Введение
1 Теоретико-методологические аспекты изучения самооценки у детей дошкольного возраста
1.1 Теоретические подходы к определению понятия самооценки в современной психологической науке
1.2 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности развития самооценки в старшем дошкольном возрасте
2 Эмпирическое исследование особенностей самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и процедура проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3 Практические рекомендации по развитию и коррекции
уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Самооценка представляет собой оценивание личностью своих качеств, возможностей и места среди людей. Она является проявлением самосознания индивидуума, осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, и она в значительной степени оказывает влияние на становление личности на всех этапах развития и эффективность ее деятельности [10, с. 254].
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования, при этом самооценка, как психологический феномен, является одним из существенных условий, благодаря которым индивид становится личностью. У детей дошкольного возраста правильно сформированная самооценка предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта, как определенное отношение к себе, а не просто как знание самого себя.
Как одна из форм проявления самосознания самооценка детей дошкольного возраста являлась предметом изучения многих отечественных и зарубежных ученых. Наиболее ранние исследования говорят о зависимости самооценки дошкольника от отношения взрослых в обусловленных правилами различных видах деятельности. Более современные исследования раскрывают взаимосвязь самооценки и межличностных отношений детей. Большое количество исследований посвящены проблеме поиска формирования и развития адекватного уровня самооценки, а также ее коррекции на разных этапах возрастного развития.
Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин и другие отмечают, что дошкольное детство является периодом высокой чувствительности ребенка к влияниям общественно среды и воспитательным воздействиям. По их мнению, сформированные в дошкольном возрасте знания, умения, навыки и привычки, отношения и мотивы деятельности могут быть достаточно устойчивыми и прочными и сохраняться в измененных и новых условиях, что, в свою очередь, существенно отражается на развитии детского самосознания. Данный вывод основывается на анализе многочисленных исследований, посвященных проблеме детско-родительских отношений, в которых большинство авторов считают основным фактором, влияющим на развитие самооценки и становление активности детей дошкольного возраста, именно их взаимодействие с родителями (А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Э. Фромм, Г.Т. Хоментаускас, Э. Эриксон, Э.Г. Эйдемиллер, М. Эйнсворт, В. Юстицкис).
1 Теоретико-методологические аспекты изучения самооценки у детей дошкольного возраста
1.1 Теоретические подходы к определению понятия самооценки в современной психологической науке
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место [22, с. 214].
Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, которая определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит – уровню притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее нормализации и укреплению. Существенные изменения в самооценке появляются тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с отсутствием или наличием у него необходимых способностей. Следовательно, функции самооценки состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности [22, с. 219].
В соответствии с привычным целостным восприятием человека о единстве его чувств, ума и воли, проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами, кроме того, на социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: когнитивную и функцию психологической защиты [3, с. 20].
2 Эмпирическое исследование особенностей самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и процедура проведения исследования
Для достижения поставленной цели и реализации задач, было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста, которое проходило на базе ГУДО «Детский сад – ясли № 26 г. Полоцка». В экспериментальную группу входило 18 испытуемых (10 девочек и 8 мальчиков) в возрасте 5-6 лет.
Данное исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе были определены процедуры и методы диагностического обследования испытуемых, критерии эффективности работы по его практической реализации, а также приемы и методы количественного и качественного анализа и интерпретации полученных результатов. На следующем этапе была организована и проведена диагностика испытуемых, направленная на изучение особенностей самооценки у старших дошкольников. С этой целью
были использованы следующие диагностические методики и процедуры: методика диагностики уровня самооценки дошкольника «Лесенка» (В.Г. Щур) и методика «Какой Я?» (Р.С. Немов).
Методика диагностики типа самооценки дошкольника «Лесенка» (В.Г. Щур). Теоретическая и практическая значимость изучения самооценки, включая различные аспекты самосознания, самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей детей дошкольного возраста настолько велика, что обусловила необходимость применения этой методики в ходе проведения данного исследования. Методика является техникой шкалирования, представленной в графической форме. Она основана на оценивании детьми своих личностных качеств и позволяет определить высоту самооценки детей, ее противоречивость, устойчивость и адекватность представлений ребенка о самом себе. Методика может использоваться для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны воспитателей детского сада или со стороны семьи.
Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму», поскольку, как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно, то есть дети считают, что близкие взрослые относятся к ним по-разному. Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности.
Заключение
Итак, в ходе изучения проблемы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы:
1. Самооценка – одно из понятий, наиболее часто встречающихся психолого-педагогических исследованиях, однако, в настоящее время его содержание определено нечетко и значительно расходится в понимании различных авторов. На сегодняшний день не разработано цельного понимания условий формирования самооценки, специфики и классификации оценок разного рода, механизмов и природы оценочного процесса и др.
2. Дошкольный возраст является этапом зарождения личности, который характеризуется следующими особенностями: в этот период происходят значительные изменения практически во всех психических процессах; устанавливаются первые иерархические отношения мотивов и первые подчинения непосредственных побуждений социальным нормам; в личности ребенка дошкольного возраста получают развитие направленность и активность, под влиянием оценки формируются моральные чувства и зарождается чувство долга и т.д.
3. Самооценка дошкольника формируется в процессе усвоения им правил и норм поведения, так ребенок строя свои отношения со взрослыми и сверстниками начинает постепенно пользоваться оценками-мерками их и своего поведения. Самооценка также тесно связана с выделением различных параметров когнитивной оценки «Я». В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, Кроме того, можно выделить два фактора формирования самооценки старших дошкольников – это отношение окружающих и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. Сдвиг в развитии самооценки имеет важную роль в переходе к следующей возрастной ступени и в психологической готовности старшего дошкольника к обучению в школе.
1. Барская, Н.А. Самооценка в системе обеспечения качества подготовки специалистов / Н.А. Барская //Высшее образование сегодня. – 2014 – №12. – С. 73
2. Божович, Л.И. Возрастная и педагогическая психология / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2001. – 265 с.
3. Будасси, С.А. Защитные механизмы личности / С.А. Будасси. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2001. – 498 с.
4. Гнездилов, Г.В. Возрастная психология и психология развития: Учебное пособие / Г.В. Гнездилов, А.Б. Курдюмов, Е.А. Кокорева / Ответственный редактор Р.В. Ершова. – Москва: Изд-во СГУ, 2013. – 204 с.
5. Гройсман, А.Л. /Личность. Творчество. Регуляция состояний: руководство по театральной и паратеатральной психологии / А.Л. Гройсман – М.: Издательство Магистр, 2016. – 198 с.
6. Джембетова, Р.С. Становление самосознания в дошкольном возрасте / Р.С. Джембетова // В мире научных открытий Материалы XX Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. Центр научной мысли; научный ред. И.А. Рудакова. – 2016. – С. 107 – 108.
7. Еникова, О.Ю. Психологические детерминанты развития самовосприятия личности старшего дошкольника / О.Ю. Еникова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1 (266). – С. 14-17.
8. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Мн.: Трайм – Тайм, 2016. – 210 с.
9. Карпова, А.В. Общая психология / А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2002. – 510 с.
10. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1999. – 431 с.
11. Крылова, Н.М. Целенаправленное развитие самосознания у дошкольника – ведущая задача современного педагога / Н.М. Крылова // Второй международный конгресс по педагогическим, психологическим и социокультурным аспектам поведенческих проблем и делинквентности детей и подростков Редакционная коллегия: Главный редактор – А.К. Колесников; Отв. редактор выпуска – Д.С. Корниенко. – 2010. – С. 112 –118.
12. Куницына, В.Н. Восприятие подростками других людей и себя / В.Н. Куницына. – М.: Академический проект, 2002. – 365 с.
13. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академический проект, 2001. – 304 с.
14. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина. - М.: Педагогическая литература, 2015. – 368 с.
15. Мудрик, С.А. Роль социального окружения в формировании личности подростка / С.А. Мудрик. – СПб.: Речь, 2011. – 310 с.
16. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. –Кн.3: Психодиагностика. Введение в психологическое исследование с элементами математической статистики. – 632 с.
17. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460 с
18. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
19. Полети, Р., Доббс, Б. / Самооценка. Основное благо /Р. Полетти, Б. Доббс. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2009. – 410 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубиншетйн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
21. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О.Смирнова. – Москва: ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
22. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. / Л.Д. Столяренко. – Р–на-Д.: Феникс, 2000. – 456 с.
23. Чегина, И.С. Взаимосвязь образа «Я» и психологических защит детей старшего дошкольного возраста в системе отношений «мать – ребенок»: Автореферат диссертации кандидата психологических наук: 19.00.07 / И.С. Чегина. – Саратов, 2010. – 27 с.
24. Чеснокова, И.И. / Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 2001. – 377 с.
25. Чудновский, В.Э. / Воспитание способностей и формирование личности /В.Э. Чудновский. – М.: Знание, 2000. – 198 с.