Введение
Глава 1 Теоретические аспекты менеджмента и маркетинга в сфере культуры
1.1. Менеджмент в сфере культуры
1.2. Характеристика гастрольной деятельности в сфере культуры
Глава 2 Особенности гастрольной деятельности национального академического большого театра оперы и балета Республики Беларусь
2.1 Общая характеристика учреждения
2.2 Гастрольная деятельность учреждения культуры
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
С приходом рыночной экономики учреждения культуры оܙказались в принципиально новых условиях. Снижение уровня государственного финансирования, нестабильность формирующегося спонсорства, благотворительности и меценатства, непредсказуемость поведения аудитории, в том числе из-за развития коммерческого сектора досуга, обусловили целый комплекс проблем. Однако именно вызов новой социально-культурной реальности, перестраивающей взаимоотношения искусства и публики, придал маркетингу столь важное значение.
Маркетинг присутствует в сфере культуры как в явно выраженной форме, так и в ситуациях, подразумевающих его присутствие. Например, в том случае, когда речь идет о потребностях в сфере культуры, на самом деле имеются в виду проблемы маркетинга. Наиболее видным ученым, занимающимся изучением маркетинга в сфере культуры и искусства является Франсуа Колбер, профессор маркетинга Высшей коммерческой школы (HEC) в Монреале, заведующий кафедрой менеджмента искусства, руководитель программы подготовки менеджеров для организаций культуры, главный редактор международного журнала по арт-менеджменту.
Для дальнейшего развития социально-культурной сферы особое значение приобретает экономика культуры. Вместе с тем до настоящего времени в стране отсутствует научное исследование экономических законов функционирования культуры в соܙвременном обществе, что является серьезным сдерживающим фактором развития социально-культурной сферы как в целом, так и отдельных ее отраслей. Именно менеджмент как система управленческой деятельности обеспечивает успешное функционирование самых различных социальноܙ-культурных организаций. Менеджмент в деятельности учреждений культуры включает и арт-менеджмент, и технологии продюсерской деятельности, и рекламные технологии, и социально-культурное проектирование.
Основными задачами концертно-гастрольной деятельности в Беларуси являются пропаганда высокохудожественных произведений национальной и всемирной культуры, популяризация и развитие разных видов искусства, эстетическое воспитание зрителей, ориентированность на широкие зрительские массы – это определяет её особенное социальное и культурное значение. Поэтому концертная деятельность постоянно находится в центре внимания государства.
Объект исследования: гастрольная деятельность.
Предмет исследования: менеджмент гастрольной деятельности на примере Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.
Цель исследования: выявить особенности менеджмента гастрольной деятельности.
Задачи исследования:
- изучить литературные источники по теме исследования;
-определить особенности менеджмента и маркетинга в культурной сфере;
-выявить основные характеристики гастрольной деятельности;
-рассмотреть особенности менеджмента гастрольной деятельности на примере Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализа и синтеза.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1. Менеджмент в сфере культуры
Вопросы маркетинга и менеджмента в сфере культуры стали изучаться сравнительно недавно. В 1950–1960-х гг. появились первые труды, посвященные экономике культуры и проблемам финансирования исполнительского искусства, позднее в 1970-х, крупнейшие маркетологи всерьез озаботились проблемами исследования рынка в некоммерческом секторе.
В настоящее время понятие «менеджмент культуры» широко входит в деловой обиход культурной деятельности. Применительно к сфере культуры менеджмент рассматривается как вид деятельности и особая область знаний об управлении организацией в процессе производства, распространения и потребления культурных благ и услуг в условиях рыночной экономики. Каждое направление бизнеса имеет свою модель менеджмента и критерии его эффективности, что является характерным и для деятельности в области культуры.
Современные исследователи в области менеджмента культуры Г.Л. Тульчинский и Е.Л. Шекова предлагают рассматривать управление учреждениями культуры как систему, состоящую из четырех основных механизмов: организационно-административный механизм; экономический механизм; информационный механизм; работа с персоналом [22, с. 24–26]. Организационно-административная, экономическая, информационная составляющие и работа с персоналом отражают особенности управленческой культуры.
В сфере культуры и искусства на первый план выходит организационно-административный механизм управления. Он проявляется в первую очередь в виде определенной системы распределения властных полномочий, юридических прав и обязанностей. Эта система фиксируется в организационных документах, уставах, положениях, должностных инструкциях учреждений культуры и искусства. Особую роль в регулировании данного процесса играет государство и проводимая им политика. Управление в сфере культуры осуществляется следующими государственными органами.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГАСТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО БОЛЬШОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Общая характеристика учреждения
Датой основания Государственного театра оперы и балета считается 25 мая 1933 года – первый день постановки знаменитой оперы «Кармен» труппой Государственной студии оперы и балета (именно так театр назывался ранее). В те времена театр не имел собственной площадки для проведения постановок, поэтому все представления проходили в помещении Белорусского драмтеатра. В 1938 году состоялось открытие здания оперного театра.
Во времена Советского Союза театр регулярно получал награды и звания, его коллектив считался одним из самых ярких, готовым к сложностям творческого поиска. Театр активно гастролировал, принимал приглашения из разных уголков Советского Союза, был частым гостем самой престижной сцены Союза – Московского Большого театра. С 1990-х годов театр старался непрерывно пополнять репертуар классическими произведениями, все чаще обращался к национальным материалам, продолжал вести активные поиски. В итоге, в 1996 году после некоторой реорганизации единый театр разделили на 2 самостоятельные структуры – опера и балет. В 2009 году было решено вновь объединить отдельные труппы, теперь единый театр носит название Национальный академический Большой театр оперы и балета.
На сегодняшний день государственное учреждение культуры "Национальный академический большой театр оперы и балета Республики Беларусь» является юридическим лицом, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет Министерство культуры, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах, печать со своим наименованием, штамп, бланки.
Основные виды деятельности Учреждения являются:
- постановка опер, балета, музыкальных спектаклей;
- организация и проведение спектаклей и других видов представлений: на стационаре, на гастролях, в республике и за ее пределами, за рубежом, на телевидении и радиовещании;
- изготовление и реализация рекламной продукции;
- изготовление и реализация сценических костюмов, бутафорий и иных декораций и реквизитов;
- выполнение заказов предприятий, организаций, обществ на создание спектаклей и концертных программ и их показ.
Всего в самом большом Театре оперы и балета работают 337 человек, из них 190 человек – артистический персонал.
Помимо основной деятельности Учреждение может осуществлять не противоречащую законодательству Республики Беларусь предпринимательскую деятельность, в том числе оказание услуг по предоставлению зрительного зала организациям в проведении концертов, фестивалей и других торжественных мероприятий разового характера.
Учреждение самостоятельно устанавливает цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, кроме случаев, когда законодательством Республики Беларусь предусматривается государственное регулирование цен на отдельные виды продукции и услуг.
Источником формирования имущества, в том числе финансовых ресурсов (средств) Учреждения являются:
- имущество, закрепленное собственником или уполномоченным им органом в установленном порядке;
- имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, выделяемых учреждению по смете;
- бюджетные ассигнования и другие поступления от Минкультуры Беларуси; - внебюджетные средства;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- безвозмездные или благотворительные взносы, добровольные пожертвования юридических лиц и граждан;
- иные источники, не противоречащие законодательству Республики Беларусь;
Управление театром осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом театра.
Текущее руководство театром осуществляет – директор. Он является высшим должностным лицом. Директор действует на основе Конституции Республики Беларусь, законодательства Республики Беларусь и Устава театра.
На директора возложены следующие основные функции:
- действует без доверенности от имени театра, представляет его интересы в государственных органах;
- заключает договоры, выдает доверенности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
В настоящее время понятие «менеджмент культуры» широко входит в деловой обиход культурной деятельности. Применительно к сфере культуры менеджмент рассматривается как вид деятельности и особая область знаний об управлении организацией в процессе производства, распространения и потребления культурных благ и услуг в условиях рыночной экономики. Каждое направление бизнеса имеет свою модель менеджмента и критерии его эффективности, что является характерным и для деятельности в области культуры. Управление текущими культуротворческими процессами представляет собой комплекс оперативных действий по решению животрепещущих проблем существующих культурпроизводящих институтов, призванных обеспечить расширенное воспроизводство актуальных культурных форм в пределах финансовых средств, кадров, инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день.
Театры представляют собой особый кластер, требующие применение специфических инструментов менеджмента.
Важную роль в продвижении культурного продукта играют гастроли. Актуальная социокультурная ситуация существенно увеличивает пространство менеджмента гастрольной деятельности, отражающей множественные культурные интересы самых разных социальных групп и категорий населения. Одним из ключевых факторов, влияющих на успех гастрольной деятельности, является грамотная и продуманная работа с журналистами, которые освещают мероприятия в медиа. Также важнейшую роль в системе управления гастрольно-фестивальной деятельностью играет художественный руководитель концертной организации. Именно он возлагает на себя ответственность за политику мероприятия, ход развития фестиваля, принимает организационные решения.
Национальный академический Большой театр оперы и балета ведет обширную гастрольную деятельность. Репертуар Большого театра Беларуси сегодня насчитывает более 80 оперных и балетных спектаклей, которые интересны не только белорусскому зрителю, но и пользуются популярностью за рубежом. Большой театр ежегодно проводит грандиозные культурные проекты как на своей сцене, так и на других площадках Беларуси. Большой театр Беларуси развивает международные связи с крупнейшими сценами мира, среди которых – театры России, Украины, Болгарии, Азербайджана, Грузии, Польши, Словакии и Румынии. Артисты театра побывали с гастролями более чем в 30 странах мира.
Гастрольная деятельность Национального академического Большого театра оперы и балета - важнейшее направление деятельности учреждения культуры. Гастроли - это проект театра, государства, заказчика, гастролям присущи все свойства проекта, поэтому можно рассматривать гастрольную деятельность и управление ею, с точки зрения управления проектами. Управление проектами состоит из определенных этапов, каждый из которых имеет определенное значение и необходим для исполнения.
При планировании гастролей выделяют несколько этапов: определение места проведения гастролей и составление гастрольной сметы; подготовка гастролей; собственно гастроли; завершение гастролей. Планирование гастролей по перечню стандартных работ способствует эффективности гастрольной деятельности Национального академического Большого театра оперы и балета, позволяет учесть возможные недостатки в работе, избежать ошибок и недоразумений при отправке сценического имущества.
1. Барабанов, А.А. Региональные фестивали классической музыки в условиях глобализации: история и современные практики: Автореферат дис. ... канд. культурологии / А.А. Барабанов . – М., 2017. – 171 с
2. Гармаш, Е. Авторский курс лекций: Арт-менеджмент в театральном искусстве / Е. Гармаш. – М. : Гардарики, 2014. – 210 с
3. Герасимов С. В. Менеджмент специальных событий в сфере культуры / С.В. Герасимов, Г.Л. Тульчинский, Т.Е. Лохина – СПб., 2009. – 384 с
4. Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д.Б. Гудков. – М. : Гнозис, 2003. – 288 с
5. Гурченко, А.И. К вопросу организации гастрольных и концертных мероприятий в деятельности современных народно-инструментальных ансамблей Беларуси // Актуальные аспекты современной науки. – 2016. – С. 113–118
6. Дымникова, А. И. Философия и технология маркетинга в культуре / А. И. Дымникова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 11. – С. 28–39
7. Зотова, О.И. Рекламные технологии как системообразующая основа маркетинга продвижения / О.И. Зотова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2010. – №1-2. – С. 252-259
8. История балета / Официальный сайт Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moiseyev.ru/ballet-history.html. – Дата доступа: 15.10.2018
9. Калашникова, А.В. Маркетинг театрального спектакля / А.В. Калашникова // Социально-культурный менеджмент: теория и практика : сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2014. – С. 40-44
10. Канащук, Т.Н. Маркетинг в сфере театрального искусства / Т.Н. Канащук // Омский научный вестник. – 2013. – №2. – (116). – С. 22–26
11. Кащенко Е. Г., Разумова М. С. Инструменты управления социальным маркетингом на рынке театрально зрелищных услуг // Вестник ОГУ. 2010. №8 (114). – С. 46–49
12. Котлер, Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер, Дж. Шефф / – М. : Классика-XXI, 2004. – С. 38
13. Кохтев, Н.Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов / Н.Н. Кохтев – М. : Изд-во МГУ, 1997. – 96 с
14. Культурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 576 с
15. Макарова, Е.А. Социально-культурная деятельность: состояние и особенности развития / Е.А. Макарова // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2008. – №10. – С. 86-92
16. Медведева, Е.С. Рекламная коммуникация / Е.С. Медведева. – М. : ЛКИ, 2004. – 280 с
17. Мезенцев, Е.А. Реклама в коммуникационном процессе / Е.А. Мезенцев. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. – 64 с
18. Михеева, Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере : учебное пособие / Н.А. Михеева. – Спб. : Изд-во Михайлова, 2000. – 180 с
19. Музычны тэатр Беларусі, 1960–1990. Балет. Музыка ў пастаноўках драматычных тэатраў: падруч. для навуч. устаноў культуры і мастацтва / Т. А. Дубкова [і інш.]; навук. рэд. Г. Р. Куляшова; Акад. навук Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору. – Мінск : Беларус. навука, 1997. – 367 с
20. Национальный академический Большой театр оперы и балета: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bolshoibelarus.by/rus/afisha-ru/gastroli-filial.html. – Дата доступа: 12.10.2018
21. О признании утратившим силу постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 23 «О предельных максимальных ценах на билеты на спектакли, концерты и цирковые представления театрально-зрелищных организаций Республики Беларусь на 25 процентов общего количества мест в зрительном зале» : постановление М-ва культуры Республики Беларусь от 12 окт. 2010 г., № 39 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 8/22850
22. О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь : Директива Президента Респ. Беларусь от 31 дек. 2010 г. № 4 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 1/12259
23. Пучкова, Е. И. Маркетинг в сфере театрального искусства / Е. И. Пучкова // Маркетинг в России и за рубежом. – 1998. –№ 1(4). – С. 94–100
24. Рогова, Е.Г. Роль технологии фандрейзинга в развитии бюджетных учреждений культуры / Е.Г. Рогова, Н.С. Хохлова // Baikal research journal. – 2017. – Т. 8. – №2. – С. 15
25. Судаков, А.В. Особенности системы управления гастрольно-фестивальной деятельностью / А.В. Судаков // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 44-48
26. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры : учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, С.В. Герасимов. – СПб. : Лань, 2009. – 384 с
27. Фестивальный менеджмент: российский и зарубежный опыт: практические советы, как эффективно управлять фестивалем: Сборник статей / Сост. и ред. В. Бабков. – М.: ART-менеджер, 2007. – 416 с
28. Фокин, А.И. Русский драматический театр в условиях государственного протекционизма (системный анализ взаимодействия театра и государственной власти) : автореф. дис. кандидата искусствоведения / А.И. Фокин. – М., 2013. – 28 с
29. Фрик, Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Б. Фрик ; Томский политехнический университет. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 100 с
30. Чурко, Ю. М. Белорусский балетный театр / Ю. М. Чурко. – Минск : Беларусь, 1983. – 184 с