ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Сущность понятия темпо-ритмической стороны речи
1.2 Формирование темпо-ритмической стороны речи в онтогенезе
1.3 Проблема изучения темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Методика и организация экспериментального исследования
2.2 Комплекс упражнений по формированию темпо-ритмической стороны речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Вопросами изучения темпо-ритмической (просодической) стороны речи, механизмов компенсации и коррекции нарушений речи у дошкольников поднимался во многих исследованиях середины прошлого века (Р.Е. Левина, О.Н. Усанова, Е.М. Мастюкова и др.). С течением времени проблема не потеряла своей значимости – ею занимались такие ученые, как В.А. Ковшиков, Т.Б. Филичева, Л.З. Арутюнян, Е.Э. Артемова и др. Данные работы стали методологической основой исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Сущность понятия темпо-ритмической стороны речи
Темп и ритм являются динамическими свойствами функциональной системы устного высказывания. Их характеристики зависят от врожденных качеств центральной нервной системы, от физического и психического состояния человека, являются отражением его эмоционального фона. Темп и ритм речи у здорового человека могут варьироваться в течение дня. При эмоциональном стрессе ускорение скорости речи может привести к нарушению связности речевого высказывания. Темпро-ритмическая организация устной речи более значительно нарушена при неврологических заболеваниях. Будучи составной частью просодической стороны речи, темп и ритм играют важную роль в обеспечении плавности речевого потока.
Скорость речи - это скорость произнесения речевых элементов (слогов, слов, высказываний); определяется количеством элементов, произносимых за единицу времени [35, c.19].
Нормальная скорость речи свойственна замедлению и ускорению. Необходимым условием нормальной скорости речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга - возбуждения и торможения.
Большинство детей не сразу усваивают нормальный темп речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что их тормозные процессы и контроль над собственной речью все еще слабы. Часто несовершенство темпа речи возникает в результате подражания другим. Ребенок говорит очень быстро, затем слишком медленно, даже в пределах одного предложения. Но в большинстве случаев такие явления исчезают с возрастом.
Скорость речи во многом определяет уникальность такого параметра устной речи, как ритм.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Методика и организация экспериментального исследования
Экспериментальное исследование было проведено на базе ГУО «Ясли-сад №3 «Пралеска», г.Воложин. Всего в исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией и 15 детей такого же возраста без речевых нарушений.
Цель констатирующего экспериментального исследования: выявить уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей со стертой дизартрией.
В основу исследования были положена схема обследования интонационной стороны речи Е.Е., Шевцовой, Л.В. Забродиной.
Задание 1.
Пропевание гласной «а».
Цель: Определить подвижность мягкого неба, чистоту голоса, наличия назальности.
Оборудование: магнитофон.
Описание исследования: для этого мы просим детей длительно произнести гласную «А» при широко открытом рте.
Оценка задания
3 балла – подъем мягкого неба сформирован в полной мере, голос чистый, без назального оттенка.
2 балла недостаточно подвижно или отклоняется в сторону при произношении гласного, в голосе присутствует легкая гиперназальность.
1 балл – мягкое небо провисает в голосе присутствует выраженная гиперназальность.
Задание 2.
Для определения тембра и высоты голоса было предложено задание 2 «Теремок».
Цель: определить возможности изменения тембра голоса и его высоты.
Оборудование: аудиозапись сказки, картинки с изображением животных.
Организация исследования: детям предлагалось прослушать сказку и рассказать ее пересказывая в голосе особенности голосов животных. Отличились способностью изменять голос от самого высокого до самого низкого. Также в ходе выполнения данного задания исследовались такие характеристики голоса, как наличие ими отсутствия огрубленности, осиплости, истощаемости голоса, полетности, звонкости, плавности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Огромную роль в развитии речи отводится акустической системе языка, в которую входят основные вокальные качества (сила и громкость, тембр, высота), скорость речи, интонация, а также логическое и фразовое ударение в словах. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для решения коррекционных задач, для овладения речевыми характеристиками речи.
У детей дошкольного возраста с различными формами дизартрии проявляются значительные нарушения в темпо-ритмическом аспекте речи. Выявлено нарушение темпа речи, а также сложность использования динамического, ритмического и мелодического ударения. Тембр речи нарушается и иногда появляется носовой тонус. Скорость речи часто ускоряется. Речь детей невыразительна, дикция размыта. Многие дети с дизартрией испытывают трудности в восприятии ритма единичных ударов, акцентированных ударов. Игра ритмов также вызывает трудности. Это указывает на необходимость корректирующей работы с этой группой детей.
В целях выявления уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией было проведено экспериментальное исследование.
Анализ результатов выполнения заданий старшими дошкольниками позволил выявить, что у 93% обследованных дошкольников с дизартрией выявлен низкий уровень сформированности голосовой функции речи. Дети с дизартрией допускали большое количество ошибок, иногда исправляли их самостоятельно по ходу выполнения задания, но в большинстве случаев для выполнения задания им требовалась активная помощь взрослого. Речь детей с дизартрией характеризовалась как монотонная, в голосе присутствует выраженная гиперназальность. Также у детей с дизартрией была выявлена неспособность изменять голос, ярко выраженная огрубленность, охриплость голоса. Изменение темпа и ритма речи удавались лишь при сопряженном произнесении. Отмечалось ускорение либо замедление темпа речи, необоснованное паузирование, зачастую встречались частые нарушения произношения, нарушения восприятия и воспроизведения ритма в неречевом и особенно в речевом плане.
1. Артемова, Е.Э. Использование музыкальных упражнений в структуре логопедических занятий с неговорящими детьми / Е.Э. Артемова // Логопедия. – 2007. – № 1 (15). – С. 28–29.
2. Артемова, Е.Э. Речевая интонация / Е.Э. Артемова // Экспериментальная фонетика. – Минск : Вышэйшая школа, 1971. – 36 с.
3. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями : монография / Е.Э. Артемова. – М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
4. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
5. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская, A. M. Пулатов – Ташкент : Медицина, 1973. – С. 9–105.
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб.пособие / В.К. Воробьева. – М. : ACT: Астрель:Транзиткнига, 2006. – 158 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 320 с.
9. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
10. Детский голос / под ред. В. Н. Шацкой. – М. : Педагогика, 1970. – 342 с.
11. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 1998. – 210 с.
12. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя // Избр. психол. труды. – Москва–Воронеж, 2001.– С.220–241.
13. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм : учебное пособие / Г.Н. Иванова-Лукьянова. – М. : Флинта : Наука, 1998. – 197 с.
14. Кижло, И.В. Методологическое обоснование коррекционно-педагогической работы по формированию темпо-ритмической стороны речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на логоритмических занятиях / И.В. Кижло // Специальное образование: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.; г. Минск, 14–15 апр. 2016 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: С.Е. Гайдукевич [и др.] [Электронный ресурс]. – Минск : БГПУ, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
15. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
16. Лаврова, Е. В. Характеристика и классификация нарушений голоса / Е. В. Лаврова // Дефектология. – 1987. – № 1. – С. 34–38.
17. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М. : Просвещение, 1968. – 280 с.
18. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Академия, 1997. – 256 с.
19. Логопсихология : учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
20. Лопатина, Л. В. Нарушения голоса в синдроме стертой дизартрии у детей / Д. Ю. Ануфриева, Л. В. Лопатина // Современная педагогика: теория, методика, практика : сб. материалов Междунар. науч. конф. – М., 2014. – С. 65–73.
21. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб. : Образование, 1994. – 146 с.
22. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 280 с.
23. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб. : СОЮЗ, 2000. – 192 с.
24. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Е.М. Мастюкова ; под ред. А.Г. Московкиной. – М. : Классика-Стиль, 2003. – 320 с.
25. Митринович-Моджеевска, А. Патология речи, голоса и слуха / А. Митринович-Моджеевска. – Варшава, 1965. – 356 с.
26. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие / О.С. Орлова. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.
27. Павалаки, И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников : автореф. дисс…. канд. пед. наук / И.Ф. Павалаки. – М., 2006. – 16 с.
28. Панченко, И. И. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы / И. И. Панченко, Л. А. Щербакова // Нарушения речи и голоса у детей / С. С. Ляпидевский, И. И. Панченко, С. Н. Шаховская, Л. А. Щербакова. – М., 1975. – С. 17–42.
29. Правдина О. В. Логопедия / О.В. Правдина. – М. : Просвещение, 1973. – 272 с.
30. Семенова, К. А. Дизартрии / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин // Хрестоматия по логопедии / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. – Т. 1. – С. 173–189.
31. Филатова, Ю. О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии : моногр. / Ю. О. Филатова. – М. : МПГУ, 2012. – 220 с.
32. Филатова, Ю.О., Реймер, К.В. Объективные характеристики голоса при дизартрии у младших школьников / Ю.О. Филатова, К.В. Реймер // Специальное образование. – 2018. – № 2 (50). – С. 100-111.
33. Филимонова, В. И. Состояние голоса дошкольников с речевой патологией : автореф. дис. … канд. пед. наук / Филимонова В. И. – М., 1990. – 16 с.
34. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография / Т.Б. Филичева. – М. : Айрис-Пресс, 2000. – 340 с.
35. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина . – М. : ACT: Астрель, 2009. – 222 с.