ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие коллективный труд дошкольников
1.2. Способы организации коллективного труда дошкольников
1.3. Методика руководства коллективным трудом дошкольников…
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Определение уровня сформированности коллективного труда дошкольников
2.2. Педагогические условия организации коллективного труда дошкольников
2.3. Анализ изменений и полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми [2].
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость [7, с. 34].
Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношений, личностные качества (внимательность, предупредительность, заботливость и пр.), навыки планирования и организации коллективного труда, закрепляются трудовые навыки. Вместе с тем происходит развитие коллективной трудовой деятельности, ребята учатся принимать общую цель, распределять объем работы, добиваться общего результата, сообща нести ответственность за него и т.д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Коллективный труд дошкольников
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Этот период представляет большие возможности для физического и умственного развития, закладываются основные черт характера и моральные качества личности.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к родине.
Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме – коллективному труду [8, с. 84].
На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опираясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновременно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «рядом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Определение уровня сформированности коллективного труда дошкольников
Как отмечалось выше в первой главе, коллективный труд у детей дошкольного возраста играет большую роль в формировании всесторонне развитой личности, поэтому для подтверждения этих слов нами был проведён эксперимент, в котором мы определили цель нашего исследования.
Цель исследования: изучить сформированность коллективного труда у детей дошкольного возраста.
В экспериментальном исследовании нами была использована методика «Мастерим коврик вместе» [15] (Приложение 1)
Исследование проводилось на базе ГУО «Детский сад №120 г. Минск».
В эксперименте принимало участие 15 детей, возраст которых 4-6 лет (Приложение 2).
Для эксперимента дети делились на группы по 7 – 8 человек. Обобщение данных позволило определить уровень сформированности коллективного труда. Инструкции к выполнению заданий дошкольники прослушали, также на все вопросы детей были даны чёткие и понятные ответы.
На гистограмме 1 (см. Рис. 2.1.) можно увидеть результаты выполнения диагностических заданий на констатирующем этапе исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых - это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.
Труд - это практический метод в экологической работе дошкольного образовательного учреждения, благодаря которому закрепляются полученные знания на занятиях.
Проблема нехватки знаний дошкольников о труде актуальна и значима в настоящее время, так как её развитие определяет полноту познания окружающего мира, а также формирует бережное отношение к природному окружению.
В условиях разного уровня развития общества на современном этапе уделяется недостаточное внимания трудовой деятельности, поэтому ведущая роль в обозначенном направлении отводится дошкольному образовательному учреждению.
Полезный и посильный труд вызывает у детей большое нравственное удовлетворение, создает бодрое, жизнерадостное настроение. В труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся человеку, в труде крепнет дружба. Развивается и крепнет настоящий коллектив, только на основе общего труда.
1. Андреева, В. А. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе // Дошкольное воспитание. 2009. № 11. – 35 c.
2. Березовин, Н.А. Воспитание у школьников интереса к учению / Н.А. Березовин, А.П. Сманцер. – Минск: Народная асвета, 1989. – 39 с.
3. Бороздин, Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе. – М.: Просвещение, 2006. – 134 c.
4. Буре, Р. С. Учите детей трудиться / Р. С. Буре. — М.,1980. — 216 с.
5. Буре, Р. С. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. – 3-е изд., испр., доп. – М., 1983.
6. Васильева, М.А. Трудовое воспитание дошкольников // Сб. \"Трудовое воспитание детей дошкольного возраста" / Сост. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 2001. – 377 с.
7. Виноградова, А.М. Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. – 1987., Просвещение.
8. Воспитание дошкольника в труде / Под. ред. В. Г. Нечаевой. – М.: 2003. – 108 с.
9. Как знакомить дошкольников с природой Текст.: пособие для воспитателей дет. сада / JI. А. Каменева, А. К. Матвеева, JI. М. Маневцова и др.; сост. J1. А. Каменева. 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
10. Козлова, С.А., Дедовских Н.К. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 89 с.
11. Комарова, Т.С.: Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
12. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 276 с.
13. Лысенко, В. Д. Приобщаем детей к труду/ В. Д. Лысенко. – Мозырь ООО ИД “Белый ветер”, 2004.
14. Маркова, Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: структура, содержание, перспективное планирование работы. – М.: АРКТИ, 2002. – 78 с.
15. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности /Т.А. Гатанова, Н.Ф.Шляхта. – Москва: Флинта, 1998. – 32 с.
16. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д. В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987.
17. Сергеева, Д. В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников / Д. В. Сергеева. — М., 1980.
18. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. – М.: Эксмо, 2009. – 64 с.
19. Соломенникова, О.А. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников, дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003. – 214 с.
20. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир / Е. В. Субботский. – Москва: Просвещение, 1991. – 64 с.
21. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы. Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1984. – 204 с.
22. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
23. Усова, А.П. Обучение в детском саду. – М.: 2000. – 69 с.