Введение
1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования и развития межличностных отношений в дошкольном возрасте
1.1 Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте
1.2 Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте
1.3 Игра как средство психического развития детей дошкольного возраста
2 Эмпирическое исследование специфики межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация и процедура проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3 Практические рекомендации по формированию и развитию межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6-7 лет. Это достаточно большой период жизни ребенка, в течение которого ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и стремится войти в этот мир, проявляя все большую самостоятельность. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшей из них является потребность в общении, через которое ассимилируется социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате развития познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений; развитие этих потребностей характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение [4, с. 83].
Дошкольный возраст, по мнению А.Н. Леонтьева является периодом начального становления личности. Именно в это время происходит формирование и развитие основных личностных механизмов и формаций, формируется самосознание, развиваются тесно связанные эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание [9, p. 181]. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенно влияющие на его психическое развитие, п поскольку общение является основным условием формирования социальных качеств личности ребенка, проявления и развития начал его коллективных отношений. Дошкольники активно стремятся к общению со сверстниками в различных видах деятельности, благодаря чему и формируется так называемое «детское общество». В различных видах деятельности дошкольники учатся согласовывать свои действия, осваивают навыки общения, справедливо разрешать споры и находить выход из конфликтных ситуаций.
В этом возрасте из-за высокой интенсивности развития межличностных отношений в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в 3 года потребность в общении со сверстниками только возникает, то в 4-5 лет она становится уже одной из ведущих, поскольку именно в этом возрасте ребенок окончательно понимает, что другие дети нужны ему для общения и межличностного взаимодействия. Поэтому среди из основных проблем современной психологии и является проблема формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте.
1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования и развития межличностных отношений в дошкольном возрасте
1.1 Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте
Дошкольное детство является особым периодом в жизни и развитии ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения и внутренняя психическая жизнь [15, с. 240]. В этот период интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых. Ребенок впервые психологически выходит за пределы окружения близких людей и за рамки семьи. Взрослый начинает действовать не только как конкретный человек, но и как образ. Социальную ситуацию развития в дошкольном возрасте характеризуется диадой «ребенок – общественный. обобщенный взрослый». При этом обобщенный взрослый является носителем общественных функций [22, с. 201].
Растущие возможности владения собственным телом, усложнение и расширение психических функций и социальных способов взаимодействия с другими людьми в дошкольном детстве приносят ребенку чувство удовлетворения и радости жизни. В это время ребенок ощущает острую необходимость в освоении новой информации и действий через их неустанное воспроизводство.
В возрасте от трех до семи лет самосознание дошкольника развивается так, что дает повод говорить о личности ребенка. Стремясь реализовать свое «Я», он в общении с другими людьми естественно и широко использует изоляцию и идентификацию. постепенно тренируя рефлексию. Наряду с идентификацией с людьми, он интенсивно развивает способность к идентификации со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.д. Постепенно, на протяжении всего детства, идентификация и изоляция могут стать для ребенка бессознательно используемой техникой общения [11, с. 94].
В этом возрасте наиболее типичным является идентификация в форме сочувствия: чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, переносятся им на персонажей сказок и историй. Ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Идентификация становится механизмом зарождающейся эмпатии.
2 Эмпирическое исследование специфики межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация и процедура проведения исследования
Эмпирическое исследование проходило на базе ГУДО «Детский сад – ясли №15 г. Полоцка». В экспериментальную группу входило 20 детей младшего дошкольного возраста, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Изучение специфики межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе были определены критерии эффективности работы по практической реализации исследования, методы и процедуры диагностики испытуемых, а также методы и приемы анализа и интерпретации полученных результатов.
На следующем этапе была организована и проведена диагностика испытуемых, направленная на изучение особенностей межличностных отношений в младшей группе дошкольного учреждения, при этом было выдвинуто предположение о том, что у большинства дошкольников, входящих в экспериментальную группу, уровень межличностного общения является невысоким.
Для выявления уровня развития межличностного общения детей экспериментальной группы были использованы следующие диагностические методики и процедуры: тест «Два домика» в модификации Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной, Р.К. Терещука и методика «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова).
Тест «Два домика» предназначен для определения круга значимого общения ребенка, особенностей межличностных отношений в группе, выявления симпатии к членам группы. основная цель методики – диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста.
Оборудование: лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета (Образец стимульного материала представлен в приложении 1).
Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Заключение
Итак, в ходе изучения проблемы формирования и развития межличностных отношений в младшем дошкольном возрасте, можно сделать следующие выводы:
1 Дошкольный возраст является важным этапом психического развития, который имеет огромное значение для развития ребенка, во время которого происходят значительные анатомо-физиологические перестройки организма, а также целый возникает ряд центральных новообразований. которые оказывают значительное влияние на психическое развитие ребенка, а также и на формирование и развитие межличностных отношений дошкольников.
2 Межличностные отношения начиная в дошкольном возрасте представляют собой достаточно сложное психологическое явление и подчиняются таким закономерностям, как обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которое социальная группа занимает в обществе, зависимость межличностных отношений от особенностей совместной деятельности, которая опосредствует их развитие и, наконец, их уровневая природа.
3 В ходе изучения проблемы формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста невозможно обойтись без рассмотрения детской игры. Современные исследования показывают, что в настоящее время у дошкольников существуют значительные проблемы в развитии игровой деятельности. Так у большинства из них игра не достигает своей развитой формы. При этом у детей, не имеющих опыта совместной игры, отсутствует содержание общения, они не могут найти адекватную форму межличностного взаимодействия и совместной деятельности. Данный факт обусловил организацию и проведение эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста.
4 Эмпирическое исследование проходило на базе ГУДО «Детский сад – ясли №15 г. Полоцка». В экспериментальную группу входило 20 детей младшего дошкольного возраста, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Для выявления уровня развития межличностного общения детей экспериментальной группы были использованы следующие диагностические методики и процедуры: тест «Два домика» в модификации Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной, Р.К. Терещука и методика «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова).
1 Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход / Т.П. Авдулова. – Москва: Академия, 2009. – 208 с.
2 Венгер, Л.А. Воспитание ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
3 Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Академический проект, 2008. – 336 с.
4 Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М.Орлова. – Москва: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
5 Гребенникова, О.В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности / О.В. Гребенникова // Мир психологии. – 2015. – № 1. – С. 101–111.
6 Гударёва, О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: Автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / О.В. Гударева. – Москва, 2005. – 27 с.
7 Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
8 Коломинский, Е.А. Диагностика и коррекция психического развития у дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1997. – 237с.
9 Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. / А.Н. Леонтьев. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 576 с.
10 Павлова, Т.В. Особенности межличностных отношений со сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом / Т.В. Павлова, Д.С. Рубцова // Наука и современность. – 2015. – № 3. – С. 143–148.
11 Першина, Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов / Л.А. Першина. – Москва: Академический Проект: Альма Матер, 2005. – 256 с.
12 Печенина, Н.А. Развитие межличностных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр / Н.А. Печенина, И.А. Галкина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 2 (5). – С. 83–95.
13 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 704 с.
14 Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. – М.: Педагогика, 1989. – 240 с.
15 Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – Москва: ВЛАДОС, 2016. – 366 с.
16 Смирнова, Е. О. Игра в современном дошкольном образовании / Е.О. Смирнова // Психологический институт в современном научно-психологическом пространстве: Междунар. Челпановские чтения – 2014: Моск. науч.-практ. конф. к 100-летию торжественного открытия Психологического института им. Л. Г. Щукиной (1914–2014) (Москва, 22–23 апр.). – Москва, 2014. – Вып. 7, юбил. – С. 225–231.
17 Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Владос, 2005. – 158 с.
18 Смирнова, Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников / Е.О. Смирнова // Культурно-историческая психология. – 2011. – № 4. – С. 16–26.
19 Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
20 Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности: методическое пособие / В.Л. Сиротина. – Челябинск, 2013. – 24 с.
21 Чистякова, М.М. Психогимнастика / М.М. Чистякова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
22 Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: Учебник / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
23 Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
24 Эльконин, Д.Б. Детская психология / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – Москва: Академия, 2005. – 384 с.