ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1.1 Особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста
1.2 Игровые упражнения как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей 4 - 5 лет
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Организация практического исследования
2.2 Методика формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах в процессе выполнения игровых упражнений
2.3 Анализ результатов работы по формированию представлений у детей среднего дошкольного возраста о геометрических фигурах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.
Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
Этой области знаний посвятили свои труды такие ученные, как М. Монтессори, А.А Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина. В то же время проблема ознакомления дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами остается актуальной. Актуальность данной темы определила объект и предмет данной работы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1.1 Особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста
Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь полученный опыт от окружающего мира в форме представлений и образов предметов, и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли психологи и педагоги – А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.
Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него. Таким образом, развитие восприятия создает предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, в системе которых оно приобретает новые черты [6].
Трудность обучения воспитанников 4-5 летнего возраста с геометрическими фигурами и их особенностями стоит изучать и анализировать в нескольких моментах и направлениях: в сфере сенсорного восприятия формы геометрических фигур и применения данных фигур в качестве образцов в процессе исследования форм, находящихся в окружающем пространстве объектов и предметов.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Организация практического исследования
Практическая часть исследования была реализована в период с марта по май 2018 года в средней группе ГУО «Речицкий ясли-сад №2» Столинского района, Брестской области. В состав группы входит 23 человека, 10 из которых были задействованы в исследовании.
Список детей, принявших участие в исследовании:
1. Абрамцев Костя 5 лет;
2. Малышев Дима 4,5 года;
3. Бычковская Полина 5 лет;
4. Пехота Милена 4,5 года;
5. Остроухова Маша 5 лет;
6. Бако Антон 4,5 года;
7. Светличный Денис 5 лет;
8. Рыжик Настя 4,5 года;
9. Журавская Маша 4,5 года;
10. Верас Женя 5 лет.
Цель данного исследования: использования игровых упражнений в процессе формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах.
Задачи:
- выявить уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста;
- подобрать игровые упражнения, способствующие формированию представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В среднем дошкольном возрасте у детей активно формируются представления о форме предметов и геометрических фигур. В процессе целенаправленного обучения с помощью моделей могут быть сформированы более глубокие и систематизированные знания о геометрических фигурах.
Систематизация знаний о геометрических фигурах возможна лишь тогда, когда сама фигура будет представлена ребенку как непрерывное множество (точек, сторон, углов, вершин). Формирование такого представления требует:
а) четкого различения признака формы и других признаков, что лучше всего осуществляется, если она показана ребенку в «чистом виде», в виде геометрического эталона (геометрических фигур);
б) четкого дифференцирования понятий: «сторона», «угол», «вершина», умения детей анализировать любую фигуру с выделением этих элементов;
в) умения детей применять разные способы количественного и качественного анализа и синтеза фигур, умения быстро установить то, что является особенным и что общим, закономерно повторяющимся в разных фигурах.
Первоначальным звеном этой системы являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков.
Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх.
1. Белошистая, А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 3 – 4 лет : Пособие для педагогов дошк. Учреждений: В 2 кн./ А. В. Белошистая. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн 1: Конспекты занятий. Методические рекомендации. Программа. – 120 с.: ил.
2. Белошистая, А. Геометрический материал в дошкольном математическом образовании / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2017. -№ 3. – С. 22 – 27.
3. Белошистая, А. Геометрический материал в дошкольном математическом образовании / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2017. -№ 4. – С. 22 – 29.
4. Белошистая, А. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема ( теория и технология ) / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2018. - №1. – С. 21 – 29.
5. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста : учебно-методический комплекс / Т.С. Будько – Брест : БрГУ, 2012. – 197 с.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. пособие / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с.
7. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников / Е.И. Ерофеева. — М.: Просвещение, 1992. — 192 с.
8. Житко, И. В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 3 до 4 лет : учеб. – метод. Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / И. В. Житко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2015. – 128 с.
9. Житко, И. Где живет математика / И. Житко // Пралеска. – 2005. - № 9. – С. 22-24.
10. Житко, И. Педагогическая диагностика: модель использования / И. Житко // Пралеска. – 2003. - № 11. – С. 39 – 40.
11. Житко, И.В. Веселые игры с числами и фигурами (Серия «Умней–ка!»): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / И.В. Житко. — Минск: Жасскон, 2012. — 64 с.
12. Житко, И.В. Играем в математику: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / И.В. Житко — Минск: Жасскон, 2012. — 16 с.: 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
13. Житко, И.В. Математический калейдоскоп: учебно– методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / И.В. Житко. — 2–е изд., пересм. — Минск: Нац. ин–т образования, 2012. — 64 с. (УМК «Мои первые уроки).
14. Житко, И.В. Навстречу математике : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И.В. Житко. — Минск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»).
15. Житко, И.В. Развивающие игры для дошкольников / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. ― Минск: Вышэйш. шк., 2009. ― 72 с.
16. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина – М.: Просвещение, 1994. – 368 с.
17. Метлина, Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / Л.С. Метлина. — М. : Просвещение, 1984. — 256 с.
18. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова. — СПб.: Изд– во "Детство–пресс", 2008. — 384 с. \
19. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.: ил.
20. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : Нац. ин-т образования; Аверсэв, 2014. – 416 с.
21. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлов, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. — М.: Просвещение, 1988. — 303 с.
22. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. — М. ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
23. Житко, И.В. Элементарные математические представления: форма предметов: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / И.В. Житко. — Минск: Экоперспектива, 2016. - 20 с. - ( Серия «Математические ступеньки»).
24. Игровые пособия в формировании элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста / сост.Т. В. Замостоцкая, С. В. Орлова. - Минск : Зорны Верасок, 2016. - 140 с. + 1 электрон. опт. диск (CD)