего сигматизма. В одном случае отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения. При диагностике умения повторять за логопедом слоговые ряды дети не смогли выполнить предложенные задания. Дети успешно воспринимали и различали слова, отличающиеся различными звуками.
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2004. – 267 с.
2. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
3. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
4. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста : Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. / Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук. – М. : Сфера, 2011. – 61 с.
5. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2008. – C. 340.
6. Джонгова, М. Терапия через игры с песком / М. Джонгова // Вестник за здравето. – 2004. –№ 4. – С. 4-5.
7. Жукова, Н. С. Формирование устной речи: Учебно-методическое пособие / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб. : Речь, 2006. – 208 с.
9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2010. – 310 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПБ.: Речь, 2007. – 340 с.
11. Комарова, М. Ю. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / М. Ю. Комарова // Молодой ученый. – 2016. – № 4. – С. 695–697.
12. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
13. Кудрина, Л. В. Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников /Л. В. Кудрина, Н. П. Кислинская, Г. И. Панфиленко, Г. Е. Лагоша // Молодой ученый. – 2014. – №17. – С. 501–503.
14. Кузина, А. А. Использование арт-терапии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности / А. А. Кузина, Т. А. Дорофеева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 1 (6). – С. 320–321.
15. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию устной речи / Т. А. Ладыженская.– М. : Педагогика,1980. – 225 с.
16. Лебедева, Л. Д. Арттерапевтические занятия в начальной школе / Л. Д. Лебедева // Образование. – 2001. – № 1. – С. 116–127.
17. Лебедева, Л.Д., Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий, Санкт-Петербург, 2003 г., изд. „Речь”;
18. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и др. – М. : Академия, 2001. – 246 с.
19. Мешавкина, Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками / Т.Ф. Мешавкина. – Екатеринбург, 2003. – 78 с.
20. Попов, Т. Терапия и профилактика через искусство / Т. Попов. –София : Образование, 2004. – 180 с.
21. Руководство по детско-подростковой и семейной арттерапии. / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. – СПб. : Речь, 2010. – 256 с.
22. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович. – СПб. : Питер, 2006.
23. Сапожникова, О.Б. Песочная терапия в развитии дошкольников / О.Б. Сапожников, Е.В. Гарнова. – М. : Сфера, 2014. – 60 с.
24. Таранова, Е. В. Артпедагогические методы и технологии в социальной работе с детьми-инвалидами / Е. В. Таранова // Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону : материалы X региональной научно-технической конференции. – Ставрополь :СевКавГТУ, 2006. – С. 58–60.
25. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. – М. : Наука, 1999. – 457 с.
26. Холкина, О.В. Песочная терапия [Электронный ресурс] / О.В. Холкина. – Режим доступа: www.samopoznanie.ru/articles/pesochnaya_terapiya_1/. – Дата доступа:
27. Шашкова, Е. Г. Работа над связной речью / Е. Г. Шашкова. – М. : Высшая школа, 1967. – 305 c.
28. Шипитько О. Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://planetadetstva.net/ vospitatelam/pedsovet/ispolzovanie-igr-s-peskom-v-korrekcionnoj-rabote-uchitelyalogopeda.html. – Дата доступа:
29. Штейнхар, Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л. Штейнхар. – СПб.: Питер, 2001 – 180 с..
30. Шульга, Е. П. Прикладное искусство в реабилитации детей с ограниченными возможностями / Е. П. Шульга // Школа и производство. – 2008. – № 2. – С. 15–16.
31. Эль, Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Г.Н Эль. – СПб. : Речь, 2010.– 2008 с.