1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие речи дошкольников как психолого-педагогическая проблема
1.2. Сущностная характеристика сюжетно-ролевой игры
1.3. Использование сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста
2. ПРИМЕНЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование состояния речи детей дошкольного возраста
2.2. Реализация условий комплексного метода формирования сюжетно-ролевой игры
2.3. Оценка результативности условий формирования сюжетно-ролевой игры для речевого развития ребенка дошкольника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Игровая деятельность, так притягивающая к себе детей, привлекала и внимание ученых разных областей знаний. Основоположник педагогической психологии К.Д. Ушинский считал, что игра для ребенка – это действительность, и действительность гораздо более интересная, нежели та, которая его окружает. Интересна она для ребенка потому, что понятнее, а понятнее потому, что отчасти есть его собственное создание [1].
В настоящее время у детей дошкольного возраста слабо развита речь. Учреждения дошкольного образования должны создать все необходимые условия для разностороннего развития детей, в том числе для развития их речи. Речь дошкольников лучше всего развивается посредством игр, в особенности сюжетно-ролевых, в которых присутствует эмоциональная насыщенность детей, увлеченность, самостоятельность, активность, наличие воображаемой ситуации, которая складывается из ролей. Таким образом, вопрос применения сюжетно-ролевой игры для развития речи дошкольников особенно актуален.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие речи дошкольников как психолого-педагогическая проблема
В настоящее время овладение речью является важной проблемой психологии и педагогики. Речь развивается в дошкольном детстве. С помощи речи ребёнок выражает свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы. Неясная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и может наложить отпечаток на его характер.
Процесс развития речи достаточно сложный, творческий, поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели речью, так как чем раньше они научатся правильно говорить, тем свободнее будут чувствовать себя в коллективе. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения [2].
В последнее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Необходимо развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.
2. ПРИМЕНЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование состояния речи детей дошкольного возраста
Для выявления уровня развития речи у детей дошкольного возраста необходимо было проведение эксперимента, в ходе которого выявить уровень нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей.
Эксперимент был проведен на базе ГУО «Ясли-сад №84 г. Могилева». В нем принимали участие 15 детей в возрасте 5-6 лет, из низ 12 девочек и 8 мальчиков.
Для изучения лексико-грамматического стороны речи использовались методические рекомендации, предложенные Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой [11].
Содержание методик:
1) методика «Составление и называние целого предмета из его частей»;
2) методика «Форма предмета»;
3) методика «Много чего?»;
4) методика «Маленький предмет»;
5) методика «Найди, покажи и расскажи»;
6) методика «Закончи предложение»
Методика «Составление и называние целого предмета из его частей»
Цель: развитие внимания, анализ и синтез частей из целого.
Исходная ситуация. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения
2) Сюжетно-ролевая игра осуществляется в соответствии с сюжетом, согласно которому дети выполняют определённые роли и исполняют их в созданной игровой обстановке, воспроизводят сюжеты из реальной жизни людей, рассказов.
3) Посредством игр хорошо развивается речь дошкольников. Особенно эффективны при этом сюжетно-ролевые игры, которые эмоционально насыщены, увлекают детей, развивают также самостоятельность, активность.
4) Диагностика развития речи детей дошкольного возраста проводилось в старшей группе ГУО «Ясли-сад №84 г. Могилева». По результатам первоначальной диагностики был выявлен невысокий уровень развития речи детей (40% детей с низким уровнем, 40% со средним и 20% с высоким уровнем развития речи).
5) С целью повышения уровня речи детей дошкольников, разработана программа, в основе которой лежит сюжетно-ролевая игра.
6) Для оценки эффективности проведенной программы на основе сюжетно-ролевой игры для речевого развития ребенка дошкольника была проведена повторная диагностика, по результатам которой была отмечена положительная динамика в развитии речи детей.
1. Коломинский, Я.Л. Игра в жизни дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Мозырь. : Белый ветер, 2016. – 184 с.
2. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2001
3. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М. : Изд-во Мос. психол.-социол. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2002
4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
5. Малашенкова, Е.А. Технология сюжетно-ролевой игры // Пачатковая школа. – 2008. – № 12. – С. 23–28.
6. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М. : 1988. – 476 с.
7. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.
8. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил.
9. Усова, А.П. Роль игры в воспитание детей / под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 236 с.
10. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей / Л.Ю. Субботина. – Ярославль : Академия Развития, 1996. – 240 с.
11. Спирова, Л.Ф. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка»/ Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Методы обследования речи детей /под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2005.–С.35-54