Введение
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению влияния белорусского фольклорного творчества на развитие детей младшего дошкольного возраста
1.1 Особенности белорусского фольклора – важнейшая часть белорусской народной культуры
1.2 Роль белорусского фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста
1.3 Возможности использования белорусского фольклора в работе с воспитанниками младшего дошкольного возраста
Вывод по первой главе
ГЛАВА 2. Использование белорусского фольклора в работе с младшими школьниками через музыку, литературу, народную художественную литературу
2.1 Музыкальный фольклор
2.2 Литература
2.3 Народная художественная литература - сказка
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
В Кодексе об образовании большое место уделяется изучению культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры. Неповторимость и своеобразие белорусской культуры отражены в духовных ценностях и традициях белорусского народа, а так же в фольклоре.
Многие исследователи фольклора В.Е. Гусев, П.Г. Богатырев, Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин, А.Н. Афанасьев, В.П. Аникин считают, что существуют особые свойства языкового феномена, которые находят отражение в языковых структурах, в языке фольклорных текстов. Малые фольклорные формы, вызванные к жизни, по выражению Г.Е. Виноградова «педагогическими потребностями народа», представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность по сравнению с другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос, обрядовая лирика).
Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор. Благодаря простоте и мелодичности звучания, приближенности к игре, дети раннего возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что различные формы фольклора широко используются в современной педагогической работе: каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Однако отсутствие системы в использовании малых форм фольклора, неумение подчинить работу целям гармоничного развития не позволяют добиться выраженных результатов в данном направлении. Современные дети отличаются слабым речевым развитием, гиперактивностью, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно-речевую деятельность дошкольников.
Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.В. Новоторцевой, О.С. Ушаковой, Е. И. Тихеевой, О.А. Ивановой, Ф.А. Сохиным и других белорусов.
Цель работы: изучение особенностей использования белорусского фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. проанализировать проблемы использования произведений в психологии и педагогике;
2. определить возможности применения в развитии детей младшего дошкольного возраста;
3. разработать и апробировать рекомендации по использованию белорусского фольклора в педагогической сфере;
4. разработать педагогические рекомендации для педагогов УДО и родителей по использованию белорусского фольклора.
Объект исследования – восприятие детьми младшего дошкольного возраста белорусского фольклора.
Предмет исследования – восприятие белорусского фольклора, как основа для дальнейшего развития памяти.
Практическая значимость – работа будет интересна и полезна педагогам, родителям; проблема использования белорусского фольклора, в педагогическом процессе УДО, как средства развития памяти, мышления младших дошкольников.
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению влияния белорусского фольклорного творчества на развитие детей младшего дошкольного возраста
1.1 Особенности белорусского фольклора – важнейшая часть белорусской народной культуры
Успешное протекание процесса национально культурного возрождения во многом определяет будущее белорусского государства. Однако осознание национального достоинства народа в цивилизованном государстве непременно должно быть сопряжено с соблюдением принципов социальной справедливости и уважения к каждой конкретной личности. Поэтому тенденции развития духовной культуры на современном этапе определяются тремя направлениями: формирование общих черт духовного единства; учет особенностей духовной культуры соответствующих историко-этнографических регионов; сохранение специфических черт культуры отдельных народов.
Программа духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования предполагает воспитание учащихся начальной школы на основе национального воспитательного идеала. Высшей целью образования является «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Беларуси, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях [Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум; под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Юрайт, 2016. – 468 с., с.2].
Особое значение в воспитании у детей младшего возраста интереса к культуре, истории белорусского народа принадлежит устному народному творчеству. Устное народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости, развития и воспитания ребенка на начальном этапе его развития, умственного, нравственного, эстетического воспитания.
ГЛАВА 2. Использование белорусского фольклора в работе с младшими школьниками через музыку, литературу, народную художественную литературу
С целью постепенного введения белорусского языка в различные виды деятельности дошкольников мы предлагаем использовать кукол «белорусов», например, девочку Павлинку и мальчика Ваню. Они по одному или вместе «приходят» к детям и интересуются их занятиями, играми, "разговаривая" только по-белорусски. Таким образом, настраиваются ситуационно-деловое общение на белорусском языке. В таких речевых ситуациях дети учатся прислушиваться к белорусскому языку, воспринимать и понимать его, у них формируется установка на белорусский язык собеседника [Ипатава, В. Маўленчае і лінгвістычнае развіццё дашкольнікаў [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/16345/1.pdf. – Дата доступа: 20.09.2018],
Через литературу дети знакомятся с присущими белорусскими обращениями: пятух-чабятух, курачка-сакатушка, лісіца-хітрыца, муха-пяюха, каток-залаты лабок, гусак Шыпун і індык Балбатун, казачнік Бай, жаба ў каляіне, коця, вожык Тупцік и другими.
Ведущую роль в ознакомлении детей с белорусским языком выполняет знакомство с белорусским фольклором, а также лучшими классическими произведениями для детей.
У детей при обучении родному языку сформирована устойчивая интерес и положительное отношение к белорусскому языку, присутствует желание овладеть им. Кроме того, у воспитанников развиваются познавательные и языковые способности, память, внимание, речевая активность, наблюдательность относительно языковых явлений, сравнивая русские и белорусские слова, фразы, выражения.
За короткое время дети знакомятся с белорусским фольклором – пестушками, сказками, песенками, считалками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проблема использования белорусского фольклора является актуальной. Для этого были рассмотрены основные понятия: фольклор, детский фольклор, белорусский фольклор.
Было представлено несколько классификаций детского фольклора по В.А Василенок и М.Н. Мельникову, также классификация устного народного творчества.
Имеет большое значение, что детский фольклор содействует развитию моральных качеств, речи, нравственному отношению к окружающей среде, то есть происходит всестороннее развитие человеческой личности.
Белорусский фольклор, в свою очередь способствует не только развитию моральных качеств и формированию национальной идентичности и обучает грамоте (ее грамматической и фонетической стороне), художественному вкусу.
С помощью малых форм фольклора мы легко устанавливаем с каждым ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание малыша, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Знакомство с детским фольклором развивает у детей речь. Они раньше начинают говорить, подпевать слоги, слова, произносить за взрослым стихотворный текст игр, игр-плясок, пальчиковых игр.
При любом действии с детьми самое главное – это доброжелательное общение с ними. От воспитателя требуется не только дать каждому ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить чувство комфортности, психологической защищенности, доверия.
Мы выяснили, что организуя более углублённую работу с детьми по ознакомлению с художественной литературой, отмечаем, что дети проявляют больший интерес к художественной литературе, а особенно к сказкам.
1. Андреев, Н.П. Русский фольклор / Н.П. Андреев.– М., 1938
2. Аникин, В.П. Русский фольклор: учеб. Пособие / В.П. Аникин. - М.: Флинта, 2000. - 167 с
3. Арпентьева, М.Р. Белорусский фольклор в исторической памяти народа / М.Р. Арпентьева. – Калуга, 2017.– С. 59-60, 60
4. Беларускі дзiцячы фальклор. Традцыйныя запiсы, апрацоукi и аутарскiя творы. / склад: А. М Аляхновiч iiнш. / Мн.: Беларусь, 1994, 129 с
5. Большой справочник школьника; под ред. М.М. Литвиновой, Т.Д. Дажиной. – М.: Дрофа, 2010. – 1103 с., с.151
6. Василенко, В. А. Детский фольклор [Текст] — М.: Высшая школа, 1978.- 198с
7. Василенко, В.А. Детский фольклор / В.А. Василенко. – М.: Высшая школа, 1978. – 150 с, с.50
8. Виноградов, Г.С. Детский фольклор / Г.С. Виноградов. – Л.: Наука, 1978. – С. 66–67., с.66
9. Гусев, В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. – Л.: Наука, 2003. – 318 с., с.6
10. Ипатава, В. Маўленчае і лінгвістычнае развіццё дашкольнікаў [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/16345/1.pdf. – Дата доступа: 20.09.2018
11. Каргополова, Т.М. Развитие музыкальных способностей у учащихся младшего школьного Казанский педагогический журнал, №4, 2017 4 возраста в процессе изучения фольклора: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Т.М. Каргополова. – М., 2014. – 196 с, с.68
12. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум; под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Юрайт, 2016. – 468 с., с.2
13. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2006. – 855 с., с.791
14. Орлова, Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми / Н. Орлова // Дошкольное воспитание. – 1984. – № 4. – С. 8-11., с.3
15. Развіццё беларускага маўлення ў дзяцей дашкольнага ўзросту: матэрыялы з вопыту работы ГУО “Яслі-сада №160 г.Гомеля / скл. А.М.Шутава, метадыст вучэбна-метадычнага аддзела дашкольнай і пачатковай адукацыі Гомельскага абласнога інстытута развіцця аукацыі - Гомель, 2015. – 23 с
16. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения//Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 2003
17. Эткинд, А.М. Разработка медико – психологических методов исследования эмоциональных компонентов отношений личности / А.М. Эткинд. – М.: ИНФРА-М, 2005